Евросоюз, Китай и Африка: трехстороннее сотрудничество в сфере безопасности

 
Код статьиS086919080006224-3-1
DOI10.31857/S086919080006224-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: вед.н.с., зав. Центром изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Должность: Старший научный сотрудник Института Африки РАН; доцент кафедры африканистики и арабистики Российского университета дружбы народов; старший научный сотрудник Международного центра антропологии Национального исследовательского университета “Высшая школа эко
Аффилиация:
Институт Африки РАН
кафедра африканистики и арабистики Российского университета дружбы народов
Международный центр антропологии Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы114-125
Аннотация

Главными проблемами в сфере безопасности на Африканском континенте остаются: внутригосударственные конфликты между отдельными группами населения за доступ к природным ресурсам; межобщинные столкновения; распространение исламского и христианского терроризма; электоральные конфликты и непрекращающиеся действия пиратов в Аденском и Гвинейском заливах. По мере расширения Евросоюзом, Китаем и африканскими странами, представленными Африканским союзом, своего влияния на происходящие в мире процессы они начинают вносить все больший вклад в создание нового многополярного мира и в рост глобальной экономики. Эта тенденция имеет особое значение применительно к Африке, которая еще совсем недавно рассматривалась исключительно как континент, перманентно переживающий «отсталость развития» и политическую нестабильность.

Пока именно государства – члены ЕС являются основными торгово-экономическими и политическими партнерами африканских стран и участниками миротворческих миссий ООН в Африке. Однако стремление Китая к превращению в глобальную державу и к укреплению мирового влияния побуждает Пекин все более активно участвовать в решении проблем безопасности на Африканском континенте. Кроме того, сотрудничество Китая с африканскими странами, ранее характеризовавшееся как «решительное невмешательство во внутренние дела стран-партнеров при сохранении экономических интересов Поднебесной», переживает постепенный сдвиг в сторону вовлечения Пекина в миротворческие операции в Африке. В то время как соглашения, подписанные КНР с африканскими странами, преимущественно остаются экономическими, растущая зависимость реализации Китаем его торгово-экономических интересов от перипетий африканской политики и одновременно от давления мирового сообщества, побуждающего Пекин к активизации его деятельности в глобальном масштабе, приводит к пересмотру КНР ее подходов к сотрудничеству с тем или иным регионом.

Участие европейских стран в миротворческих миссиях под эгидой ООН заметно сократилось с середины 1990-х гг. На этом фоне повысилась роль развивающихся стран, в том числе Китая, в деле обеспечения безопасности на Африканском континенте. Расширение сотрудничества в сфере безопасности в формате «ЕС – Китай – Африка» в значительной степени является европейской инициативой. Хотя в настоящее время трехстороннее взаимодействие имеет ограниченный характер, прежде всего из-за определенного расхождения в подходах Китая и ЕС к событиям, происходящим в Африке, оно тем не менее постепенно налаживается в рамках миротворческих операций, а также борьбы с пиратством и терроризмом.

Ключевые словаАфрика, Китай, Европейский союз, безопасность, миротворческие операции, трехстороннее сотрудничество
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках научного проекта РФФИ – Китайская академия общественных наук (КАОН) № 17-27-21002 на тему «Российская и китайская помощь странам Азии и Африки: сравнительный анализ и перспективы координации».
Получено14.08.2019
Дата публикации16.10.2019
Кол-во символов35396
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одной из тенденций, характеризующих формирование современного миропорядка, является заметный рост влияния на международной арене, в том числе и в сфере безопасности, так называемых восходящих держав, прежде всего Китая. Между тем решение проблем обеспечения безопасности, миростроительства и постконфликтного восстановления в силу их комплексности, необходимости масштабного финансирования миротворческих операций и постконфликтного восстановления требует участия в них нескольких сторон. Африка в течение многих десятилетий считалась едва ли не главной зоной нестабильности на нашей планете. Однако страны этого континента чрезвычайно богаты полезными ископаемыми, в которых остро нуждаются другие государства, и именно поэтому он стал местом пересечения интересов США, государств Евросоюза и стран с быстро развивающимися экономиками – Китая, Индии, Турции, Индонезии, Бразилии и др.
2 С начала нынешнего столетия правительства как западных, так и «восходящих» держав стали все больше приходить к пониманию того, что, во-первых, их экономическое благополучие в значительной степени зависит от преодоления «африканской нестабильности», препятствующей эксплуатации природных ресурсов на континенте; во-вторых, мирное взаимодействие в решении вопросов безопасности продуктивнее конфронтации и, в-третьих, объединение материальных и человеческих ресурсов будет способствовать повышению эффективности миротворческих операций и построению долгосрочного мира. Одним из результатов этого «понимания» стало расширение сотрудничества в сфере безопасности между ЕС, Китаем и Африкой.
3 Инициатором взаимодействия между Евросоюзом и Китаем в Африке выступил ЕС, однако именно КНР, будучи формально «развивающейся» страной и потому более, нежели Запад, уважающей интересы и суверенитет государств Третьего мира, стала движущей силой в трансформации двустороннего формата в трехсторонний – «ЕС – Китай – Африка».
4

СОТРУДНИЧЕСТВО В ДВУСТОРОННИХ ФОРМАТАХ «ЕС – АФРИКА» и «КИТАЙ – АФРИКА»

5 ЕС, представленный, в частности, бывшими колониальными державами (Великобританией, Францией, Германией, Испанией, Португалией), является крупнейшим традиционным торгово-экономическим и политическим партнером Африки. В 2017 г. суммарный объем экспорта стран ЕС в Африку достигал 149 млрд евро, объем импорта из Африки – 131 млрд евро [Africa-EU, 2018].
6 Документами, определяющими сотрудничество между ЕС и Африкой, являются «Повестка дня на период до 2030 г.» (2030 Agenda, принята в 2015 г.), «Повестка дня Африканского союза на период до 2063 г.» (Agenda 2063; принята в 2013 г.) и «Глобальная стратегия безопасности Европейского союза “Общее видение, единый подход: сильная Европа”» (EU Global Strategy – Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe; 2016). Документы содержат положения о сотрудничестве в пяти сферах: мир и безопасность; демократия, надлежащее управление и права человека; развитие человеческого потенциала; устойчивое развитие; глобальные проблемы [The EU and China in Africa…, 2016, p. 11].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1044

Оценка читателей: голосов 0

1. Дейч Т. Л. Китай как девелопер железнодорожной инфраструктуры Африки (Тазара и другие проекты). Ученые записки Института Африки РАН. 2016. № 2–3, с. 51–56 [Deich T. L. China as a Developer of Railway Infrastructure in Africa. (Tazara and Other Projects). Journal of the Institute for African Studies. 2016. No. 2–3. Pp. 51–56 (in Russian)].

2. Дейч Т. Л. Саммит Форума китайско-африканского сотрудничества (FОCAC) в Пекине 3–4 сентября 2018 г. 2018 [Deich T. L. Summit of the Forum on China-Africa cooperation (FOCAC) in Beijing on 3 and 4 September 2018. 2018 (in Russian)] https://www.inafran.ru/node/1741 (accessed 12.07.2019).

3. Денисова Т. С. Нигерия и Китай: проблемы экономического и политического сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. №3. С. 673–685 [Denisova T. S. China and Nigeria: Mechanisms of Cooperation. Vestnik RUDN. International Relations. 2018. № 18(3). Pp. 673–685 (in Russian)].

4. Китайские инвестиции в Африке: практика Фонда развития Китай – Африка. 2018 [Chinese investment in Africa: China – Africa Development Fund practice. 2018 (in Russian)] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/africa/kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika-fonda-razvitiya-kitay-afrika/ (accessed 12.07.2019).

5. Китайский флот берет под контроль Индийский океан и Персидский залив. 2018 [The Chinese fleet takes control of the Indian ocean and the Persian Gulf. 2018 (in Russian)] https://tehnowar.ru/94045-kitajskij-flot-beret-pod-kontrol-indijskij-okean-i-persidskij-zaliv.html (accessed 12.07.2019).

6. Костелянец С. В. Дарфур: история конфликта. М.: ИАфр, 2014. [Kostelyanets S. V. Darfur: the History of the Conflict. Moscow: The Institute for African Studies, 2014 (in Russian)].

7. МИНУСМА – Фактологический бюллетень. 2019 [MINUSMA – fact sheet. 2019 (in Russian)] https://peacekeeping.un.org/ru/mission/minusma (accessed 12.07.2019).

8. Смирнова Г. И. Республика Судан. Современные проблемы экономического и социально-политического развития (конец 1980-х – 2013 г.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017 [Smirnova G. I. Republic of Sudan. Modern problems of economic and socio-political development (late 1980s – 2013). Kazan: Publishing house of Kazan University, 2017 (in Russian)].

9. Смотряев М. Как Китай обставил Россию в Африке. 2018 [Smotriaev M. How China beat Russia in Africa. 2018 (in Russian)] https://www.bbc.com/russian/features-43336541 (accessed 12.07.2019).

10. Чабаровская Н. «Новый колониализм» или ответственность поневоле: как Китай выстраивает отношения со странами Африки. 2019 [Chabarovskaia N. “New colonialism” or involuntary responsibility: how China builds relations with African countries. 2019 (in Russian)] https://mbk-news.appspot.com/sences/novyj-kolonializm-kitaj-so-stranami-afriki/ (accessed 12.07.2019).

11. Abdur Rahman Alfa Shaban. China donates $1.2m to AU mission in Somalia. 28.11.2016 https://www.africanews.com/2016/11/28/china-donates-12m-to-au-mission-in-somalia/ (accessed 12.07.2019).

12. Africa-EU – international trade in goods. 2018 https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Africa-EU_-_international_trade_in_goods_statistics (accessed 12.07.2019).

13. Bartel C. The EU – Africa Strategic Partnership and effective multilateralism. Potential for an EU, Africa, China – trilateral dialogue. Ghent: Ghent University, 2017.

14. China and Africa. Building Peace and Security Cooperation on the Continent. (eds. C. Alden, A. Alao, Z. Chun, L. Barber). London: Palgrave Macmillan, 2018.

15. Europe, China and Africa. New Thinking for a Secure Century. Brussels: Friends of Europe, 2016.

16. Gill B., Huang C.-H. China’s Expanding Role in Peacekeeping. SIPRI Policy Paper 25, Stockholm Peace Research Institute. November 2009. Pp. 14–15.

17. Kostelyanets S. V., Okeke O. A. A. Russia in the Global Competition for Africa: the Military Dimension. Vostok (Oriens). 2018. No. 6. Pp. 184–198.

18. Maher R. The elusive EU-China strategic partnership. International Affairs. 2016. Vol. 92, Issue 4. Pp. 959–976.

19. Stahl A. K. The European Union in International Affairs. Bruges: Palgrave Macmillan, 2018.

20. The EU and China in Africa Prospects for Cooperation. Brussels, 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх