Вещный мир оленных орочонов Забайкалья начала ХХ в. в пространстве культуры

 
Код статьиS086954150016709-9-1
DOI10.31857/S086954150016709-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский этнографический музей
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы192-209
Аннотация

В статье впервые рассматривается предметный мир оленных орочонов Забайкалья начала XX в., для этого в научный оборот вводится ранее неизвестный материал из коллекции Российского этнографического музея (РЭМ). Используются системный и герменевтический анализы. Исследование проводится на основе сопоставления вещей орочонов и предметного ряда других народов Центральной и Восточной Азии, близких по культуре групп эвенков и сообществ Нижнего Амура. В работе характеризуются особенности материального комплекса орочонов Забайкалья начала XX в., их традиционных занятий (охоты, оленеводства, рыболовства), одежды, орнамента и верований, прежде всего шаманства. Проводится сравнительный анализ предметов трех групп орочонов: нерчинской, тунгиро-олекминской и северобайкальской. Автор приходит к заключению, что формирование специфики вещного мира забайкальских оленных орочонов произошло в результате их адаптации к местной природе, образования хозяйственно-культурного типа и верований и под влиянием других народов.

Ключевые словавещный мир, этнокультурная специфика, традиционный этнографический комплекс, орочоны Забайкалья, коллекции Российского этнографического музея, Тунгусская экспедиция 1927–1928 гг.
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский фонд фундаментальных исследований [проект № 18-09-00537 А]
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов44719
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной социальной и культурной антропологии значительное место занимает проблема материальности в культуре и обществе. Вещеведение является традиционной темой исследования в российской этнографии. В 2016 г. в журнале “Этнографическое обозрение” состоялось ее обсуждение. В настоящее время эта проблематика обусловлена онтологическим поворотом к материальности предметного мира в социологии и связана с концепцией Б. Латура, Дж. Ло, К. Кнорр-Цетин (Баранов 2016: 25; Соколовский 2016), которая предполагает отказ от антропоцентризма, устранение субъектно-объектных отношений, равенство метафизического статуса всех объектов, рассмотрение вещи как “активного феномена культуры”, герменевтический подход к ней (Соколовский 2016: 105). В контексте с этим представлением А.В. Головнев исследует предмет как живой одухотворенный феномен в пространстве мира, что наполняет собой “живой диалог человека с миром” (Головнев 1995: 197). Д.А. Баранов отмечает роль музеев как центров изучения материальности и обосновывает современные подходы к ней: исследование вещи как национально своеобразного артефакта, связанного с этнографичностью, этничностью, этнической атрибутированностью, анализ предметов в системе культуры, прочтение конструктивно-технологических и символических интерпретаций (Баранов 2016).
2 Осмысление рукотворной вещи как “своего” продукта, отличного от “чужого”, является одним из элементов этнокультурной специфики, проявляющихся в символах и ценностях. Материальные объекты представляют собой основу жизнедеятельности человека и культуры этноса и связаны с духовным пониманием мира. Хозяйственные, бытовые предметы, одежда, а также вещи сакральные, имеющие различный семиотический статус (Байбурин 1995: 82), характеризуют традиционный этнографический комплекс сообщества и формируют его этническое своеобразие во взаимодействии с другими группами.
3 Цель настоящей статьи – раскрыть этнические особенности традиционной культуры орочонов Забайкалья начала XX в., основываясь на вещах из коллекций Российского этнографического музея (далее РЭМ). Задачи данной работы: используя указанные материалы, отметить общую и локальную специфики традиционной культуры забайкальских орочонов, показать ее место в системе культуры эвенков, выявить этнокультурные связи различных групп эвенков.
4 Наиболее близкими из всех черт современной теории материальности автору настоящей статьи представляется герменевтический подход прочтения вещи как текста культуры, исследование ее в системе культуры, выявление смыслов и значений предметов, определение их функций и семиотического статуса.
5 Научная новизна статьи состоит в том, что впервые системно исследованы коллекции РЭМ по оленным группам орочонов Забайкалья начала ХХ в.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 769

Оценка читателей: голосов 0

1. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера: избранные статьи / Сост. А.К. Байбурин, Н.М. Гиренко, К.В. Чистов. СПб.: Европейский Дом, 1995. С. 80–93.

2. Баранов Д.А. О чем молчат вещи // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 25–39.

3. Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии. Ч. II: Роль саянского очага в распространении оленеводства в Евразии) // Советская этнография. 1971. № 5. С. 37–52.

4. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969.

5. Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. 1951. № 1. С. 63–87.

6. Давыдов В.Н. и др. Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири. СПб.: Кунсткамера, 2016.

7. Давыдов В.Н. Исследование отношений человека и оленя в Южной Якутии // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 14 / Отв. ред. Е.Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 95–117.

8. Дьяченко В.И., Ермолова Н.В. Эвенки и якуты юга Дальнего Востока XVII–XX вв. СПб.: Наука, 1994.

9. Ермолова Н.В. О природной и культурной обусловленности этнического характера эвенков // Этнос, ландшафт, культура. Материалы конференции / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: Европейский Дом, 1999. C. 45–60.

10. Кабузан В.М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII – начало XX в.). Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1973.

11. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма. СПб.: СПГУТД, 2000.

12. Клиценко Ю. Шаманские чумы эвенков по материалам катангской экспедиции А.А. Макаренко // Сибирская Заимка: история Сибири в научных публикациях. 2013а. 14.03. https://zaimka.ru/klitsenko-makarenko/ (дата обращения: 25.02.2020).

13. Клиценко Ю. А.А. Макаренко о шаманских чумах витимо-олекминских эвенков // Сибирская Заимка: история Сибири в научных публикациях. 2013б. 16.08. https://zaimka.ru/klitsenko-shunman/ (дата обращения: 25.02.2020).

14. Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина. Большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006.

15. Миссонова Л.И. Проблемы и закономерности локализации пространства проведения ярмарок на Северо-Востоке и Востоке России // Россия и АТР. 2018. № 4. С. 109–127.

16. Поворознюк О.А. Забайкальские эвенки: социально-экономические и культурные трансформации в ХХ–ХХI вв. М.: РАН, 2011.

17. Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. СПб.: Гуманитарная академия, 2017.

18. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире. Самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Восточная литература, 2012.

19. Сирина А.А., Давыдов В.Н. “…Не имеющие ни хлебопашества, ни скотоводства, ни оленей, а только одну лишь реку эту”: патернализм и рыночная экономика в Северо-Восточном Прибайкалье // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 70–85.

20. Соколовский С.В. Материальная семиотика и этнография материальной культуры // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 103–115.

21. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М.: Наука, 1969.

22. Туголуков В.А. Конные тунгусы (этническая история и этногенез) // Этногенез и этническая история народов Севера / Отв. ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1975. С. 78–110.

23. Уварова Т.Б. Нерчинские эвенки в XVIII–XX вв. М.: Институт информации по общественным наукам РАН, 2005.

24. Широкогоров С.М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географии расселения и истории этих народов) / Сост. и отв. ред. А.А. Сирина, В.Н. Давыдов. М.: Наука; Восточная литература, 2017.

25. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII–XX вв.). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1973.

26. Ямпольская Ю.А. “Шаманский чум” эвенков: история открытия, результаты исследований, гипотезы // Этносы и этнические процессы / Ред. В.А. Попов. М.: Наука; Восточная литература, 1993. С. 107–118.

27. Brandišauskas D. Leaving Footprints in the Taiga: Luck, Spirits and Ambivalence among the Siberian Orochen Reindeer Herders and Hunters. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2019.

28. Lavrillier A., Gabyshev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate and Human Interactions. Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg; Havel: Verlag der Kulturstiftung Sibirien Publications, 2017.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

Архив РЭМ 1 – Архив Российского этнографического музея. Ф. 5. М.Г. Левин. Материалы северобайкальского отряда Тунгусской экспедиции 1927 г. 

Архив РЭМ 2 – Архив Российского этнографического музея. Ф. 6. А.А. Макаренко. Материалы экспедиции 1913 г. в Забайкальскую обл., 53 л.

Василевич 1956 – Василевич Г.М. Эвенки // Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л: АН СССР. C. 701–742.

Василевич 1958 – Василевич Г.М. Тунгусский кафтан // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. ХVIII / Отв. ред. Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 122–178.

Василевич 1963 – Василевич Г.М. Типы обуви у народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. ХХI / Отв. ред. Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3–64.

Василевич 1964 – Василевич Г.М. Типы оленеводства у тунгусоязычных народов в связи с проблемой их расселения по Сибири. Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964.

Василевич 1976 – Василевич Г.М. Материальная культура среднеамурских эвенков (по материалам музеев Ленинграда) // Материальная культура народов Сибири и Севера / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1976. С. 106–123.

Викторова 1980 – Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980. 

Георги 2005 – Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб.: Русская симфония; Библиотека АН, 2005.

Головнев 1995 – Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

Горбачева, Соловьева 2006 – Горбачева В.В., Соловьева К.Ю. (ред.) На грани миров. Шаманизм народов Сибири: из собрания Российского этнографического музея (СПб.). М.: Художник и книга, 2006.

Ермолов 1987 – Ермолов Л.Б. Сложносоставный монгольский лук // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ: сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XLI / Отв. ред. А.М. Решетов. Л.: Наука, 1987. С. 151–152.

Захаров 1875 – Захаров И.И. Полный маньчжурско-русский словарь. СПб.: Императорская Академия наук, 1875.

Идес, Бранд 1964 – Идес И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692–1695). М.: Наука, 1964.

Левин 1936 – Левин М.Г. Эвенки северного Прибайкалья // Советская этнография. 1936. № 2. С. 71–77.

Левин, Потапов 1956 – Левин М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Народы Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Левин, Потапов 1961 – Левин М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Маак 1859 – Маак Р.К. Путешествие на Амур. СПб.: Изд-во С.Ф. Соловьева, 1859.

Мазин 1984 – Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало ХХ века). Новосибирск: Наука, 1984.

Мазин 1992 – Мазин И.А. Быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец XIX – ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1992. 

Окладников 1950 – Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. 1, 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 18.)

Патканов 1906 – Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири: В 2 ч. Ч. 1. Вып. 1: Тунгуссы собственно. СПб.: Слово, 1906. (Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. ХХХI. Часть 1. Вып. 1.)

ПМА 1986 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Вал, о-в Сахалин, 1986 г. (информант: М. Михеева).

ПМА 1988 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Оленек, Якутия, 1988 г. (информант: В.А. Бенчик).

ПМА 1994 – Полевые материалы экспедиции автора в п. Иенгра, Якутия, 1994 г. (информант: С. Семенов).

Прокофьева 1971 – Прокофьева Е.Д. Шаманская одежда народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX в.: сборник Музея Антропологии и этнографии. Т. XXVII / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. 1971. С. 5–100.

РЭМ – Российский этнографический музей.

Сем 1986 – Сем Т.Ю. Традиционный этнографический комплекс манегров (конец XIX – начало ХХ в.) // Субэтносы в СССР: сборник научных трудов / Отв. ред. А.В. Коновалов. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1986. С. 92–109.

Сем 1987 – Сем Т.Ю. Атрибуция шаманских костюмов эвенков (по материалам ГМЭ народов СССР) // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: сборник научных трудов / Отв. ред. И.И. Шангина. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1987. С. 147–162.

Сем 2015 – Сем Т.Ю. Торговля тунгусов Восточной Сибири в середине XIX – начале ХХ в. // Торговля в этнокультурном измерении: материалы Четырнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. С. 94–100.

Сем 2018 – Сем Т.Ю. Ритуальный костюм эвенкийской шаманки Одокон из Прибайкалья (по материалам тунгусской экспедиции 1927 г.) // Вещь в трансляции этничности: материалы Семнадцатых международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИНЦ СПГУТД, 2018. С. 45–50.

Сем 2019 – Сем Т.Ю. Этнокультурная специфика шаманских костюмов орочонов Северного Забайкалья // Этнос и конфессия: материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / Отв. науч. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. C. 247–251. 

Смоляк 1984 – Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. М.: Наука, 1984.

Цу Пу Шу 1956 – Цу Пу Шу. Орочоны / Пер. с кит. Володина. Пекин: Национальное изд-во, 1956. 

Чимитдоржиева 2012 – Чимитдоржиева Г.Н. Исторические связи бурятского и эвенкийского языков (на примере лексики). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012.

Широкогоров, Широкогорова 1914 – Широкогоров С.М., Широкогорова Е.Н. Отчет о поездках к тунгусам и ороченам Забайкальской области в 1912 и 1913 гг. // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Сер. II. 1914. № 3. С. 129–146.

Shirokogoroff 1935 – Shirokogoroff S.M. Psychomtntal complex of the tungus. Peking: Catolic University Press, 1935.

 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх