А.В. Карташев как религиозный мыслитель в начале ХХ века (1902–1914 гг.)

 
Код статьиS004287440008714-0-1
DOI10.31857/S004287440008714-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Адрес: Российская Федерация, Моск.обл. Павловская Слобода, ул. Комсомольская, д. 1 кв. 28
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

В 1902 г. профессор СПбДА Антон Владимирович Карташев начал участвовать в Петербургских религиозно-философских собраниях (1901–1903), где проходили встречи интеллигенции и Русской Церкви, а в 1907–1914 г. стал признанным лидером движения интеллигенции за церковную реформу в России. Пребывание его в «неохристианство» малоизвестно, и реформаторская мысль Карташева начала ХХ в. не получила должно внимания. Между тем, именно в ней кроется суть его увлечения «новым религиозным сознанием» (НРС) и отличие его понимания доктрины от понимания НРС триадой Мережковский-Гиппиус-Философов. Годы пребывания в среде «неохристиан» сформировали критическую позицию Карташева по отношению к синодальной Русской Церкви, а осмысление концептов НРС способствовало выработке философского взгляда на историю. Статья приводит темы, которые волновали Карташева в начале века и систематизирует его религиозно-философские взгляды на материале его корреспонденции, выступлений в ПРФО и статей до 1914 г. Сведение воедино его речей и высказываний показывает, что это было время размышлений Карташева, увлекшегося НРС, о том, в чем центр христианства, каковы его возможности, и насколько оно реализовано в истории. Карташев мыслил церковную реформу религиозно, и уже с 1902 г. имел свое собственное представление о религиозном сознании нового времени.

Ключевые словаАнтон Владимирович Карташев, «новое религиозное сознание», филосо-фия религиозной реформы, «неохристианство», Русская Церковь, вселен-ское христианство
Ключевые слова (др.)теократия, Россия- Святая Русь
Получено08.03.2020
Дата публикации10.07.2020
Кол-во символов28606
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Как дореволюционный религиозный мыслитель А.В. Карташев мало известен. Немногочисленные исследователи его биографии и творческого пути подходили к нему как к уже сложившемуся культурно-общественному деятелю, иногда учитывали, что в его жизни был «неохристианский» период, но не ставили по отношению к Карташеву вопрос: почему этот период имел место, и был ли Антон Владимирович на самом деле единомышленником основателя НРС Д.С. Мережковского? Как к мыслителю, к Карташеву отнеслись авторы научных работ, посвященных теократической концепции русской государственности [Антощенко 2004; Золаев 2005; Пешков 2014]. Историками преимущественно исследовалась его общественная деятельность, начиная с поста товарища обер-прокурора до министра вероисповедания Временного правительства и заканчивая профессорско-преподавательским периодом его деятельности в эмиграции. А.Л. Золаев изучал исторические воззрения Карташева, составил основательный список его основных статей. А.В. Антощенко сделал историографических обзор работ о Карташеве. Следующим этапом стал проект Антощенко об исчерпывающей научной монографии о Карташеве, получивший грант РФФИ. При подготовке монографии был опубликован ряд статей Антощенко, Бычкова и Воронцовой; последняя изучала Карташева-«неохристианина» и церковного критика начала ХХ в. [Антощенко 2019; Бычков 2019; Воронцова 2019; Воронцова 2019a; Воронцова 2019б]. Проведенное исследование показало, что Карташев не был фигурой второго плана в движении за церковную реформу в России. Систематизация его высказываний в статьях и выступлениях в РФО начала века, позволила судить о нем, как о религиозном мыслителе с парадоксальным отношением к любимой им Церкви, убежденном в необходимости не только внешней реформы Русской Церкви, но и церковного христианства. НРС родилось в процессе противопоставления группой литераторов своей идеологии – народнической. Молодых писатели Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, В. В. Розанов в конце 1890-х гг. , начав свой путь среди поздних славянофилов1 и почвенников, пришли к мысли о необходимости нового общественного движения в России2, которое возродит религиозное сознание через развитие исторического – церковного христианства. Будущее страны виделось им в новой симфонии Церкви и государства, где религия и Церковь регулировали общественные отношения, а характер гражданской и культурной жизни определяло религиозное сознание. Группа собрала сторонников и призвала к воцерковлению культурной деятельности человечества путем признания нового учения о «святости» плоти. С 1901 г. учение в его отдельных элементах вынесли на Петербургские религиозно-философские собрания (1901–1903), чтобы узнать, как к нему отнесется Русская Церковь. Публикация протоколов ПРФС содействовала тому, что многие в российском обществе узнали о темах Собраний и согласились с предложением НРС о том, что Церковь должна освятить культуру. Мало кто понимал, что под «культурой» теоретики НРС подразумевали всю историческую, «организованную форму существования человека» (Карташев), – творческую и физическую, физиологическую и бытовую, социально-экономическую и политическую (этот же комплекс фигурировал в учении под понятием «плоти»). Учение предусматривало пересмотр церковного Предания, отказ от аскетизма. 1. Придерживались идеи абсолютной самобытности России, ее истории, культуры и особой миссии.

2. В 1897 г. Н.М. Минский, де факто, сформулировал необходимость перехода от народничества к новому религиозному сознанию [Минский 1897], Розанов занялся разработкой проблемы пола и брака в христианстве и с 1899 г. знакомил Мережковского с письмами последователя архим. Федора (Бухарева) священника А.П. Устьинского.

всего просмотров: 571

Оценка читателей: голосов 0

1. Дамаскин 1992 – Дамаскин Иоанн. Точное изложение основ православной веры. М., 1992. Кн. 2.

2. Записки 2005 – Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.) / Общ. ред. С. М. Половинкина. М., 2005.

3. Карташев 1903 – Карташев A.B. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории // Христианское чтение. 1903. Июнь. С. 909–922; июль. С. 77–93.

4. Карташев 1906а – Карташев А. Синодальная политика // Страна. 1906. № 115. 4 июл. С. 1.

5. Карташев 1906б – Карташев А. Двигатели церковной реформы // Страна. 1906. № 10. 2 март. С. 5.

6. Карташев 1911 – Карташев А. О партиях в Церкви // Русское слово. 1911. № 276. 1 дек. С. 2.

7. Карташев 1913 – Карташев А. Подождут… // Русское слово. 1913. № 18. 22 янв. С. 18.

8. Минский 1897 – Минский Н. При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. изд. 2-е. СПб., 1897.

9. РГАЛИ – РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 3. Ед. хр. 13. Л. 1–2. Письмо А.В. Карташева Г. И. Чулкову от 5 марта 1905 г.

10. Религиозно-философское общество – Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах. 1907–1917: в 3 т. Т. 3. М., 2009.

11. Романский 1903 – Романский Т. [Карташев А.]. Не все же. // Новый путь. 1903. Июль. С. С. 271–272.

12. Pachmuss 1972 – Pachmuss T. Intellect and Ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius. München: Fink, 1972.

13. Уральский 1905 – Уральский [Карташев А.В.]. Начало церковных откликов на жгучие вопросы настоящего момента // Вопросы жизни. 1905. № 3. С. 441– 447.

14. Феофан Затворник 2003 – Феофан Затворник, еп. Начертание христианского нравоучения. М., 2003.Литература

15. Алипий, Исайя 1997 – Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие. Св.-Сергиева лавра, 1997.

16. Антощенко 2004 – Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания. Дис. … д-ра ист. наук: 07.00.09. СПб.: СПбГУ, 2004.

17. Антощенко 2019 – Антощенко А.В. «Я был обязан заклеймить самый факт». Письма А.В. Карташева Г.И. Новицкому // Вестник Омского университета. 2019. № 4. С. 282–290.

18. Бычков 2019 – Бычков С.П. «Можно пустить действенную стрелу в сознание церкви лишь став на общую с ней почву…» Карташев как аналитик событий церковной жизни к России в 1911–1917 гг. в газете «Русское слово». 19. Проблематика публикаций // Вестник Омского университета. 2019. № 4. С. 69–80.

19. Воронцова 2019 – Воронцова И.В. «…Я уже безвозвратный мережковец…» Путь А.В. Карташева в «неохристианстве» по письмам 1903–1911 гг. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 8 (185). С. 65–71.

20. Воронцова 2019а – Воронцова И.В. Антон Владимирович Карташев как публицист и общественный деятель начала ХХ в.: аналитический обзор статей в «Русском слове» 1911–1913 годов // Genesis: исторические исследования. 2019. № 11. С.124–133.

21. Воронцова 2019б – Воронцова И.В. Тематика статей А.В. Карташева в газете «Страна» 1906–1907 гг. в свете программных аспектов движения религиозной интеллигенции за церковную реформу // Вестник ПСТГУ (II). 2019. № 5–6. С. 11–24.

22. Золаев 2005 – Золаев А.Л. Исторические воззрения А.В. Карташева и историография русского зарубежья. Дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02. М.: РУДН, 2005;

23. Пешков 2005 – Пешков А.А. Философия истории П.Н. Милюкова и А.В. Карташева: сравнительный анализ. Дис. … канд. филос. наук: 09.00.03 Н. Новгород: НГПУ, 2014

Система Orphus

Загрузка...
Вверх