Имитация образовательных практик в сфере высшего образования

 
Код статьиS013216250008802-5-1
DOI10.31857/S013216250008802-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии
Аффилиация: Московский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы71-77
Аннотация

Автором ставится проблема распространения имитации образовательных практик в российском высшем образовании. На интервью преподавателей и студентов московских университетов сделан вывод, что распространение таких практик есть следствие модернизации содержания и структуры российского высшего образования при отсутствии достаточных ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и др.). Имитация образовательных практик преподавателями в сложившихся условиях является рационализацией действий и реакцией на высокую нагрузку. Одновременно с имитирующими действиями преподавателей развивается имитация образовательных практик студентами, для которых это – проявление рационализации, средство подтверждения своего социального статуса для достижения цели и диплом о высшем образовании.

Ключевые словаимитация образовательных практик, система высшего образования, модернизация системы высшего образования
Получено13.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов18408
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы.

2 Проблема имитаций в системе высшего образования России освещалась в научной периодике в разных аспектах: от практик списывания [Латова, Латов, 2007], массовой замены студентами в процессе учебного чтения рекомендованных учебников «дайджестами» из Интернета [Зборовский, 2012], до производства «дипломов о высшем образовании – симулякров знаний» [Латов, Ключарев, 2015]. Есть эмпирические исследования, которые дают представление об условиях возникновения имитационных практик в российских вузах [Денисова-Шмидт, Леонтьева, 2015; Шереги, Кириллов, 2017]. Проблема имитаций в высшей школе активно обсуждается в интернет-сообществах, социальных сетях заинтересованными участниками, что подтверждает ее актуальность.
3 В наборе имитаций в российской высшей школе автором выделена имитация образовательных практик (ИОП) как предмет данной статьи. Фокус исследования направлен на участников образовательного процесса – преподавателей и студентов московских университетов социально-гуманитарных направлений. Стаж преподавательской деятельности информантов составил от 10 до 34 лет. Из числа студентов к участию в исследовании были приглашены обучающиеся 4-х курсов бакалавриата и 1-х курсов магистратуры государственных и негосударственных университетов. Проанализировано по 10 завершенных интервью преподавателей и студентов. Метод исследования – сфокусированные интервью. Основными темами гайда для преподавателей и студентов были признание/непризнание ситуации «Мы (преподаватели) как бы учим, а они (студенты) как бы учатся», условия и формы ИОП, оценка влияния Интернета и др. Интервьюирование проводилось по электронной почте с октября 2018 г. по май 2019 г. Автор использует собственный опыт (стаж более 20 лет) включенного наблюдения.
4 Понятия «имитация», «симуляция», «симулякр» (копия, не имеющая первоосновы в объективной реальности), введенные в научный оборот Ж. Бодрияром, активно разрабатывались им и Ж. Делезом [Делез, 1998: 230; Бодрияр, 2015: 5]. Симуляция ставит под сомнение различие между «истинным» и «ложным», «реальным» и «мнимым» [Бодрияр, 2015: 8]. Природа симулякра девиантна, ибо он представляет собой «внешний и вовсе не продуктивный результат подобия» и обретается «за счет хитрости, уловки или ниспровержения» [Делез, 1998: 231]. Что касается сферы высшего образования, Ж. Бодрияр определяет обмен знаками (знаниями, культурой) в университете, между «теми, кто учит», и «теми, кого обучают», как «двойной сговор горечи и безразличия (индифферентность знаков, которая влечет за собой охлаждение в общественных и человеческих отношениях)… утраченный обмен труда и знаний» [Бодрияр, 2015: 204]. Данные положения – отправные в определении предмета исследования. В статье представлен анализ рефлексии ИОП преподавателями и студентами университетов, понимание ими условий формирования и распространения данного явления. Под имитацией образовательных практик понимается подмена действий, с одной стороны, преподавателями вузов по передаче студентам комплекса знаний, умений, навыков, социальных ценностей и т.д. формальным воспроизведением процедур, демонстрацией соблюдения установленного хода образовательного процесса, с другой стороны, студентами − по освоению названного комплекса.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 670

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015.

2. Делез Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. С. 225–240.

3. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86–93.

4. Зборовский Г.Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 12–20.

5. Зубок Ю.А., Чупров В. И., Дивненко О.В. Симулятивно-имитационные формы рационализации как новые компетенции молодежи в изменяющейся реальности // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: Мат. науч. конф. к 100-летию Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского, 10–12 ноября 2016 года. / Отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт. С. 260–263.

6. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 31–46.

7. Латов Ю.В., Ключарев Г.А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31–42.

8. Рудаков В.Н., Рощина Я.М.,. Битокова Л.А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. (Мониторинг экономики образования; № 1(133)).

9. Шереги Ф.Э., Кириллов А.В. Труд преподавателя вуза: творчество или «выживание»? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87–98. DOI: 10.7868/S0132162517110101.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх