“Goman-lama’s Spiritual Servants... Weren’t Allowed to Go back”: a Little-known Episode from the History of the Kalmyk-Qing Relations.

 
PIIS086919080005242-3-1
DOI10.31857/S086919080005242-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: associate professor, Senior Researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies RAS
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages37-47
Abstract

At the article, using standard principles of analysis of the historical material (comparative, systemic, problem-chronological), the author examines the destiny of the Buddhist clergy from the embassy of Arabdzhur, sent to Tibet by Kalmyk khan Ayuka in 1698. The author, basing on the archival materials and recently published works, focuses on the issues: the retention of the embassy by Kangxi Emperor and its settlement in Bulungir (Dan Serten) area; the return to Arabjur of the Buddhist clergy, who had been the subordinates of the Biukongin (Bukang) lama, also known as Goman-lama; the formation, by the Emperor’s order, of a special settlement of Torghuts, who formally belonged to Ayuka khan. The fate of the embassy had been linked to the important political events that happened in Tibet since the end of the XVII century up to 1723: Sixth Dalai Lama Tsanyan Gyatso’s rule, the policy of the Dzungarian ruler Tsevang-Rabdan, the uprising of the Kukunor Khoshut. Noting the names of three lamas who headed the Kalmyk Buddhist clergy at the end of the XVIIth century – 1736 (Dondub Gyatso, Biukongin, Shakur), graduates of the Lhasa Drepung Monastery, the author emphasizes their involvement in the political processes in Tibet and the Kalmyks. After communicating with the Qing envoy Merin Zangin Manday in June 1731, Shakur-lama formulates his opinion on the Qing policy regarding the lamas, which could affect his activity in the context of complex political processes among the Kalmyks.

KeywordsArabdzhur, Dondub Gyatso, Shakur-lama, Biukongin, Goman-lama, Bulungir, Serten, Drepung
Received22.05.2019
Publication date06.06.2019
Number of characters30128
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Два вопроса Шакур-ламы

2 В Архиве внешней политики Российской империи (далее АВПРИ) хранится документ, содержащий обстоятельное описание встречи калмыцкого хана Церен-Дондука (годы правления 1724–1735) с маньчжурским посольством в июне 1731 г., прибывшем к калмыкам для переговоров о создании совместного военного союза против Джунгарского ханства. Наше внимание привлек небольшой пассаж из этого документа, где излагается часть разговора Шакур-ламы (главного ламы ханства в 1718–1736 гг.) с посланниками из Пекина:
3 «И паки Шакур-лама спрашивал их о пустом местечке Булунгире и имеется ли какое поселение1. Посланцы на то ответствовали поселены от них многие городы и уже ныне губерния, имеется губернатор. 1. В последующем (другом) варианте протокола эта часть дана следующим образом: «Шакур лама паки спрашивал их о пустом местечке Булунгире, имеетцаль от них какое поселение» [Архив, дело № 11, л. 168].
4 Спросил Шакур лама многиель де городы имеютца под губерниею и что есть губернатор и многоль войск в губернии.
5 Посланцы на то ответствовали, губерния имеет в каманде семь или восмь правинцей а о войсках что в губерниях обретаются о том умолчали токмо сказали: несколко имеетца полковников» [Архив, дело № 11, л. 131, 131 об.].
6 Исследователи не обращали внимания на причину такого интереса Шакур-ламы к Булунгиру, если это «пустое местечко», и для чего уточняющие вопросы о некоем поселении и наличии войск. Между тем, за этими несколькими предложениями кроется ряд событий, сыгравших серьезную роль в истории ойратов и калмыков, в первую очередь, связанных с развитием буддизма у этих народов.
7

Судьба Арабджура

8 1697 год был временем важных событий в истории тибетского буддизма и связанных с ним народов. В тот год 10 апреля Ньиматан хутухту, спецпосланник десрида (sde srid) Сангье Гьяцо (sang rgyas rgya mtsho, 1653–1705), фактического светского главы Тибета, на аудиенции в Пекине сообщил императору Канси (годы правления 1662–1722), что Далай-лама Пятый Нгаванг Лобсан Гьяцо (ngag dbang blo bzang rgya mtsho, Далай-лама в 1619–1682) скончался еще шестнадцатью годами ранее, и уже есть его 15-летняя инкарнация Цаньян Гьяцо (tshangs dbyangs rgya mtsho, годы правления 1697–1706). А неделей раньше в горах Алтая покончил с собой джунгарский хан Галдан Бошогту (годы правления 1671–1697), чья армия в ряде тяжелых сражений с маньчжурскими войсками понесла большие потери. Представляется, что случайное совпадение таких событий маловероятно, скорее всего десрид, верный союзник джунгар и Галдана лично, тогда тоже сообщил ему о кончине Далай-ламы.
9 Эти новости, вероятно, достигли волжских калмыков в конце того же года, и хан Аюка (годы правления 1690–1724) решил отправить посольство на Восток, возможно, с целью разведки складывавшейся в Тибете ситуации, а также в отношении обстановки в Джунгарии, у кукунорских хошутов, и политики Цин в регионе. Столь ответственное дело он поручил одному из своих самых доверенных людей – Арабджуру, который приходился ему двоюродным племянником и был сыном Назара Мамута, другого известного калмыцкого деятеля, двоюродного брата самого Аюки.

Number of purchasers: 2, views: 1250

Readers community rating: votes 0

1. Архив внешней политики Российской империи. Фонд 62/1. Сношения России с Китаем. Дело № 9. 1731 год [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire. File 62/1. Russian Relations with China. Case no. 9. 1731. (in Russian)].

2. Архив внешней политики Российской империи. Фонд 62/1. Сношения России с Китаем. Дело № 11. 1731 год [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire. File 62/1. Russian Relations with China. Case no. 11. 1731 (in Russian)].

3. Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. 153 с. [Bakunin V. M. Description of the Kalmyk peoples, and especially of them the Torgouts, and the actions of their khans and owners. The writing of 1761. Elista: Kalmyk Publishing House, 1995. 153 p. (in Russian)]

4. Записки Тулишэня о его поездке в составе Цинского посольства к калмыцкому хану Аюке в 1712–1715 гг. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. М., Наука, 1978. С. 437–483 [Tulishen’s notes on his trip to the Kalmyk khan Ayuka in 1712–1715, as a member of the Qing embassy. Russian-Chinese relations in the XVIII century. Materials and documents. Moscow: Nauka, 1978. Pp. 437–483 (in Russian)].

5. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. М.: Наука, 1983. 331 с. [Zlatkin I. Ya. History of the Dzungarian Khanate. 1635–1758. Moscow: Nauka, 1983. 331 p. (in Russian)].

6. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. 1. Элиста: ИД «Герел», 2009. 848 с. [History of Kalmykia from Ancient Times to the Present Day. Vol. 1. Elista: Gerel Publishing House, 2009. 848 p. (in Russian)].

7. Нацагдорж Цонгоол Б. Калмыцкий хошун в Халхе в начале правления Юнчжэна (1728–1731 гг.). Трансграничные миграции в пространстве Монгольского мира: история и современность. Сборник научных статей. Под ред. М. Н. Балдано, Б. З. Нанзатова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2015. С. 152–195. [Natsagdorzh Tsongool B. Kalmyk khoshun in Khalkha at the beginning of Yongzheng’s reign (1728–1731). Cross-border migration in the space of the Mongolian world: history and modernity. Collection of scientific articles. Ed. by M. N. Baldano, B. Z. Nanzatov. Ulan-Ude: BNTs SO RAN Publishing House, 2015. Pp. 152–195 (in Russian)].

8. Ноздрина И. А. Калмыцко-цинские отношения в первой трети XVIII в. и позиция России. Международные отношения в Центральной Азии: история и современность Материалы научной конференции. Под ред. И. В. Анисимовой, Ю. А. Лысенко. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2008. С. 101–110 [Nozdrina I. A. Kalmyk-Tsin relations in the first third of the XVIII century and the position of Russia. International Relations in Central Asia: Past and Present. Materials of the scientific conference. Ed. by I. V. Anisimova, Yu. A. Lysenko. Barnaul: Altai State University Publishing House, 2008. Pp. 101–110 (in Russian)].

9. Норбо Ш. Зая пандита (материалы к биографии). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 477 с. [Norbo Sh. Zaya pandita (Materials to the Biography). Elista: Kalmyk Publishing House, 1999. 477 p. (in Russian)]

10. Повествование о жизни Всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже, могущественного учёного и сиддха, называющееся «Брод, ведущий к удивительно благому уделу». Введ., пер., коммент. Н. Цыремпилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 311 с. [The Story of the Life of the All-knowing Jamian-Shadbi-Dorzhe, a Powerful Scholar and Siddha, Called “Wade, Leading to a Surprisingly Good Fate”. Introduc., transl., comments by N. Tsyrempilov. Ulan-Ude: BNTs SO RAN Publishing House, 2008. 311 p. (in Russian)].

11. Чжан-му, Хэ Цютао. Мэн-гу-ю-му-цзи (Записки о монгольских кочевьях). Пер. с кит. П. С. Попова. СПб.: Паровая скоропечатня П. О. Яблонскаго, 1895. 487+92 с. [Chzhan-mu, Khe Tsiutao. Men-gu-iu-mu-tszi (Zapiski o mongol’skikh kochev’iakh). Translated into Russian by P. S. Popov. Saint Petersburg: Parovaia skoropechatnia P. O. Iablonskago, 1895, 487+92 p. (in Russian)].

12. Ahmad Zahiruddin. Sino-Tibetan relations in the seventeenth century. Roma: Istituto italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1970. 345 p.

13. Das S. C. Rise and Progress of Buddhism in Mongolia (Hor). Tibetan Studies: Sarat Chandra Das. Ed. A. Chattopadhyaya. Calcutta and New-Delhi, 1984. Pp. 149–161.

14. Kitinov Baatr. Shakur Lama: the Last Attempt to Build the Buddhist State. Buddhism in Mongolian History, Culture and Society. Ed. Vesna Wallace. Oxford: Oxford University Press, 2015. Pр. 37–52.

15. Perdue P.C. China Marches West. The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2005, 752 р.

16. Ngag dbang blo bzang rgya mtsho. Rgyal dbang lnga pa ngag dbang blo bzang rgya mtsho’i rnam thar du ku la’i gos bzang. Vol. 3. Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2012. 406+3 с. (In Tibet.)

Система Orphus

Loading...
Up