Развитие анатолийских иероглифов в контексте хеттско-лувийского двуязычия

 
Код статьиS086919080002865-8-1
DOI10.31857/S086919080002865-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы22-34
Аннотация

Империя Хаттусы (часто именуемая Хеттским царством в более ранних работах) располагалась на территории современной Турции и северной Сирии и достигла наивысшего могущества в XIV–XIII вв. до н.э. Особенностью языковой ситуации в империи Хаттусы, являлось одновременное употребление двух систем письма – клинописи и анатолийских иероглифов (так-же именуемых хеттскими, или лувийскими, иероглифами в более ранних публикациях). В противовес ряду гипотез о развитии системы анатолийских иероглифов на периферии Малой Азии, в среде носителей лувийского языка, в статье отстаивается тезис об эволюции данной системы письма в самой Хаттусе, в двуязычном хеттско-лувийском окружении. В основе методологии исследования лежит, с одной стороны, стратификация дошедших до нас памятников анатолийской иероглифики, а с другой – анализ акрофонических дериваций, лежащих в основе значений анатолийских силлабограмм. В заключительной части статьи обсуждаются причины, которые могли побудить правителей Хаттусы употреблять и совершенствовать анатолийские иероглифы при наличии уже разработанной клинописной системы письма. Делается вывод о том, что в основе такой политики лежали попытки культурного самоутверждения на фоне более развитой письменной традиции древней Месопотамии.

Ключевые словаИмперия Хаттусы, хеттский язык, лувийский язык, клинопись, анатолийские иероглифы, акрофонический анализ
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1446

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Б. Е. Хеттские «писцы» в свете новых исследований. Вестник РГГУ. 2013. № 17. С. 102–127.

2. Alp, S. Zylinder- und Stempelsiegel aus Karahöyük bei Konya. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1968

3. Boehmer, R. M., Güterbock, H. G. Glyptik aus dem Stadtgebiet von Boğazköy. Berlin: Mann, 1987.

4. Börker-Kähn, J. Archäologische Anmerkungen zum Alter des Bild-Luwischen. Atti del II Congresso Internazionale di Hittitologia. Ed. O. Carruba et al. Pavia: Gianni Iuculano, 1995. Pp. 39–55.

5. Carruba, O. Tahurwaili von Hatti und die hethitische Geschichte um 1500 v.Chr.G. Anatolian Studies Presented to Hans Gustav Güterbock on the Occasion of his 65th Birthday. Ed. K Bittel et al. Istanbul: Nederlands Historisch-Archaeologisch Instituut in het Nabije Oosten, 1974. Pp. 73–93.

6. Ehringhaus, H. Götter, Herrscher, Inschriften. Die Felsreliefs der Hethitischen Grossreichzeit in der Türkei. Mainz: von Zabern, 2005.

7. Goedegebuure, P. The Cuneiform Luwian Adverb zanda ‘together, down’. Acts of the VIIth International Congress of Hittitology (Çorum, August 25–31, 2008). Ed. A. Süel. Ankara: Anıt, 2010. Pp. 299–318.

8. Güterbock, H. G. Review of Die Welt der Hethiter by Margarete Riemschneider [Stuttgart: G. Kilpper, 1954]. Orientalistische Literaturzeitung. 1956. No. 51. Pp. 512–522.

9. Güterbock, H. G. Notes on Some Luwian Hieroglyphs. Mír Curad: Studies in Honor of Calvert Watkins. Ed. J. Jasanoff et al. Innsbruck: Institut der Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 1998. Pp. 201–204.

10. Hackett, A. Phoenician and Punic. The Cambridge Encyclopedia of the World’s Ancient Languages. Ed. R. Woodard. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Pp. 365–385.

11. Hawkins, J. D. Writing in Anatolia: Imported and Indigenous Systems. World Archaeology. 1956. No. 17/3. Pp. 363–374.

12. Hawkins, J. D. The Hieroglyphic Inscription of the Sacred Pool Complex at Hattusa (SÜDBURG). Wiesbaden: Harrassowitz, 1995.

13. Hawkins, J. D. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Vol. I. Part I, II: Texts; Part III: Plates. Berlin–New York: W. de Gruyter, 2000.

14. Hawkins, J. D. “Scripts and Texts”. The Luwians. Ed. H. C. Melchert. Leiden: Brill, 2003. Pp. 128–169.

15. Hawkins, J. D. Commentaries on the Readings. Herbordt 2005. Pp. 248–313.

16. Hawkins, J. D. Review of Sociolinguistics of the Luvian Language by Ilya Yakubovich [Leiden, Brill, 2010]. Kadmos. 2013. No. 52/1. Pp. 1–18.

17. Herbordt, S. Die Prinzen- und Beamtensiegel der hethitischen Grossreichszeit auf Tonbullen aus dem Nişantepe-Archiv in Hattusa. Mainz: von Zabern, 2005.

18. Houwink ten Cate, Ph. H. J. The Bronze Tablet of Tudhaliyas IV and its Geographical and Historical Relations. Zeitschrift für Assyriologie, 1992. No. 82. Pp. 233–270.

19. Marazzi, M. Ma gli ittiti scrivevano veramente su “legno”? Miscellanea di studi linguistici in onore di Walter Belardi. Ed. P. Cipriano et al. Rome: Calamo, 1994. Pp. 131–160.

20. Melchert, H. C. Anatolian Historical Phonology. Amsterdam–Atlanta: Rodopi, 1994.

21. Melchert, H. C. Language. The Luwians. Ed. H. C. Melchert. Leiden: Brill, 2003. Pp. 170–210.

22. Miller, J. Studies in the Origins, Development and Interpretation of the Kizzuwatna Rituals. Wiesbaden: Harrassowitz, 2004.

23. Mora, C. La glittica anatolica del II millennio A.C: Classificazione tipologica. Pavia: Gianni Iuculano, 1987.

24. Mora, C. Sull’origine della scrittura geroglifica anatolica. Kadmos. 1990. No. 30. Pp. 1–28.

25. Morpurgo-Davies, A. “To put” and “to stand” in the Luwian Languages. Studies in Memory of Warren Cowgill (1929–1985). Ed. C. Watkins. Berlin–New York: Walter de Gruyter, 1987. Pp. 205–228.

26. Mouton, A. Glyptique cappadocienne et hieroglyphes anatoliens. Studi Micenei ed Egeo-Anatolici. 2002. No. 44/1. Pp. 83–113.

27. Neumann, G. System und Aufbau der hethitischen Hieroglyphenschrift. Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, philologisch-historische Klasse. 1992. No. 1992/4. Pp. 25–48.

28. Oreshko, R. Hieroglyphic inscriptions of Western Anatolia: Long arm of the Empire or vernavular traditions? Luwian Identities: Culture, Language and Religion between Anatolia and the Aegean. Ed. A. Mouton et al. Leiden: Brill, 2013. Pp. 343–420.

29. Otten, H. Ein Siegelabdruck Duthalijaš I. Archäologischer Anzeiger. 2000. Pp. 375–376.

30. Payne, A. Writing Systems and Identity. Anatolian Interfaces: Hiitites, Greeks, and Their Neighbors in Ancient Anatolia. Ed. B. J. Collins et al. Oxford: Oxbow, 2008. Pp. 117–122.

31. Symington, D. Late Bronze Age Writing Boards and Their Uses: Textual Evidence from Anatolia and Syria. Anatolian Studies. 1991. No. 41. Pp. 111–123.

32. Van den Hout, Th. Institutions, Vernaculars, Publics: the Case of Second-Millenium Anatolia. Margins of Writing, Origins of Cultures. Ed. S. Sanders. Chicago: Oriental Institute, 2006. Pp. 217–256.

33. Waal, W. They wrote on wood. The case for a hieroglyphic scribal tradition on wooden writing boards in Hittite Anatolia. Anatolian Studies. 2011. No. 61. Pp. 21–34.

34. Waal, W. Writing in Anatolia: The Origins of the Anatolian Hieroglyphs and the Introductions of the Cuneiform Script. Altorientalische Forschungen. 2012. No. 39. Pp. 287–315.

35. Weeden, M. Hittite Logograms and Hittite Scholarship. Wiesbaden: Harrassowitz, 2011.

36. Yakubovich, Ilya. Hittite-Luvian Bilingualism and the Origin of Anatolian Hieroglyphs. Acta Linguistica Petropolitana. 2008. No. 4/1. Pp. 9–36.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх