«Шоки Никсона» и их последствия для японской дипломатии

 
Код статьиS086919080004622-1-1
DOI10.31857/S086919080004622-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН; заведующий кафедрой востоковедения Московского государственного института международных отношений
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Московский государственный институт международных отношений
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы158-171
Аннотация

Внимание автора статьи сфокусировано на изменениях во внешней политике Японии, происшедших в начале 1970‑х гг. на фоне радикальных сдвигов в международных отношениях. Изменения были связаны с переходом США к более прагматичной политике в Восточной Азии. После выдвижения американским президентом Ричардом Никсоном так называемой гуамской доктрины Соединенные Штаты предприняли ряд внешнеполитических шагов, вызвавших шоковую реакцию в Японии и ставших причиной осложнений в ее отношениях с США. Среди этих шагов – объявление Р. Никсоном летом 1971 г. о намерении посетить коммунистический Китай с целью восстановления с ним межгосударственных отношений и введения ограничительных мер на импорт японской продукции. В статье делается вывод о том, что ощущение шока было обусловлено полным информационным вакуумом, в котором Япония оказалась в период планирования визита Р. Никсона в Китай. Автор рассматривает внутриполитическую ситуацию в Японии на фоне «шоков Никсона». Основное внимание уделяется борьбе мнений японских политиков по вопросу о восстановлении отношений с КНР, а также попыткам администрации Э. Сато согласовать с китайским руководством условия нормализации двусторонних отношений.

Ключевые слова«гуамская доктрина», «шоки Никсона», «текстильная война», нормализация японо-китайских отношений, тайваньский вопрос, «многосторонняя дипломатия»
Получено01.04.2019
Дата публикации18.04.2019
Кол-во символов44007
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В конце 1960-х гг. японская внешняя политика вступила в крайне сложный и противоречивый период, связанный с переоценкой роли и места страны в системе международных отношений. Япония оказалась вынужденной адаптироваться к фундаментальным изменениям в мировой политике, связанным с относительным ослаблением военно-политической мощи их основного военно-политического союзника – США, а также с переходом Соединенных Штатов к более прагматичной политике, основанной на приоритете собственных национальных интересов.
2 Впервые президент США Ричард Никсон объявил о новой внешнеполитической инициативе в июле 1969 г. на пресс-конференции в Гуаме, получившей известность как «гуамская доктрина» («доктрина Никсона»). Эта инициатива была прежде всего связана с необходимостью достойно, не теряя лица, выйти из вьетнамской войны. Говоря о роли США в Азии, Никсон заявил, что страна продолжит придерживаться своих договорных обязательств, но вправе ожидать, что «азиатские народы сами будут во все большей степени брать ответственность за решение проблем обороны» [The History of US-Japan Relations, 2008, p. 171–172]. В своем обращении к нации в ноябре 1969 г. Никсон более детально охарактеризовал новую доктрину, сформулировав три основных принципа:
  1. Соединенные Штаты будут выполнять все свои обязательства по уже заключенным ими договорам.
  2. США предоставят ядерный щит своим союзникам, а также тем странам, существование которых они рассматривают в качестве жизненно важного для своей безопасности, если какая-либо ядерная держава будет угрожать их свободе.
  3. В случаях, связанных с вторжением и применением обычного оружия, США будут предоставлять военную и экономическую помощь после поступления запроса, соответствующего взятым ими на себя договорным обязательствам. Но США считают, что нации, которые подверглись прямой угрозе, должны взять на себя основную ответственность за обеспечение своей обороны с помощью собственных людских ресурсов [Ibid., p. 172; Вербицкий, 1972, c. 249].
3 В своем первом ежегодном докладе конгрессу по вопросам внешней политики, который стал достоянием гласности 18 февраля 1970 г., Никсон заявил, что американская дипломатия должна в долгосрочном плане быть основана на «реальной оценке наших и чужих интересов» и «признании того, что интересы Соединенных Штатов должны формировать их обязательства, а не наоборот» [The History of US-Japan Relations, 2008, p. 172]. Таким образом, новый подход заключался в примате собственных национальных интересов и опоре на принципы Realpolitik в международных отношениях, главным из которых был учет реального баланса сил.
4 «Доктрина Никсона» была воспринята многими ее сторонниками как начало конца биполярного мира и как форма адаптации американской дипломатии к формирующемуся многополярному миропорядку. Следует обратить особое внимание на определение Генри Киссинджером системы миропорядка в современном мире как «сочетания политической многополярности с военной биполярностью» [The ‘Nixon shock’, 1973, p. 18]. Речь шла о том, что США следует проявлять бόльшую гибкость в своей внешнеполитической стратегии, чем это было бы при жесткой биполярности. В многополярном мире, контуры которого стали высвечиваться после ухода США из Вьетнама и установления государственных отношений с коммунистическим Китаем, наметилась тенденция к ослаблению жесткости внешней политики государств, основанной на их принадлежности к одному из двух лагерей, противостоявших друг другу в военном отношении.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1732

Оценка читателей: голосов 0

1. Алиев Р. Ш. Внешняя политика Японии в 70 х – начале 80 х годов (теория и практика). М.: Наука, 1986. [Aliev R. Sh. Japan’s Foreign Policy in 1970s – early 1980s (theory and practice). Moscow: Nauka, 1986 (in Russian)].

2. Асахи симбун. 17.07.1971 [Asahi Shimbun. July 17, 1971 (in Japanese)].

3. Вербицкий С. И. Японо-американский военно-политический союз. М.: Наука, 1972. [Verbitskiy S. I. The Japan-US military and political alliance. Moscow: Nauka, 1972 (in Russian)].

4. Гриванов Р. И. Роль США в формировании внешней политики Японии. Россия и АТР. 2011. № 2. С. 187–193. [Grivanov, R. I. The Role of the US in Shaping Japan’s Foreign Policy. Rossiya i ATR. 2011. № 2. Pp. 187–193 (in Russian)].

5. Кунадзе Г. Ф. Японо-китайские отношения на современном этапе. 1972–1982. М.: Наука, 1983. [Kunadze G. F. Japanese-Chinese Relations at the Present Stage. 1972–1982. Moscow: Nauka, 1983 (in Russian)].

6. Лешке В. Г. Японо-американский союз. Итоги трех десятилетий. М.: Наука, 1983. [Leshke, V. G. Japan-US Alliance. The results of three decades. Moscow: Nauka, 1983 (in Russian)].

7. Мазуров В. М. США–Китай–Япония: перестройка межгосударственных отношений, 1969–1979. М.: Наука, 1980. [Mazurov V. M. U.S.-China-Japan: the Restructuring of International Relations, 1969–1979. Moscow: Nauka, 1980 (in Russian)].

8. Марков А. П. Послевоенная политика Японии в Азии и Китай, 1945–1977. М.: Наука, 1979. [Markov A. P. Japan’s Post-war Policy in Asia and China, 1945–1977. Moscow: Nauka, 1979 (in Russian)].

9. Петров Д. В. Япония в мировой политике. М.: Международные отношения, 1973. [Petrov D. V. Japan in world politics. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1973 (in Russian)].

10. Уткин А. И. США – Япония: вчера, сегодня, завтра. М.: Наука, 1990. [Utkin A. I. The US – Japan: Yesterday, Today, Tomorrow. Moscow: Nauka, 1990 (in Russian)].

11. Cheng Joseph Yu-shek. China's Japan Policy: Adjusting to New Challenges. Hong Kong: World Scientific Publishing Co., 2015.

12. Hoey F. Satō, America and the Cold War: US-Japanese Relations, 1964–72. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2015.

13. Hoey F. The Nixon Doctrine and Nakasone Yasuhiro’s Unsuccessful Challenge to Japan’s Defense Policy, 1969–1971. Journal of American-East Asian Relations. 2012. Vol. 19. No. 1. Pp. 52–74.

14. Johnson C. The Patterns of Japanese Relations with China, 1952–1982. Pacific Affairs. 1986. Vol. 59. No. 3. Pp. 402–428.

15. Joint Communique of the Government of Japan and the Government of the People's Republic of China, September 29, 1972. Ministry of Foreign Affairs of Japan. September 21, 2017. – URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/china/joint72.html (accessed 18.02.2018).

16. Kesavan K. Japan’s Response to the Swing in US-Soviet Relations. International Studies. 1974. Vol. 13, no. 4. Pp. 677–687.

17. Maga T. ‘Golf ball diplomacy’: Richard Nixon and Japan, 1969–74. Diplomacy & Statecraft. 1998. Vol. 9, no. 1. Pp. 182–207.

18. Maki J. Japan and World Politics in the 1970s. Pacific Affairs. 1973. Vol. 46. no. 2. Pp. 289–297.

19. Nakanishi H. Overcoming the crises: Japanese diplomacy in the 1970s. In: The Diplomatic History of Postwar Japan. Ed. by M. Iokibe. N. Y.: Routledge, 2011. Pp. 108–142.

20. Osamu M. The Nixon doctrine in Asia. The Adelphi Papers. 1972. Vol. 91, no. 12. Pp. 13–20.

21. Puthenveetil J. Strategic Options Behind Sino-Japanese Trade Relations. International Studies. 1979. Vol. 18, no. 4. Pp. 537–561.

22. The ‘Nixon shock’. The Adelphi Papers. 1973. Vol. 95, no. 13. Pp. 1–4.

23. The History of US-Japan Relations. From Perry to the Present. Ed. by M. Iokibe. English translation ed. by T. Minohara. Singapore: Palgrave Macmillan, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх