Становление международного рынка чайной торговли в Ханькоу во второй половине XIX в.

 
Код статьиS086919080005240-1-1
DOI10.31857/S086919080005240-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы79-90
Аннотация

В статье представлена информация о коммерческом и социальном положении китайского торгового порта Ханькоу и описание особенностей формирования китайской чаеторговли с иностранцами во второй половине XIX в. Являясь уже сформированным крупным торговым портом Центрального Китая, в 1860-х гг. Ханькоу быстро превращается в важнейший пункт международной чайной торговли. Эта роль была обусловлена удобным территориальным положением Ханькоу, позволявшим ему, с одной стороны, аккумулировать чай из соседних чаепроизводящих провинций, а с другой – служить отправной точкой сухопутного чайного пути на север – в Россию, и морского – в Европу. Первые русские предприниматели, прибывшие в Китай, не только стали полноценными участниками международного чайного рынка, но и смогли перехватить у китайцев инициативу по производству чая для поставок в Россию. Российские купцы не ограничились скупкой готового чая, как это происходило ранее в Кяхте, а, пользуясь широкими возможностями, которые предоставляли им Тяньцзиньский трактат 1858 г. и Пекинский договор 1860 г., открывали на территории Китая свои фабрики и скупали сырье для самостоятельного производства чая. В то же время британские предприниматели закупали в Ханькоу уже изготовленный китайскими фирмами чай, не предпринимая попыток производить его своими силами. В результате они были вынуждены следовать китайским правилам ведения торговли, не имея возможности поменять их. Деятельность британских коммерсантов представлена по обширному труду крупного американского исследователя Ханькоу – Уильяма Т. Роу, ранее не рассматривавшегося в российской историографии. Обращение к этому источнику дало возможность сравнить подходы к ведению чайного бизнеса двух крупных держав – главных потребителей китайского чая: Британской и Российской империи, и в полной мере понять то уникальное положение, которое заняли российские купцы в Ханькоу. Также в статье подробно рассмотрены функции и степень участия в чайной торговле главных представителей рынка с китайской стороны: местных чаепроизводящих фирм, чайных брокеров и Чайной гильдии. На основании изложенных материалов автором проведен анализ причин формирования двух разных подходов (россиян и британцев) к ведению чайного дела и взаимодействию с китайскими представителями отрасли.

Ключевые словакитайский чай, российское предпринимательство, Ханькоу, русские в Китае, британцы в Китае, производство чая, чаеторговля
Получено22.05.2019
Дата публикации06.06.2019
Кол-во символов35883
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Во второй половине XIX в. Российская империя проявила большой экономический и политический интерес к развитию торговли с Цинской империей. Необходимость установления тесных контактов была обусловлена как потребностью формирования противовеса торговле с Европой, так и желанием создать прочную базу для развития своих дальневосточных и сибирских территорий. Пользуясь слабостью Китая в противостоянии с Западом, Российская империя активно проводила свою колониальную политику, поощряя освоение русскими коммерсантами китайского внутреннего рынка, основания национальных диаспор на территории Китая с последующим усилением дипломатического присутствия и открытием российских концессий. Одним из первых таких центров торговой экспансии российских купцов стал порт Ханькоу.
2 В последнее время можно отметить повышенный интерес к изучению жизни и труда наших соотечественников в этом крупном торговом порту Центрального Китая, российское сообщество которого в основном состояло из купцов и производителей чая. Но эти исследования в основном касаются деятельности наших соотечественников, без изучения специфики самого города, активности других иностранцев и без проведения сравнительного анализа уникального положения отечественных коммерсантов. Дополнить образ города и понять роль российского сообщества в его коммерческой деятельности можно, обратившись к работам американского историка Уильяма Т. Роу, посвященным экономической и социальной жизни города Ханькоу. Стоит отметить, что среди иностранцев Уильям Т. Роу является практически единственным крупным исследователем Ханькоу. В 1984 г. в издательстве Стэнфордского университета вышла его книга «Ханькоу: Коммерция и общество в китайском городе, 1796–1889 гг.».
3 Объектом изучения Роу стали жизнь и деятельность китайских городов на примере Ханькоу, а также выявление степени влияния западных предпринимателей на развитие капитализма в Китае. Сам автор обозначает цель исследования как «попытку определить основные социальные силы в городском центре первой величины позднеимперского Китая и представить как можно более полную картину того, как эти силы взаимодействовали, чтобы повлиять на жизненно важные функции города» [Rowe, 1984, p. 11]. Для исследователя российского присутствия в Ханькоу книга представляет интерес именно в плане понимания общего положения дел в торговле чаем между китайцами и иностранцами.
4 Специфика формирования и функционирования китайских городов XIX в. несколько отличается от европейского опыта. Если в Европе города вырастали из феодальных крепостей и играли важную социальную роль благодаря сплочению городских жителей и росту их самостоятельности, то в Китае они оставались в ведении имперской администрации и выполняли определенные функции [Rowe, 1984, p. 1–5]. Для обитателя китайского города наиболее важную роль всегда играли род и община, которые преимущественно были связаны с сельской местностью, а город лишь представлял арену для их коммерческой деятельности. Некоторые европейские исследователи именно этот факт называют главной причиной индустриальной отсталости Китая [Eberhard, 2005, р. 107–110]. В Ханькоу катализатором развития города стали не местные жители, а приезжие, коммерчески активные «чужаки» из других регионов. В частности, с открытием экспортной торговли чаем, в Ханькоу появились новые коммерсанты из Нинбо, Гонконга и Шаньси, которые традиционно вели чайный бизнес с иностранцами. С одной стороны, торговые интересы родственных общин и гильдий превалировали над интересами городского сообщества, но, с другой – именно эти объединения стали главной движущей силой коммерческих, социальных и инфраструктурных преобразований Ханькоу.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1567

Оценка читателей: голосов 0

1. Аджаров А. Классы и партии современного Китая. М: Московский рабочий, 1926 [Adzharov A. Classes and Parties of Modern China. Moscow: Moskovskii rabochii, 1926 (in Russian)].

2. Вебер М. История хозяйства. Город. М: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001 [Weber M. The City. Moscow: Kanon-press-Ts, Kuchkovo pole, 2001 (in Russian)].

3. Губаревич-Радобыльский А.Ф. Чай и чайная монополия: Опыт исследования основ обложения чая в России. СПб: Типография Редакции периодических изданий Министерства Финансов, 1908 [Gubarevich-Radobyl'skii A.F. Tea and Tea Monopoly: Experience in Researching the Basics of Tea Taxation in Russia. Saint Petersburg: Tipografiia Redaktsii periodicheskikh izdanii Ministerstva Finansov, 1908 (in Russian)].

4. Иванова Е.М. От Москвы до Ханькоу: Извлеч. из письма рус. путешественницы. М.: Универсальный тип (Катков и К°), 1873 [Ivanova E.M. From Moscow to Hankow: Extracts From the Letter of a Russian Traveler. Moscow: Universal'nyi tip (Katkov i K°), 1873 (in Russian)].

5. Хохлов А.Н. Дмитрий Дмитриевич Покотилов. Вопросы истории, М., 2011, № 5. С. 36–54 [Khokhlov A.N. Dmitrii Dmitrievich Pokotilov. Voprosy istorii,. Moscow, 2011, No. 5. Pp. 36–54 (in Russian)].

6. Хохлов А.Н. Торговля и предпринимательская деятельность россиян в Китае во второй половине XIX века. Российская история. 2012, № 3. С. 144–152 [Khokhlov A.N. Russian Trade and Business Activity in China in the Second Half of the XIX Century. Rossiiskaia istoriia. 2012, No. 3. Pp. 144–152 (in Russian)].

7. Лю Цзайцзи. Чайный путь и русская диаспора в Ханькоу. Enciclopedica. Revista de istorie a ştiinţei şi studii enciclopedice [Энциклопедика. Исторический журнал энциклопедической науки и исследований]. Кишинев, 2014, № 1–2 (6–7). С. 197–204 [Liu Tszaitszi. The Tea Route and the Russian Community in Hankou. Entsiklopedika. Istoricheskii zhurnal entsiklopedicheskoi nauki i issledovanii. Kishineu, 2014, No. 1–2 (6–7). Pp. 197–204 (in Russian)].

8. Мадьяров Л.И. Очерки по экономике Китая. М: Издательство Коммунистической академии, 1930 [Mad'iarov L.I. Essays on the Chinese Economy. Moscow: Izdatel'stvo Kommunisticheskoi akademii, 1930 (in Russian)].

9. Надаров В.И. Материалы к изучению Ханькоу, его географического положения, связанных с ним транзитных путей, его торговли и пр. Владивосток: типография товарищества Сущинской и Ко, 1901 [Nadarov V.I. Materials for the Study of Hankow, Its Geographical Location, Associated Transit Routes, Its Trade, etc. Vladivostok: tipografiia tovarishchestva Sushchinskoi i Ko, 1901 (in Russian)].

10. Попов А.Ф. Путевые заметки о Хань-коу и русских чайных фабриках. Записки ИРГО по отделению статистики. Т. 2. СПб, 1871. С. 283–316 [Popov A.F. Travel Notes About Hankow and Russian Tea Factories. Zapiski IRGO po otdeleniiu statistiki. Vol. 2. Saint Petersburg, 1871. Pp. 283–316 (in Russian)].

11. Попов К.А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Типография И.Н. Кушнерева, 1870 [Popov K.A. About Tea and Its Preparation by Russians in China. Moscow: Tipografiia I.N. Kushnereva, 1870 (in Russian)].

12. Стужина Э.П. О характере цеховой организации в Китае в XVII – первой половине XIX в. Проблемы востоковедения, 1961, № 1. С. 35–53 [Stuzhina E.P. On the Nature of the Shop Organization in China in the XVII – the First Half of the XIX Century. Problemy vostokovedeniia, 1961, No. 1. Pp. 35–53 (in Russian)].

13. Субботин А.П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая. СПб: Типография Северного Телеграфного Агентства, 1892 [Subbotin A.P. Tea and Tea Trade in Russia and Other Countries. Tea Production, Consumption and Distribution. Saint Petersburg: Tipografiia Severnogo Telegrafnogo Agentstva, 1892 (in Russian)].

14. Ян Цюн. История китайско-русского чайного торгового пути на рынке Ханькоу. Исторические науки. М: Спутник+, 2008, № 4. С. 80–81 [Yang Tsiun. The History of the Chinese-Russian Tea Trade Route in the Hankow Market. Istoricheskie nauki. Moscow: Sputnik, 2008, No 4. Pp. 80–81 (in Russian)].

15. Eberhard W. A History of China. New York: Cosimo Classics, 2005.

16. Rowe W.T. Hankow: Commerce and Society in a Chinese City, 1796–1889. California: Stanford University Press, 1984.

17. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ARCHIVAL SOURCES

18. АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи. Фонд 143 «Китайский стол», оп. 491, дело 396 за 1886–1895 гг. [Foreign Policy Archives of the Russian Empire. Fond 143 “Chinese table”, inv. 491, f. 396 for 1886–1895].

19. INTERNET SOURCES

20. Treaty of Tien-Tsin between the Queen of Great Britain and the Emperor of China, 1858. https://en.wikisource.org/wiki/Treaty_of_Tien-Tsin_between_the_Queen_of_Great_Britain_and_the_Emperor_of_China, svobodnyi (accessed: October 2018)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх