Германо-турецкие отношения на современном этапе: военно-политические аспекты

 
Код статьиS086919080006962-5-1
DOI10.31857/S086919080006962-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы94-105
Аннотация

Для традиционной политической модели стран Запада современное политическое поведение Германии и Турции является девиантным, что существенно влияет на положение дел как в Евроатлантическом сообществе, так и в сопредельных регионах. В этой связи большой интерес представляют вопросы, касающиеся отношений между двумя странами в военно-политической области. В статье делается оценка места Турции во внешней политике ФРГ в 2010-е гг.; при этом указывается на усиление роли турецкого фактора для германской стороны в связи с ростом нестабильности на Ближнем Востоке. Большое внимание уделяется динамике, промежуточным результатам и «болевым узлам» взаимодействия между Германией и Турцией по «сирийскому вопросу». Рассматриваются меры, принимавшиеся ФРГ по созданию и демонтажу инструментов военного присутствия на турецкой территории в 2013–2017 гг., а также причины и последствия политических решений Берлина. Отдельное внимание уделено политической подоплеке вывода контингента с базы Инджирлик как индикатора общего ухудшения германо-турецких отношений. Кроме того, в статье исследуются шаги, сделанные Германией в целях поддержки курдских сил самообороны, действующих на севере Сирии и Ирака, а также меры по оказанию помощи центральному правительству в Багдаде с точки зрения ущемления турецких интересов. Прослеживается эволюция дипломатической составляющей германо-турецкого взаимодействия по «сирийскому вопросу». В этой связи рассматриваются меры сторон по поддержке «умеренной» оппозиции на различных этапах конфликта. Предпринята попытка очертить общеполитические контуры отношений между Берлином и официальной Анкарой в политико-военной области с учетом растущего дистанцирования Турции от ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям диалога двух стран в рамках Североатлантического альянса. Прослеживается процесс снижения объемов и качества военно-технического сотрудничества Турции и Германии, определяются его основные детерминанты в реалиях 2010-х гг. Делается вывод о характере и будущей направленности основных направлений германо-турецких отношений в сфере международной безопасности.

Ключевые словаГермания, Турция, бундесвер, Сирия, вооруженные конфликты, урегулирование, НАТО
Получено02.10.2019
Дата публикации16.10.2019
Кол-во символов34366
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Нынешний период политического развития характеризуется динамичным перераспределением влияния как на глобальном уровне – прежде всего между западными и незападными державами, – так и на региональных подуровнях, в том числе внутри самого Евроатлантического сообщества. Показателен рост среди его государств-членов числа стран с девиантным внешнеполитическим поведением с точки зрения традиционных канонов Запада. Примерами таковых являются Германия и Турция. ФРГ в условиях кризиса трансатлантических отношений при администрации Дональда Трампа стремилась превратиться – в рамках НАТО – в параллельный американскому центр политического притяжения, двигаясь от положения региональной к статусу глобальной державы. В свою очередь, Турция демонстрировала отступление от магистральной линии стран – участниц Североатлантического альянса и резко дистанцировалась от Европейского союза в надежде утвердиться в роли влиятельного регионального игрока [Сулейманов, 2015]. То есть стремление к росту влияния на всех уровнях для Германии и Турции является общим стратегическим императивом. Достижение этой цели у обеих стран связано с увеличением интенсивности и масштаба военных и политико-дипломатических шагов на Ближнем Востоке, равно как и с эффективностью лоббирования своих интересов в рамках НАТО. Эти предпосылки обусловливают возникновение конкуренции как фактора развития германо-турецких отношений в контексте международной безопасности, что, однако, не исключает возможностей для взаимодействия и даже точечного сотрудничества.
2 Отечественные и зарубежные исследователи создали значительный массив литературы, касающейся внешней политики как Турции [Сулейманов, 2015; Шлыков, 2017], так и Германии [Павлов, 2005; Heribert, 2018], однако освещение их взаимоотношений в сфере международной безопасности в основном сводится к изучению противоречий между Анкарой и Берлином в вопросах сдерживания потоков беженцев из нестабильных и «хрупких» стран Ближнего Востока, а также в решении «курдской проблемы» [Der Aufschwung.., 2015]. При этом подход Турции к решению указанных вопросов получил более детальное освещение, нежели подход властей ФРГ. В данной статье сделана попытка восполнить пробел в научных исследованиях, рассмотрев прежде всего действия официального Берлина.
3

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДИАЛОГА К НАЧАЛУ 2010-х гг.

4 Место Турции во внешнеполитическом планировании и деятельности ФРГ было значительным со времен холодной войны. С 1950-х гг. Федеративная Республика Германия выступала ключевым государством – реципиентом турецких мигрантов, стремившихся осесть в Европе. В 2010-е гг. число турок на территории ФРГ достигало примерно 3 млн, причем большинство из них имели немецкое гражданство [Beziehungen zu Deutschland, 2018]. В сочетании с социальной обособленностью мигрантов и их потомков размеры турецкой общины сделали ее важным фактором внутриполитической жизни Германии, в том числе с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1200

Оценка читателей: голосов 0

1. Краткая хронология миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. 30 сентября 2008 г. [Short chronology of the peacekeeping operation to force Georgia to peace. September 30, 2008 (in Russian)] http://www.mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/b700d6f9f6ff614ec325752e00504f75!OpenDocument (дата обращения 21.11.2018).

2. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005 [Pavlov N. V. German foreign policy in the post-bipolar world. Moscow: Nauka, 2005 (in Russian)].

3. Совместное заявление Президентов Турецкой Республики, Французской Республики, Российской Федерации и Канцлера Федеративной Республики Германия. 27 октября 2018 г. [Joint statement by the Presidents of the Republic of Turkey, the French Republic, the Russian Federation and the Chancellor of the Federal Republic of Germany. October 27, 2018 (in Russian)] http://kremlin.ru/supplement/5351 (дата обращения 21.11.2018).

4. Сулейманов А.В. Идеология А. Давутоглу и внешняя политика Турции. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 135–143 [Sulei`manov A.V. Davutoglu’s Ideology and Turkish foreign policy. Vestnik RUDN. International Relations. 2015. No. 3. Pp. 135–143 (in Russian)].

5. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в ходе ливийского (2011) и сирийского (2013) военно-политических кризисов. Актуальные проблемы Европы. 2016. № 3. С. 164–185 [Trunov Ph. O. German policy during the Libyan (2011) and Syrian (2013) military-political crises. Current problems of Europe. 2016. No. 3. Pp. 164–185 (in Russian)].

6. Храмчихин А. Ограниченный имперский контингент. 28.11.2016. [Hramchihin A. Limited Imperial contingent. 28.11.2016 (in Russian)] https://vpk-news.ru/articles/33940 (дата обращения 21.11.2018).

7. Шлыков П.В. Ближневосточная дилемма безопасности Турции: от сотрудничества с Западом в борьбе с терроризмом к опоре на джихадистов в региональной геополитике. Актуальные проблемы Европы. 2017. № 4. С. 35–65 [Shlykov P.V. Turkey's Middle East security dilemma: from cooperation with the West in the fight against terrorism to reliance on jihadists in regional geopolitics. Current problems of Europe. 2017. No. 4. Pp. 35–65 (in Russian)].

8. Abzug der deutschen Patriot-Systeme aus der Türkei [Bundeswehr-Journal], 16. August 2015. http://www.bundeswehr-journal.de/2015/abzug-der-deutschen-patriot-systeme-aus-der-tuerkei/ (accessed 21.11.2018).

9. Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung der Beteiligung deutscher Streit-kräftezur Ausbildungsunterstützung der Sicherheitskräfte der Regierung der Kur-distan-Irak und der irakischen Streitkräfte. Deutscher Bundestag, 18. Wahlpe-riode. Drucksache 18/7207, 06.01.2016. 8 S.

10. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage des Abgeordneten S. Dagdelen, U. Jelpke, A. Groth, weiterer Abgeordneter und der Fraktion DIE LINKE. Drucksache 18/11322. Deutscher Bundestag, 18. Wahlperiode. Drucksache 18/11492, 13.03.2017. 8 S.

11. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage des Abgeordneten Dr. A. Friesen und der Fraktion der AfD. Drucksache 19/1322. Deutsch-armenische Beziehungen. Deutscher Bundestag, 19. Wahlperiode. Drucksache 19/2097, 14.05.2018. 24 S.

12. Beziehungen zu Deutschland [von Türkei]. Stand: September 2018. https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/tuerkei-node/bilateral/201968 (accessed 21.11.2018).

13. Bundeskanzlerin Merkel empfängt den türkischen Präsidenten Erdoğan. 21 September 2018. https://www.bundesregierung.de/breg-de.aktuelles/bundeskanzlerin-merkel-empfaengt-den-tuerkischen-praesidenten-erdogan-1522156 (accessed 21.11.2018).

14. Der Einsatz Counter Daesh / Capacity Building Iraq (2018). http://www.einsatz.bundeswehr.de/portal/a/einsatzbw/start/aktuelle_einsaetze/irak/hintergrund/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zinSx8QnyMLI2MXNzNjQ0cAy2CHc1cjA0MLA30wwkpiAJKG-AAjgb6wSmp-pFAM8xxm2GqH6wfpR-VlViWWKFXkF9UkpNaopeYDHKhfmRGYl5KTmpAfrIjRKAgN6LcoNxREQB2FqPX/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/#Z7_B8LTL2922DG730AQ8SA6D30095 (accessed 21.11.2018).

15. Die Wiener Vereinbarung: Lösung des Nuklearstreits mit Iran. 2018. http://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/regionaleschwerpunkte/nahermittlererosten/iranishes-nuklear-programm-node (accessed 21.11.2018).

16. Heribert D. Deutschlands zweischneidige Außenwirtschaftspolitik. SWP-Studie, 2018.

17. Joint Statement by the Foreign Ministers of the Small Group on Syria. 27.09.2018. https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/joint-statement-syria-small-group/2141512 (accessed 21.11.2018).

18. Kleine Anfrage der Abgeordneten D. Achelwilm, P. Sitte, S. Barrientos, Ch. Buchholz, B. Freihold, N. Gohlke, A. Hunko, U. Jelpke, T. Pflüger, M. Renner, K. Tackmann, K. Vogler, K. Werner und der Fraktion DIE LINKE. Deutscher Bundestag, 19 Wahlperiode. Drucksache 19/5149, 18.10.2018.

19. Letzte Deutsche Soldaten verlassen Incirlik. 28.09.2017. https://www.dw.com/de/letzte-deutsche-soldaten-verlassen-incirlik/a-40716931 (accessed 21.11.2018).

20. Seufert G. (Hg.). Der Aufschwung kurdischer Politik. SWP-Studie, 2015.

21. Türkei – AF TUR (Active Fence Turkey). 2016. http://www.einsatz.bundeswehr.de/portal/a/einsatzbw/start/abgeschlossene_einsaetze/aftur/!ut/p/z1/hU5NC4IwGP4tHbzufZmV1m2dpESCgnSXWLpmsTZZy_XzMzwFRc_t-eQBDiVwI_qLEv5ijdADr_j8uErzfU4XlO43cYwsKxbFNJsiUgqHfwE-2PgDDGHXSKiGjeT3RgI74MCvohdP0lnntfRE1O-HULXCNFpubc1GYQ1caXsarzNzilMF3MmzdNKRhxvk1vvuvowwwhACUdYqLYl7RPit0dq7h_IjCN2tDBjPdJ-zyQuFDI6f/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/#Z7_B8LTL2922TK330AHN9N4H40027 (accessed 21.11.2018).

22. Turkey Prepares for More Roles in NATO (2018). http://www.atlanticcouncil.org/blogs/natosource/turkey-prepares-for-more-roles-in-nato (accessed 21.11.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх