«Букет из четырех цветников преуспеяния»: Дворцовая челядь в эпоху Великих Моголов

 
Код статьиS086919080008439-9-1
DOI10.31857/S086919080008439-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: гл.н.с.
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы137-150
Аннотация

Приобретающее все большую актуальность в современной исторической науке исследование широкого круга тем, связанных с функциями и статусом домашней прислуги, позволяет увидеть на ограниченном пространстве дома срез социально-экономических, этнокультурных и иных отношений в изучаемом обществе. Домохозяйство, в котором взаимодействуют хозяева и слуги, является мини-социумом, в котором могут сосуществовать различные виды иерархий (социальные, профессиональные, основанные на понятии ритуальной чистоты / нечистоты, возрастные, гендерные, даже этнические и расовые). Опираясь на данные знаменитого трактата Абу-л Фазла Аллами «Установления Акбара» и свидетельства европейских путешественников, статья анализирует номенклатуру занятий и положение дворцовой прислуги в империи Великих Моголов. Падишахов и их семьи обслуживали тысячи мужчин и женщин, принадлежавших к разным кастам, профессиям, этносам, странам и территориям, конфессиям (последнее интересовало нанимателей меньше всего); среди них были как вольнонаемные, так и рабы (пленники, купленные или рожденные в рабстве). При этом выявить различия между свободными людьми и рабами в источниках нелегко: и те, и другие получали жалованье и при определенных обстоятельствах могли переходить из одного статуса в другой. У определенной части могольской элиты существовало представление о «порочности» института рабства, что приводило к замене обозначений рабства эвфемизмами. Вся дворцовая челядь – свободные и невольники – обеспечивали роскошь и величие империи, функционирование ее военно-административного аппарата, жизнедеятельность и воспроизводство правящей семьи – как во дворце, так и во время нескончаемых перемещений Моголов по подвластным территориям. В системе, основную несущую конструкцию которой составлял сам падишах, дворцовое хозяйство и правительственные структуры были неразделимы – вся империя виделась Абу-л Фазлу дворцовым хозяйством. Автор приходит к выводу, что с этой точки зрения разница между высокопоставленным эмиром и простым слугой была чисто количественной, поскольку оба считались слугами падишаха, объединенными верностью монарху. 

Ключевые словаМогольская империя, Акбар, Джахангир, Абу-л Фазл, раджпуты, средневековье, слуги, рабство, наем, жалованье, статус, иерархия, каста
Источник финансированияСтатья выполнена как часть проекта «Под небом Южной Азии. Слуга и хозяин: региональная специфика подчинения и доминирования в контексте социокультурной гетерогенности» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление» (объединенный проект «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России»).
Получено08.02.2020
Дата публикации28.02.2020
Кол-во символов44607
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Империя Великих Моголов, возникшая в 20-е гг. XVI в. и просуществовавшая реально до конца XVIII, а формально – до 1857 г.1, представляла собой самое крупное государственное образование в Южной Азии доколониального периода и, в эпоху своего расцвета (до середины XVII в.), включала в себя части Афганистана, Бирмы и почти всю территорию современных Пакистана, Бангладеш и Индии (до р. Кришны на юге). Само название империи и правящей династии, не употреблявшееся в Индии, было дано европейцами: к слову «моголы»2 они присоединили эпитет «Великие» (Great, Grande), когда воочию увидели великолепие могольского имперского быта. Особенно впечатляли их дворцы (в обеих столицах империи – Агре и Дели, летняя резиденция в Лахоре и др.); не меньшее восхищение вызывали усыпанные драгоценными камнями наряды падишахов, членов их семей, придворных, воинов и даже прислуги; роскошные приемы и многодневные пиры, императорские выезды в сопровождении сотен коней и слонов, украшенные золотом и самоцветами шатры, паланкины, упряжь... 1. После распада империи могольские падишахи формально продолжали править, получая пенсию сначала от маратхов, а затем от англичан. Постепенно их реальная власть сузилась до границ столицы – Дели. В 1857 г. Великое народное (Сипайское) восстание началось под лозунгом восстановления империи, и последний падишах, Бахадур-шах Зафар, был против воли наделен повстанцами всей полнотой власти. Взяв Дели штурмом, англичане пленили падишаха и, объявив о ликвидации империи, сослали в Бирму.

2. Искаженное на индийский лад «монгол», указание на прямое родство правителей династии с чингизидами и тимуридами). Моголами в Индии называли представителей мусульманской военной аристократии.
2 Вся эта ежедневная демонстрация «азиатской роскоши», которую так страстно осуждали европейцы (стараясь при этом, по возможности, ей подражать), была необходимым элементом престижа и величия империи; на нее уходила значительная часть государственной казны. Так, в 1595 г. на содержание дворцового хозяйства было истрачено чуть менее 8 млн рупий [Abu-l Fazl Allami, 1977, I, p. 12], причем эта цифра не учитывала жалованье слуг, получавших заработанную плату по военному ведомству. По подсчетам известного индийского медиевиста Ш. Мусви, на содержание тех, кто обслуживал падишаха и его семью во дворцах и во время путешествий, уходило до 22 % этой суммы [Moosvi, 1987, p. 294; Moosvi, 2003, p. 566].
3 История становления, расцвета и падения Могольской державы давно и подробно изучена поколениями ученых. Однако до сих пор исследователей интересовали, прежде всего, политическая история, административное устройство, военно-ленная система, фискальный аппарат, экономика (сельское хозяйство, ремесло, торговля), основные социальные группы, межконфессиональные отношения. Лишь недавно внимание ученых привлекли культура (придворная и народная), мировоззрение, общественная мысль, этические и эстетические ценности, история повседневности. Разумеется, абсолютное большинство работ на могольскую тему посвящено тем или иным аспектам жизни элиты, что объясняется характером доступных источников – хроник и административных документов. Значительная часть литературных текстов представляла жизнь и деяния падишахов, членов их семей, а также «столпов империи» – придворных, служилой знати, крупных чиновников и приближенных к престолу «людей пера» – религиозных деятелей, поэтов и т. д.
4 Благодаря указанным источникам, а также запискам европейских путешественников можно более или менее адекватно реконструировать придворный быт Могольского двора. Однако при этом фактически «невидимками» остаются те, кто обеспечивал всю эту имперскую роскошь, кто кормил, одевал, нянчил, транспортировал, освещал, охранял, развлекал и всяким иным образом обслуживал «прибежище мира» (падишаха), его семью и приближенных, кто поддерживал в должном виде дворцы, шатры, паланкины, ковры, ездовых и вьючных животных, драгоценную утварь и все, что составляло быт могольских правителей. Речь идет о дворцовой прислуге.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 888

Оценка читателей: голосов 0

1. Ашрафян К. З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М.: Восточная литература, 1977.

2. Ванина Е. Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII–XVIII в. М.: Восточная литература, 1991.

3. Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии XVI–XVIII в. М.: Восточная литература, 1993.

4. Abu-l Fazl Allami. Ā’īn-i Akbarī. Vol. I. Ed. by H. Blochmann. Calcutta: Baptist Mission Press, 1872 (Reprint: Institute for the History of Arabic-Islamic Science, Johann Wolfgang Goethe Institute, Frankfurt am Main, 1993).

5. Abu-l Fazl Allami. Ā’īn-i Akbarī. Vol. I. Tr. H. Blochmann. Delhi: Munshiram Manoharlal, 1977 (reprint).

6. Anderson B. Doing the Dirty Work? The Global Politics of Domestic Labour. London and New York: Zed Books, 2000.

7. Bernier F. Travels in the Mughal Empire. Tr. by A. Constable. 2nd. ed. by V. A. Smith. L.– NY: Henry Milford, Oxford University Press, 1916.

8. Blake S. The Patrimonial-Bureaucratic Empire of the Mughals. The State in India 1000–1700. Ed. H. Kulke. Delhi: Oxford University Press, 1997.

9. Campbell G. Slave Trades and the Indian Ocean World. India in Africa, Africa in India: Indian Ocean Cosmopolitanisms. Ed. J. Hawley. Bloomington: Indiana University Press, 2008.

10. Cox R. The Servant Problem: Domestic Employment in a Global Economy. London–New York: I. B. Taurus, 2006.

11. Du Jarric P. Akbar and the Jesuits. Tr. C. H. Payne. New York and London: Harper Brothers, 1926.

12. Eaton R. M. Introduction. Slavery and South Asian History. Ed. R. M. Eaton and I. Chatterjee. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2006.

13. Fauve-Chamoux A. Introduction. Domestic Service and the Formation of European Identity. Understanding the Globalization of Domestic Work, 16th–21st Centuries. Ed. A. Fauve-Chamoux. Bern, etc.: Peter Lang, 2004. Рр. 1–11.

14. Flores J. The Mughal Padshah: A Jesuit Treatise on Emperor Jahangir's Court and Household. Leiden: Brill, 2015.

15. Hartman M.S. The Household and the Making of History: A Subversive View of the Western Past. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

16. Krieger-Krynicki A. Captive Princess: Zebunissa, Daughter of Emperor Aurangzeb. Karachi: Oxford University Press, 2005.

17. Lal R. Domesticity and Power in the Early Mughal World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

18. Lal R. Empress: The Astonishing Reign of Nur Jahan. N.Y.: W.W. Norton & Co., 2018.

19. Lee J. Who Is the True Halalkhor? Genealogy and Ethics in Dalit Muslim Oral Traditions. Contributions to Indian Sociology. Vol. 52. No. 1, 2018. Pp. 1–27.

20. Manucci N. Storia do Mogor or Mogul India, 1656–1712. Tr. by W. Irwine. Vol. I – IV. London: Murray, 1907–1908.

21. Meerkerk van Nederveen E., Neunsinger S. and Hoerder D. Domestic Workers of the World: Histories of Domestic Work as Global Labor History. Towards a Global History of Domestic and Caregiving Workers. Leiden: Brill, 2015. Pp. 1–24.

22. [Monserrate A.] The Commentary of Father Monserrate S.J. On His Journey to the Court of Akbar. Tr. by J.S. Hoyland. L.: Humphrey Milford, 1922.

23. Moosvi Sh. The Economy of the Mughal Empire c. 1595. A Statistical Study. Delhi: Oxford University Press, 1987.

24. Moosvi Sh. Domestic Service in Pre-Colonial India: Bondage, Caste and Market. Proceedings of the Indian History Congress. Vol. 64. Delhi: Indian Council of Historical Research, 2003. Pp. 560–582.

25. Mukhia H. The Mughals of India. Malden MA–Oxford: Blackwell Publishing, 2004.

26. Parreñas R. S. Servants of Globalization. Migration and Domestic Work. 2nd Edition. Stanford: Stanford University Press, 2015.

27. Ray R., Qayum S. Cultures of Servitude. Modernity, Domesticity, and Class in India. Stanford: Stanford University Press, 2009.

28. Shadab Bano. Eunuchs in Mughal Household and Court. Proceedings of the Indian History Congress. Vol. 69. Delhi: Indian Council of Historical Research, 2008. Pp. 417– 427.

29. Shah Nawaz Khan. The Maāthir-ul-umarā, Being Biographies of Muḥammadan and Hindu Officers of the Timurid Sovereigns of India From 1500 to About 1780 AD. Tr. H. Beveridge. Vol. I. Calcutta: Royal Asiatic Society of Bengal, 1941.

30. Shivram B. Kinship Structures and Foster Relations in Islamic Society. Milk Kinship Allegiance in the Mughal World. Shimla: Indian Institute of Advanced Studies, 2014.

31. The Tuzuk-i Jahangiri, or Memoirs of Jahāngīr. Tr. A. Rogers. Ed. H. Beveridge. L.: Royal Asiatic Society, 1909.

32. Three Memoirs of Humayun. Tr. W. M. Thackston. Vol. II. Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх