Sufi Tariqats in the Caucasus: A System-Communicative Analysis of Culturally-Complex Societies

 
PIIS086919080007558-0-1
DOI10.31857/S086919080007558-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Director of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Head of the Center for Central Asian, Caucasian and Volga-Urals Studies of the the Institute of Oriental Studies of the RAS
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Leading researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography, Daghestan Scientific Center of the RAS
Affiliation: Institute of History, Archaeology and Ethnography, Daghestan Scientific Center of the RAS
Address: Russian Federation, Makhachkala
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages138-148
Abstract

The recently collected historical data regarding contemporary Sufism in the North-Eastern Caucasus allow the authors to outline the main directions and trends of this phenomenon. Among these are various processes of interaction and divergence within the Sufi brotherhoods, their views on general issues of spiritual teaching, values and authorities, and a complex and often ambiguous attitude of the Sufis towards the political Islam. It is emphasized that Sufism cannot be opposed to political Islam; in certain socio-political conditions, Sufism itself can play this role.Thу article is written in the framework of the system-communication approach, which distinguishes between political, ethnic, religious and other forms of communication. The authors focus on the local forms of Sufism in culturally complex societies, their prevalence in local religious practice, the real content, methods and forms of ethno-religious communication, as well as the problems of the interaction of various Sufi traditions with other forms of Islam, including Islamic fundamentalism. A study of these problems shows that the processes of social transformation in the North-East Caucasus, which began after the collapse of the USSR, have probably already entered their final stage.

KeywordsNorth Caucasus, Sufism, Sufi brotherhoods, Tariqat, Dagestan, Chechnya, Ingushetia
Received15.11.2019
Publication date16.12.2019
Number of characters30988
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Суфийские структуры на Кавказе, известные как тарикаты (от араб. тарика – «путь»1), представляют собой идеальный объект для системно-коммуникационного анализа, поскольку их объективное и всестороннее изучение как в историческом, так и в современном дискурсах практически невозможно вне религиозного, этнического и политического контекстов – настолько плотно их синкретическая сущность пронизана противоречиями, характерными для культурно-сложных обществ. Имевшие на первых порах отчетливо выраженную суфийскую форму особенности постперестроечного исламского возрождения позволили нам еще в начале 1990-х гг. прогнозировать обострение противоречий между суфиями, представителями «народного» ислама, и фундаменталистами, ратовавшими за «чистый» ислам и потому выступавшими против властей [Аликберов, 1994]. Дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, вызванное болезненными процессами постсоветской общественной трансформации, не только привело к появлению многочисленных самопровозглашенных «народных фронтов» и национальных движений («Аварское движение», «Тенглик», «Садвал» и др.), выступавших от имени отдельных коренных народов, но и существенно обострило внутриконфессиональные отношения в местных мусульманских обществах. 1. Имеется в виду «Путь» мистического познания Аллаха, включающего в себя «стоянки» и «состояния».
2 Истории суфийских тарикатов на Кавказе и их влиянию на общественно-политическую жизнь в регионе до конца 1990-х гг. мы посвятили специальное исследование [Alikberov, 2003]. Проблемы суфийского измерения ислама в России, развития «советского» ислама, а также феномен реисламизации, связанный с перестройкой, детально рассмотрены в очерках «Российский ислам», опубликованных в 2018 г. [Аликберов, Бобровников, Бустанов, 2018, с. 209–412]. Настоящая публикация призвана показать дальнейшую эволюцию суфизма в наиболее сложных, взрывоопасных и этнически разнородных субъектах РФ – Дагестане, Чечне и Ингушетии, где исповедуется ислам шафиитского толка. На всех остальных территориях России с преимущественно мусульманским населением утвердился ханафитский ислам.
3 Различение этнического, религиозного и политического типов коммуникаций в системно-коммуникационном подходе позволяет нам более предметно анализировать процессы религиозного возрождения на Кавказе, проходившие рука об руку с процессами этнического возрождения – именно так после развала СССР именовалось обращение к этническим истокам, подразумевавшее возвращение к досоветским, во многом уже архаичным народным традициям, правовым нормам и установкам. На начальной стадии развития, с середины 1980-х гг. до середины 1990-х гг., эти процессы поддерживали и усиливали друг друга, поскольку религиозное возрождение среди суннитов-шафиитов было связано с возрождением именно «народных» форм ислама. Ситуация стала меняться по мере возвращения на родину молодых выпускников зарубежных исламских образовательных центров, привозивших с собой «правильные», «не искаженные» местными народными традициями представления об «истинном» исламе. Здесь этнорелигиозный компонент процессов реисламизации дополнился религиозно-политическим, ориентированным на чуждые для местных обществ идеологические интересы. Кроме того, исламский фундаментализм требовал полного и беспрекословного подчинения родоплеменных и этнических ценностей нормам и установлениям шариата, поэтому идея этнонации столкнулась с идеей уммы – единой мусульманской нации, а локальный этнический национализм – с исламским национализмом. Согласно нормативному исламу, требования богопоклонения и служения Аллаху (‘ибадат) призваны вытеснить архаичные народные обычаи (‘адат), включая обычай кровной мести, а религиозный закон (шари‘а), представленный мусульманским правом (фикх), – обычное право (‘урф). Однако системы вероубеждений и права, хорошо работающие в традиционных исламских странах, где эти системы формировались исторически, в условиях светского государства оказались совершенно непригодными.

Number of purchasers: 0, views: 1364

Readers community rating: votes 0

1.  Абдулаев Ахмад-хаджи. Благонравие праведников. Махачкала: Дар ар-Рисалат, 2015 [Ahmad-hadzhi Abdulaev. The Goodness of the Righteous. Mahachkala: Dar ar-Risalat, 2015].

2. Акаев В. Х. Чеченский суфий Бамат-Гирей-хаджи: жизнь и духовный путь. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 3. С. 33–39. [Akaev V. H. Chechen Sufi Bamat-Girey-haji: Life and the Spiritual Path. News of Higher Educational Institutions. North Caucasus region. Social Sciences. 2003. No. 3. Pp. 33–39].

3. Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение. Ислам в современном мире. Т. 12, № 1. 2016. С. 95–108. [Akaev V. H. Sheykh Kunta-Hadzhi Kishiev in the Spiritual Culture of Chechens: The Main Milestones of Life, the Essence of the Teaching, and Its Modern Significance. Islam in the Modern World. Vol. 12, No. 1. 2016. Pp. 95–108].

4. Албогачиева М. С.-Г. Ислам в Ингушетии: этнография и историко-культурные аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2017 [Albogachieva M. S.-G. Islan in Ingushetia: Ethnography and Historical and Cultural Aspects. Saint Petersburg.: Museum of Anthropology and Ethnography, RAS, 2017].

5. Аликберов А. К. Современное мусульманское возрождение на Кавказе: особенности, тенденции и перспективы. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Под ред. С. Х. Кямилева, И.М. Смилянской. М.: Институт исламской цивилизации, 1994. С. 21–32. [Alikberov A. K. Modern Muslim Revival in Caucasus: Specifics, Tendencies, and Prospects. Islam and the Problems of Intercivilizational Communications. Eds.: S.H. Kyamileva, I.M. Smilyanskata. Moscow: Institute of Islam Civilization, 1994. Pp. 21–32].

6. Аликберов А. К., Бобровников В. О., Бустанов А. К. Российский ислам: Очерки истории и культуры. Отв. ред. А. К. Аликберов. М.: ИВ РАН, 2018. [Alikberov A. K., Bobrovnikov V. O., Bustanov A. K. Russian Islam: Essays in History and Culture. Ed.: A. K. Alikberov. Moscow: IOS RAS, 2018].

7. Бабатов М. М. Письмо Магомед Мухтара Параульского Магомеду, сыну Али Иорданского – преподавателю исламских наук в с. Карамахи Буйнакского района. Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2001. С. 59–83. [Babatov M. M. Letter from Magomed Mukhtar Paraulsky to Magomed, Son of Ali of Jordan, a Teacher of Islamic Sciences in the Village of Karamahs of the Buinaksk Region. Alims and Scholars against Wahhabism. Makhachkala: Dagestan Book Publishing House, 2001. Pp. 59–83].

8. Гордлевский В. А. Дагестанлы Сейид Ахмед. Избранные сочинения. М.: Восточная литература, 1962. T. 3. С. 351–359. [Gordlevskij V. A. Dagestanly Sejid Ahmed. Izbrannye sochineniya. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1962. Vol. 3. Pp. 351–359].

9. Кудрявцев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Постсоветское мусульманское пространство. Религия, политика, идеология. М.: ИВ РАН, 1994. С. 154–175. [Kudryavcev A. V. Islam in the North Caucasus. Post-Soviet Muslin Space. Religion, Politics, Ideology. Moscow: IOS RAS, 1994. Pp. 154–175].

10. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.: ЦСиПИ, 2000 [Makarov D. V. Official and Unofficial Islam in Dagestan. Moscow: Center for Comparative Historical and Political Studies, 2000].

11. Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане: дисс. …канд. полит. наук. М., 2003 [Mantaev A. A. “Wahhabism” and the Political Situation in Dagestan. PhD (Politics) Dissertation Theses. Moscow, 2003].

12. Хасавнех А. А. Биографические сведения о татарском шейхе Мухаммад-Закире ал-Чистави в дагестанских арабоязычных рукописях. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. № 1. 2012. С. 78–81. [Hasavnekh A. A. Biographical Facts about Tartar Sheikh Muhammad-Zakir al-Chistavi in Dagestan Arabic Manuscripts. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. No. 1. Pp. 78–81].

13. Шихалиев Ш. Ш. Мусульманское реформаторство в Дагестане (1900–1930). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. 2017. С. 134–169. [Shihaliev Sh. Sh. Muslim Reformation in Dagestan (1900–1930). State, Religion, Church in Russia and Abroad. 2017. No. 3. Pp. 134–169].

14. Шихалиев Ш. Ш. Суфийские вирды Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане. Вестник Евразии. № 3, 2007. С. 137–151. [Shihaliev Sh. Sh. Sufi Virds of Nakshbandija and Shazilija in Dagestan. Vestnik Evrazii. 2007. No. 3. Pp. 137–151].

15. Шихалиев Ш. Ш., Закиров А. Д. Духовные связи суфийских шейхов Зайнуллы Расулева и Сайфуллы-кади Башларова. Проблемы востоковедения. № 3. 2016. С. 35–40. [Shihaliev Sh. Sh., Zakirov A. D. Spiritual Ties of Sufi Sheikhs Zaynulla Rasulev and Sayfulla-Kadi Bashlarov. Problemy vostokovedeniya. No 3, 2016. Pp. 35–40].

16. Абдуллах Ахмад б. Мухаммад. Рийад ахлак ас-салихин. Махачкала: Дар ар-Рисалат, 2015. (На араб. яз) [Ahmad b. Muhammad Abdullah. Riyad ahlaq as-salihin. Mahachkala: Dar ar-Risalat, 2015] (In Arabic).

17. Ад-Дагестани, ибн Мухаммад Хасан Хильми; Насыров И. Р., Ацаев А. С. (пер.). Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммад Арифа (Талхис ал-ма‘ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф). М., 2006. URL: http://topreferat.znate.ru/docs/index-29547.html (Дата обращения 21.10.2019). [Ad-Dagestani, Hasan Hil'mi ibn Muhammad; Nasyrov I. R., Atsaev A. S. (tr.). Concise Summary of Secret Knowledge for Instruction by Muhammad Arif (Talhis al-ma‘arif fi targib Muhammad ‘Arif). Moscow, 2006. http://topreferat.znate.ru/docs/index-29547.html (Accessed: 21.10.2019)] (In Arabic).

18. ал-Кахи Хасан б. Мухаммад. Талхис ал-ма‘ариф фи таргим Мухаммад ‘Ариф. Дамаск, 1996 (На араб. яз.) [Hasan b. Muhammad al-Kahi. Talhis al-ma‘arif fi targim Muhammad ‘Arif. Damask, 1996 (In Arabic)].

19. Alikberov A. Vitalità e influenza delle confraternite e del sufismo nella regione del Caucaso. Sufismo e confraternite nell’islam contemporaneo. Il difficile equilibrio tra mistica e politica. A cura di Marietta Stepanyants. Torino: Centro di studi religiosi comparati Edoardo Agnelli, 2003. Pр. 161–180 (In Italian).

20. Damrel D. A Sufi Apocalypse. ISIM Newsletter. 2001. No. 4 (4).

21. Shikhsaidov A. R., Khalidov A. B. Manuscripts of al-Ghazali’s Works in Daghestan. Manuscripta Orientalia. No. 3(2). 1997. Pp. 18–30.

22. an-Naqshbandi Muhammad Nazim Adil al-Haqqani. Mystical Secrets of the Last Days. Los Altos, CA – Chicago, IL: Haqqani Islamic Trust for New Muslims, 1994.

Система Orphus

Loading...
Up