Новоассирийские амулеты из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

 
Код статьиS086919080007696-2-1
DOI10.31857/S086919080007696-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы233-243
Аннотация

В статье публикуются три амулета из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, поступившие в музей в 1911 г. из коллекции В.С. Голенищева. Эти предметы содержат изображения, характерные для Новоассирийского периода, ключевое место среди которых занимают женские образы – богиня на троне на первом и демоница Ламашту на третьем. На втором амулете изображены алтарный столик со змеями и различные символы, с древних времен связанные с сексуальной активностью человека. На первом амулете (I 2 в 260) с одной стороны изображена богиня, вероятно Муллиссу, на троне, стоящем на так называемом львогрифоне – существе с туловом, головой и передними лапами льва и птичьими задними лапами, хвостом и крыльями. За спинкой трона богини расположены шесть звезд. На другой стороне изображены два стоящих на задних лапах львогрифона. Львогрифоны могут быть интерпретированы как демоны-Асакку, изображенные с апотропейными целями. На втором амулете (I 2 в 259) с одной стороны изображен алтарный стол со змеями и символами божеств Нуску и Набу, с другой – растение, скорпион и плетенка. Изображение стола несет двоякий смысл: это и непосредственно показанный алтарный стол, и символическая передача концепта антропоморфной фигуры, держащей в каждой руке по змее – так в 1 м тыс. до н.э. изображали демоницу Ламашту. Соседство змей, плетенки и скорпиона на амулете указывает на его функцию, связанную с магическим воздействием на сферу сексуальной активности обладателя. Третий амулет (I 2 в 261) содержит яркое развернутое изображение демоницы Ламашту, держащей в каждой руке по змее, с одной стороны, и заклинание ša maldi eršiya из серии Hulbazizi – с другой. В статье также приведены транслитерация, перевод и комментарий к тексту заклинания.

Ключевые словаГМИИ им. А.С. Пушкина, В.С. Голенищев, амулет, ассирийская магия, Ламашту, львогрифон, Асакку
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)»).
Получено04.12.2019
Дата публикации16.12.2019
Кол-во символов27715
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина хранятся три новоассирийских амулета, различных по особенностям иконографии, материалу и функциональному значению, но имеющих общее происхождение – все они поступили из коллекции В.С. Голенищева в 1911 г.1. На двух амулетах центральное место занимают женские образы – богиня на троне и женщина-демон Ламашту. Одно из изображений на третьем амулете имеет интересные параллели как с фигурой Ламашту, так и с более древними сюжетами, связанными с сексуальной активностью человека. 1. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)»).
2

НОВОАССИРИЙСКИЙ АМУЛЕТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЬВОГРИФОНОВ И СЦЕНЫ АДОРАЦИИ ПЕРЕД БОГИНЕЙ НА ТРОНЕ

3 Рис. 1.
4 Инв. : I 2 в 260
5 Материал: бронза Размеры: 4 × 2,8 см
6 Датировка: VIII–VII вв. до н.э.
7 Поступил: 1911 г. из коллекции В.С. Голенищева (№ 5148)
8 Описание. Бронзовый амулет с ушком и с изображениями на обеих сторонах. Амулет прямоугольной формы со ступенчатой верхней частью, исполненной в форме зиккурата. Верхний край предмета (верхняя ступень «зиккурата») округлен, а сами ступени расположены несколько несимметрично. В самой верхней ступени «зиккурата», выполняющей роль ушка, находится отверстие для подвешивания амулета, просверленное по диагонали из-за несимметричного расположения ступеней. На поверхности предмета присутствует довольно большое количество потертостей и потемнений, особенно в рельефных углублениях, из-за чего довольно трудно разглядеть мелкие детали одежды персонажей.
9 На одной стороне изображена сцена адорации перед богиней на троне. Трон богини стоит на львогрифоне – существе с туловом, головой и передними лапами льва и птичьими задними лапами, хвостом и крыльями. За спинкой трона богини расположены шесть звезд. Одну руку богиня подняла ладонью вверх в молитвенном жесте, во второй руке она держит кольцо. И богиня, и адорант одеты в ассирийские платья в клетку с запа́хом и бахромой по нижней кромке, на голове богини – тиара. Адорант стоит лицом к богине с руками, поднятыми вверх в молитвенном жесте. В верхней части амулета в области ушка расположены восьмилучевая звезда и полумесяц.
10 На другой стороне изображены два львогрифона, стоящие на задних лапах. Их фигуры расположены симметрично в зеркальном отражении лицом друг к другу. Одна из передних лап каждого существа вытянута вверх, вторая – вниз, их крылья расправлены и обращены к противоположным боковым сторонам амулета. В правой верхней части амулета (верхняя ступень «зиккурата»), над головой одного из львогрифонов, находятся семь точек (маленьких округлых углублений), символизирующих семь божеств Себетти, а в левой части – дугообразная фигура, которая может быть интерпретирована как полумесяц.
11 Аналогии. Абсолютной аналогией данному амулету является памятник из Лувра с инвентарным номером AO 23004 [Pottier, 1924, p. 142, No. 172, Pl. XXVIII]2. Амулет из Лувра отличается лучшей сохранностью, меньшим количеством потемнений, более четкими контурами изображений и более ровными и симметричными ступенями «зиккурата» в верхней части предмета. Место его находки также, к сожалению, неизвестно. Он был приобретен в Сирии Ф. де Сольси и подарен Лувру в 1860 г. 2. >>>> (дата обращения: 15.08.2019).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1116

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьева В.К. Орел и Змея в изобразительности и литературе Двуречья. М.: Водолей, 2007 [Afanasyeva V.K. The Eagle and the Snake in the visual arts and literature of Mesopotamia. Moscow: Vodolei, 2007 (in Russian)].

2. Емельянов В.В. Неопубликованные работы В.К. Шилейко. Письменные памятники Востока. 2017(1). 14, № 4 (Вып. 31). С. 89–110 [Emelianov V.V. Unpublished work of V.K. Shileyko. Pis'mennye pamiatniki Vostoka. 2017. Vol. 14, No. 4 (Issue 31). Pp. 89–110].

3. Емельянов В.В. Работы В.К. Шилейко по истории месопотамской религии. Религиоведение. 2017(2). № 4. С. 154–171 [Emelianov V.V. W.G. Schileico’s Works on the History of the Mesopotamian Religion. Religiovedenie. 2017(2). No. 4. Pp. 154–171].

4. Ясеновская А.А. Семь цилиндрических печатей из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина с изображением символа Набу. Вестник древней истории. 2018. № 3. С. 665–679 [Iasenovskaia A.A. Seven cylindrical seals from the collection of the Pushkin Museum named after A.S. Pushkin with the image of the symbol of Nabu. Vestnik drevnei istorii. 2018. No. 3. Pp. 665–679].

5. Ясеновская А.А. Культ Набу в Ассирии: проблемы распространения и ритуальной практики (канд. дисс.). М., 2019 [Iasenovskaia A.A.. The cult of Nabu in Assyria: problems of dissemination and ritual practice (PhD dissertation). Moscow, 2019].

6. Amiet P. La glyptique mésopotamienne archaïque. Paris: Éditions du Centre national de la recherché scientifique, 1961.

7. Biggs R.D. ŠA.ZI.GA: ancient Mesopotamian potency incantations. Locust Valley, New York: J.J. Augustin publisher, 1967.

8. Black J.A., Green A. Gods, demons and symbols of Ancient Mesopotamia. An illustrated dictionary. London: The British museum press, 1992.

9. Börker-Klähn J. Altvorderasiatische Bildstelen und vergleichbare Velsreliefs. Baghdader Forschungen. Bd. 1–2. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 1982.

10. Braun-Holzinger E.A. Figürliche Bronzen aus Mesopotamien. Prähistorische Bronzefunde. Abt. I, 4. Band. München: C.H. Beck, 1984.

11. Collon D. Catalogue of the Western Asiatic seals in the British Museum. Cylinder seals V. Neo-Assyrian and Neo-Babylonian periods. London: The British museum press, 2001.

12. De Clercq L. Collection De Clercq. Catalogue méthodique et raisonné. Antiquités assyriennes. Cylindres orientaux, cachets, briques, bronzes, bas-reliefs, etc. Tome II. Paris: E. Leroux, 1903.

13. Ehrenberg E. The rooster in Mesopotamia. Leaving no stones unturned. Essays on the Ancient Near East and Egypt in honor of Donald P. Hansen. E. Ehrenberg (Ed.). Winona Lake: Eisenbrauns, 2002. Pp. 53–62.

14. Farber W. Lamaštu. Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Bd. 6. Berlin: de Gruyter, 1980–1983. S. 439–446.

15. Farber W. Lamaštu. An edition of the canonical series of Lamaštu incantations and rituals and related texts from the second and first millenia B.C. Winona Lake: Eisenbrauns, 2014.

16. Finkel I. Ḫul.ba.zi.zi: ancient Mesopotamian exorcistic incantations (PhD dissertation). Birmingham, 1976.

17. Finkel I. Lamaštu Amulet. Archaeology and History in Lebanon. 2001. Vol. 13. Pp. 60–62.

18. Gadd C.J. The Harran inscriptions of Nabonidus. Anatolian studies. 1958. Vol. 8. Pp. 35–92.

19. Green T.M. The city of the Moon god. Religious traditions of Harran. Leiden – New York – Köln: Brill, 1992.

20. Heeßel N. Pazuzu. Archäologische und philologische Studien zu einem altorientalischen Dämon. Leiden – Boston – Köln: Brill, 2002.

21. Herbordt S. Die neuassyrische Glyptik des 8.–7. Jh. v. Chr. (State archives of Assyria studies 1). Helsinki: Helsinki university press, 1992.

22. Jacob-Rost L. Die Stempelsiegel im Vorderasiatischen Museum. Berlin: Akademie-Verlag, 1975.

23. Klengel H. Neue Lamaštu-Amulette aus dem Vorderasiatischen Museum zu Berlin und dem British Musem. Mitteilungen des Instituts für Orientforschung. 1960. Bd. 7. S. 334–355.

24. Lambert W.G. A rare exorcistic fragment. Riches hidden in secret places: ancient Near Eastern studies in memory of Thorkild Jacobsen. Abusch Tz. (Ed.) Winona Lake: Eisenbrauns, 2002. Pp. 203–210.

25. Muscarella O.W. Bronze and iron ancient Near Eastern artifacts in the Metropolitan museum of art. New York: The Metropolitan museum of art, 1988.

26. Parpola S. Assyrian prophecies. (State archives of Assyria IX). Helsinki: Helsinki university press, 1997.

27. Porada E. Corpus of ancient Near Eastern seals in North American collections. Vol. I–II: the collection of Pierpont Morgan library. Washington D.C.: Pantheon Books Inc., 1948.

28. Pottier E. Catalogue des antiquités assyriennes. Musée national du Louvre. Paris: Musées Nationaux, 1924.

29. Schlobies H. Ein verschollenes Beschwörungsrelief. Archiv für Orientforschung. 1926. Bd. III. S. 55–57.

30. Thureau-Dangin F. Rituel et amulettes contre Labartu. Revue d’Assyriologie et d’archéologie orientale. 1921. Vol. 18/4. Pp. 161–198.

31. Verderame L. Demons at work in ancient Mesopotamia. Demons and illness from antiquity to the early-modern period. Bhayro S., Rider C. (Eds.). Leiden: Brill, 2017.

32. Wiggermann F.A.M. Lamaštu, daughter of Anu. A profile. Stol M (with a chapter by F.A.M. Wiggermann Birth in Babylonia and the Bible. Its Mediterranean setting. Groningen: STYX publications, 2000. Pp. 217–252.

33. Wiggermann F.A.M. Some demons of time and their functions in Mesopotamian iconography. Die Welt der Götterbilder. Groneberg B., Spieckermann H. (Hrsg.). Berlin: De Gruyter, 2007. Pp. 102–116.

34. Wilhelm G. Ein neues Lamaštu-Amulett. Zeitschrift für Assyriologie. 1979. Bd. 69. S. 34–40.

амулет I 2 в 260 (в статье – №1): «Амулет с изображением сцены адорации перед богиней на троне и львогрифонов» (Ясеновская_1.jpg, 60 Kb) [Скачать]

амулет I 2 в 259 (в статье – №2): «Амулет с изображением алтарного столика, змей и символов» (Ясеновская_2.jpg, 100 Kb) [Скачать]

амулет I 2 в 261 (в статье – №3): «Амулет против Ламашту с заклинанием» (Ясеновская_3_obv.jpg, 132 Kb) [Скачать]

амулет I 2 в 261 (в статье – №3): «Амулет против Ламашту с заклинанием» (Ясеновская_3_rev.jpg, 140 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх