«Гоман ламиных духовных служителей… не отпустил назад»: о малоизвестном эпизоде из истории калмыцко-цинских отношений.

 
Код статьиS086919080005242-3-1
DOI10.31857/S086919080005242-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы37-47
Аннотация

В настоящей статье автор исследует судьбу духовенства из состава посольства Арабджура, направленного в Тибет калмыцким ханом Аюкой в 1698 г. При этом используются стандартные принципы анализа исторического материала (сравнительный, системный, проблемно-хронологический). Автор, основываясь на архивных материалах и недавно изданных работах, фокусируется на следующих вопросах: задержка посольства императором Канси и его поселение в местности Булунгир (Дан Сэртэн); возвращение Арабджуру буддийского духовенства, бывших подчиненными ламы Бюконгина, также известного как Гоман-лама; образование императором особого поселения торгутов, формально подчиненных хану Аюке. Судьба посольства оказалась связана с важными политическими событиями, развернувшимися в Тибете и прилегающих территориях с конца XVII в. по 1723 г.: приход к власти Шестого Далай-ламы Цаньяна Гьяцо, внешняя политика джунгарского правителя Цэван-Рабдана, неудачное восстание кукунорских хошутов. Отметив имена трех лам, возглавлявших калмыцкое буддийское духовенство в конце XVII в. – 1736 г. (Дондуб Гьяцо, Бюконгин, Шакур), выпускников факультета Гоманг лхаского монастыря Дрепунг, автор подчеркивает их большую вовлеченность в политические процессы в Тибете и у калмыков. Выводы формулируются из сопоставления известных исторических фактов и сведений из архивных документов, в том числе приведенных в работах некоторых авторов, что позволяет обнаруживать ранее неизвестные или малоизвестные контексты событий, оказавших влияние на оседание калмыцких посланников в пределах границы Цинской империи. Посольство 1731 г. от маньчжурского императора к хану Аюке преследовало ряд целей, в том числе политического и военного характера, и оказало определенное воздействие на дальнейшее историческое развитие у калмыков. В частности, общение с цинским посланником Мерин Зангин Мандаем в июне 1731 г. дало возможность Шакур-ламе составить свое мнение о политикeЦин в отношении буддийского духовенства, что могло повлиять на его деятельность и оказать определенное влияние на сложные политические процессы у калмыков.

Ключевые словаАрабджур, Дондуб Гьяцо, Шакур-лама, Бюконгин, Гоман-лама, Булунгир, Сэртэн, Дрепунг
Получено22.05.2019
Дата публикации06.06.2019
Кол-во символов30128
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Два вопроса Шакур-ламы

2 В Архиве внешней политики Российской империи (далее АВПРИ) хранится документ, содержащий обстоятельное описание встречи калмыцкого хана Церен-Дондука (годы правления 1724–1735) с маньчжурским посольством в июне 1731 г., прибывшем к калмыкам для переговоров о создании совместного военного союза против Джунгарского ханства. Наше внимание привлек небольшой пассаж из этого документа, где излагается часть разговора Шакур-ламы (главного ламы ханства в 1718–1736 гг.) с посланниками из Пекина:
3 «И паки Шакур-лама спрашивал их о пустом местечке Булунгире и имеется ли какое поселение1. Посланцы на то ответствовали поселены от них многие городы и уже ныне губерния, имеется губернатор. 1. В последующем (другом) варианте протокола эта часть дана следующим образом: «Шакур лама паки спрашивал их о пустом местечке Булунгире, имеетцаль от них какое поселение» [Архив, дело № 11, л. 168].
4 Спросил Шакур лама многиель де городы имеютца под губерниею и что есть губернатор и многоль войск в губернии.
5 Посланцы на то ответствовали, губерния имеет в каманде семь или восмь правинцей а о войсках что в губерниях обретаются о том умолчали токмо сказали: несколко имеетца полковников» [Архив, дело № 11, л. 131, 131 об.].
6 Исследователи не обращали внимания на причину такого интереса Шакур-ламы к Булунгиру, если это «пустое местечко», и для чего уточняющие вопросы о некоем поселении и наличии войск. Между тем, за этими несколькими предложениями кроется ряд событий, сыгравших серьезную роль в истории ойратов и калмыков, в первую очередь, связанных с развитием буддизма у этих народов.
7

Судьба Арабджура

8 1697 год был временем важных событий в истории тибетского буддизма и связанных с ним народов. В тот год 10 апреля Ньиматан хутухту, спецпосланник десрида (sde srid) Сангье Гьяцо (sang rgyas rgya mtsho, 1653–1705), фактического светского главы Тибета, на аудиенции в Пекине сообщил императору Канси (годы правления 1662–1722), что Далай-лама Пятый Нгаванг Лобсан Гьяцо (ngag dbang blo bzang rgya mtsho, Далай-лама в 1619–1682) скончался еще шестнадцатью годами ранее, и уже есть его 15-летняя инкарнация Цаньян Гьяцо (tshangs dbyangs rgya mtsho, годы правления 1697–1706). А неделей раньше в горах Алтая покончил с собой джунгарский хан Галдан Бошогту (годы правления 1671–1697), чья армия в ряде тяжелых сражений с маньчжурскими войсками понесла большие потери. Представляется, что случайное совпадение таких событий маловероятно, скорее всего десрид, верный союзник джунгар и Галдана лично, тогда тоже сообщил ему о кончине Далай-ламы.
9 Эти новости, вероятно, достигли волжских калмыков в конце того же года, и хан Аюка (годы правления 1690–1724) решил отправить посольство на Восток, возможно, с целью разведки складывавшейся в Тибете ситуации, а также в отношении обстановки в Джунгарии, у кукунорских хошутов, и политики Цин в регионе. Столь ответственное дело он поручил одному из своих самых доверенных людей – Арабджуру, который приходился ему двоюродным племянником и был сыном Назара Мамута, другого известного калмыцкого деятеля, двоюродного брата самого Аюки.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1238

Оценка читателей: голосов 0

1. Архив внешней политики Российской империи. Фонд 62/1. Сношения России с Китаем. Дело № 9. 1731 год [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire. File 62/1. Russian Relations with China. Case no. 9. 1731. (in Russian)].

2. Архив внешней политики Российской империи. Фонд 62/1. Сношения России с Китаем. Дело № 11. 1731 год [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire. File 62/1. Russian Relations with China. Case no. 11. 1731 (in Russian)].

3. Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. 153 с. [Bakunin V. M. Description of the Kalmyk peoples, and especially of them the Torgouts, and the actions of their khans and owners. The writing of 1761. Elista: Kalmyk Publishing House, 1995. 153 p. (in Russian)]

4. Записки Тулишэня о его поездке в составе Цинского посольства к калмыцкому хану Аюке в 1712–1715 гг. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. М., Наука, 1978. С. 437–483 [Tulishen’s notes on his trip to the Kalmyk khan Ayuka in 1712–1715, as a member of the Qing embassy. Russian-Chinese relations in the XVIII century. Materials and documents. Moscow: Nauka, 1978. Pp. 437–483 (in Russian)].

5. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. М.: Наука, 1983. 331 с. [Zlatkin I. Ya. History of the Dzungarian Khanate. 1635–1758. Moscow: Nauka, 1983. 331 p. (in Russian)].

6. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. 1. Элиста: ИД «Герел», 2009. 848 с. [History of Kalmykia from Ancient Times to the Present Day. Vol. 1. Elista: Gerel Publishing House, 2009. 848 p. (in Russian)].

7. Нацагдорж Цонгоол Б. Калмыцкий хошун в Халхе в начале правления Юнчжэна (1728–1731 гг.). Трансграничные миграции в пространстве Монгольского мира: история и современность. Сборник научных статей. Под ред. М. Н. Балдано, Б. З. Нанзатова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2015. С. 152–195. [Natsagdorzh Tsongool B. Kalmyk khoshun in Khalkha at the beginning of Yongzheng’s reign (1728–1731). Cross-border migration in the space of the Mongolian world: history and modernity. Collection of scientific articles. Ed. by M. N. Baldano, B. Z. Nanzatov. Ulan-Ude: BNTs SO RAN Publishing House, 2015. Pp. 152–195 (in Russian)].

8. Ноздрина И. А. Калмыцко-цинские отношения в первой трети XVIII в. и позиция России. Международные отношения в Центральной Азии: история и современность Материалы научной конференции. Под ред. И. В. Анисимовой, Ю. А. Лысенко. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2008. С. 101–110 [Nozdrina I. A. Kalmyk-Tsin relations in the first third of the XVIII century and the position of Russia. International Relations in Central Asia: Past and Present. Materials of the scientific conference. Ed. by I. V. Anisimova, Yu. A. Lysenko. Barnaul: Altai State University Publishing House, 2008. Pp. 101–110 (in Russian)].

9. Норбо Ш. Зая пандита (материалы к биографии). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 477 с. [Norbo Sh. Zaya pandita (Materials to the Biography). Elista: Kalmyk Publishing House, 1999. 477 p. (in Russian)]

10. Повествование о жизни Всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже, могущественного учёного и сиддха, называющееся «Брод, ведущий к удивительно благому уделу». Введ., пер., коммент. Н. Цыремпилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 311 с. [The Story of the Life of the All-knowing Jamian-Shadbi-Dorzhe, a Powerful Scholar and Siddha, Called “Wade, Leading to a Surprisingly Good Fate”. Introduc., transl., comments by N. Tsyrempilov. Ulan-Ude: BNTs SO RAN Publishing House, 2008. 311 p. (in Russian)].

11. Чжан-му, Хэ Цютао. Мэн-гу-ю-му-цзи (Записки о монгольских кочевьях). Пер. с кит. П. С. Попова. СПб.: Паровая скоропечатня П. О. Яблонскаго, 1895. 487+92 с. [Chzhan-mu, Khe Tsiutao. Men-gu-iu-mu-tszi (Zapiski o mongol’skikh kochev’iakh). Translated into Russian by P. S. Popov. Saint Petersburg: Parovaia skoropechatnia P. O. Iablonskago, 1895, 487+92 p. (in Russian)].

12. Ahmad Zahiruddin. Sino-Tibetan relations in the seventeenth century. Roma: Istituto italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1970. 345 p.

13. Das S. C. Rise and Progress of Buddhism in Mongolia (Hor). Tibetan Studies: Sarat Chandra Das. Ed. A. Chattopadhyaya. Calcutta and New-Delhi, 1984. Pp. 149–161.

14. Kitinov Baatr. Shakur Lama: the Last Attempt to Build the Buddhist State. Buddhism in Mongolian History, Culture and Society. Ed. Vesna Wallace. Oxford: Oxford University Press, 2015. Pр. 37–52.

15. Perdue P.C. China Marches West. The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2005, 752 р.

16. Ngag dbang blo bzang rgya mtsho. Rgyal dbang lnga pa ngag dbang blo bzang rgya mtsho’i rnam thar du ku la’i gos bzang. Vol. 3. Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2012. 406+3 с. (In Tibet.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх