Парадоксы идеи прогресса и культурная память в Древнем Египте (по поводу статьи В. В. Емельянова)

 
Код статьиS086919080002863-6-1
DOI10.31857/S086919080002863-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ; доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы6-21
Аннотация

В статье анализируется позиция, высказанная ведущим отечественным шумерологом В.В. Емельяновым по проблеме исторического сознания на Древнем Востоке. На материале Древнего Египта показано, что, вопреки его мнению, людям ранней древности могло быть свойственно представление о членении прошлого на исторические периоды, о динамике исторического процесса, отношение к памятникам как к символам конкретных событий прошлого, презентация новых исторических эпох как возвращения к значимым моментам прошлого.

Ключевые словадревность, Восток, Египет, историческая память, В. В. Емельянов
Источник финансированияПубликация подготовлена в ходе проведения исследования (№17-05-0051) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2018 г. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Получено25.12.2018
Дата публикации27.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1513

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Л.А., Бондаренко Д.М., Коротаев А.В., Немировский А.А. Введение. Сакрализация и власть в истории цивилизаций. Ч. 1. М.: Институт Африки РАН, 2005. С. 5–32.

2. Берлев О.Д. Трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1972.

3. Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Социальный слой «царских Hmww». М.: Наука; Глав. ред. вост. лит., 1978.

4. Берлев О.Д., Ходжаш С.Я. Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

5. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2001.

6. Большаков А.О. Изображение и текст: два языка в древнеегипетской культуре. Вестник древней истории. 2003. № 4. С. 3–20.

7. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005. (Aegyptiaca; I).

8. Демидчик А.Е. Доменные владения древнеегипетской гераклеопольской монархии. Вестник древней истории. 2007. № 2. С. 3–18.

9. Демидчик А.Е. Надписи начальника Нижнего Египта Хени на стеле начальника храма Хетианха. Петербургские египтологические чтения–2006. К 150-летию со дня рождения В.С. Голенищева. Доклады. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. (Труды Государственного Эрмитажа; 35). С. 45–55.

10. Дьяконов И.М. Исторический процесс и прогресс. Культура Востока. Проблемы и памятники. Краткое изложение докладов, посвященных памяти В.Г. Луконина. 21–25 января 1992 г. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1992. С. 5–12.

11. Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. СПб.: Европейский дом, 1995. (Дневники и воспоминания петербургских ученых).

12. Емельянов В.В. О первоначальном значении шумерского МЕ (Методология исследования категорий мироощущения). Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 150–174.

13. Емельянов В.В. О кризисе современной ориенталистики. Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 226–232.

14. Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса. Вопросы философии. 2009. № 9. С. 153–163.

15. Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса). Вопросы философии. 2011. № 8. С. 46–57.

16. Емельянов В.В. Антропологический поворот в науках о Древнем Востоке (на примере ассириологии). Вопросы философии. 2013. № 2. С. 136–147.

17. Емельянов В.В. Ответ на доклад И.А. Ладынина «“Парадоксы идеи прогресса” и “культурная память” в древнем Египте (по поводу статьи В. В. Емельянова)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/36445776/OTVET_NA_DOKLAD_I.A.LADYNINA_Paradoksy_idei_progressa_i_kul’turnaia_pamiat’_v_drevnem_Egipte_po_povodu_stat'i_V.V._Emel’ianova_ [Дата обращения: 10.06.2018].

18. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.

19. Крих С.Б. «Смерть» дискуссий в постсоветской науке: история древнего мира. Университетская корпорация: память, идентичность, практики консолидации. Материалы всероссийской научной конференции. Казань: ЯЗ, 2014. С. 204–208.

20. Крих С.Б. Плановая экономика от Шумера до Советского Союза: судьба древней империи глазами современных историков. Ab Imperio. 2015. № 3. С. 255–291.

21. Ладынин И.А. Общество и государство в древнем Египте в зарубежной и отечественной историографии. Проблема древнеегипетской идеологии царской власти. Историография истории древнего Востока. Учеб. для вузов. Под ред. В.И. Кузищина. Ч. 1. М., Высшая школа, 2008. С. 199–275.

22. Ладынин И.А. О некоторых вопросах изучения древнеегипетской религии. Вестник древней истории. 2014. № 4. С. 179–187.

23. Ладынин И.А. Особенности ландшафта (Насколько марксистской была советская древность?). Советский ландшафт древней ойкумены: отечественная наука о древнем Востоке и античности в 1920–1980-е гг. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. (Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2016. № 2 (4)). С. 9–32.

24. Ладынин И.А. «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.: Издательство РХГА. (Труды Исторического факультета МГУ; 84. Сер. II: Исторические исследования; 40).

25. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1971.

26. Нора П. Проблематика мест памяти. Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17–50.

27. Никулина Н.Н. Истоки идеи прогресса в творческом наследии европейских мыслителей античности и средневековья. Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. Т. 14. № 2. С. 410–417.

28. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлениях египтян Старого царства. М.–Л.: Наука, 1966 (Палестинский сборник; 16(79)).

29. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.: ОГИЗ; Соцэкгиз, 1935. Т. 1–2.

30. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984.

31. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: МГУ, 1982.

32. Anthes R. Die Maat des Echnaton von Amarna. Baltimore, 1952. (Supplement to the Journal of the American Oriental Society; 14).

33. Assmann J. Memory and Renewal: The Ethiopian and Saite Renaissance. Assmann J. The Mind of Egypt: History and Meaning in the Time of the Pharaohs. N.Y.: Metropolitan Books, 2002. Pp. 335–364.

34. Barguet P. La stèle de la famine, à Séhel. Le Caire: Institut français d’archéologie orientale du Caire, 1953. (Bibliothèque d’étude; 24).

35. Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München; B.: Zabern, 1997. (Münchner ägyptologische Studien; 46).

36. Blumenthal E. Untersuchungen zum ägyptischen Königtum des Mittleren Reiches. I. Die Phraseologie. B.: Akademie-Verlag, 1970. (Abhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig, Philol.-hist. Kl.; 61/1).

37. Blöbaum A.I. “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Aachen: Shaker Verlag, 2006. (Aegyptiaca Monasteriensia; 4).

38. Brand P. Methods Used in Restoring Reliefs Vandalized During the Amarna Period. Göttinger Miszellen. 1999. Hft. 170. Pp. 37–44.

39. Burton A. Diodorus Siculus: Book I. Leiden: Brill, 1972. (Études préliminaires aux religions orientales dans l’Empire romain; 29).

40. Englund G. Akh – Une notion religieuse dans l’Égypte pharaonique. Uppsala: Gustavianum, 1978. (Boreas. Acta Universitatis Upsaliensis: Uppsala Studies in Ancient Mediterranean and Near Eastern Civilizations; 11).

41. Erman A. Die Märchen des Papyrus Westcar. B.: Spemann, 1890. Bd. I–II (Mittheilungen aus den orientalischen Sammlungen; 5–6).

42. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Leipzig: Hinrichs; B.: Akademie-Verlag, 1926–1931. Bd. I–V.

43. Erman A., Grapow H. Die Belegstellen zu Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Leipzig: Hinrichs; B.: Akademie-Verlag, 1940–1958. Bd. I–V.

44. Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford: Oxford University Press, 1947. Vol. 1–3.

45. Gardiner A.H. The Royal Canon of Turin. Oxford: Vivian Ridler, 1959. 20 p., pl.

46. Gomaà F. Chaemwese Sohn Ramses' II. und Hoherprister von Memphis. Wiesbaden: Harrassowitz, 1973. (Ägyptologische Abhandlungen; 27).

47. Greven L. Der ka in Theologie und Königskult der Ägypter der Alten Reiches. Glückstadt–Hamburg–N.Y.: J.J. Augustin, 1952. (Ägyptologische Forschungen; 17).

48. Griffith F.Ll. Stories of the High Priests of Memphis; the Sethon of Herodotus and the Demotic Tales of Khamuas. Oxford: Clarendon, 1900.

49. Grimal N.-Chr. Les termes de la propagande royale égyptienne de la XIX dynastie à la conquète d'Alexandre. P.: Imprimerie Nationale/De Boccard, 1986. (Mémoires de l’Académie des inscriptions et belles-lettres, nouv. sér.; 6; Études sur la propagande royale égyptienne; 4).

50. Gundlach R. Der Sakralherrscher als historisches und phänomenologisches Problem. Legitimation und Funktion des Herrschers: Vom ägyptischen Pharao zum neuzeitlichen Diktator. Hrsgg. R. Gundlach, H. Weber. Stuttgart: Steiner, 1992 (Schriften der Mainzer Philosophischen Fakultätsgesellschaft; 13). Pp. 1–22.

51. Helck W. Urkunden der 18. Dynastie. B., Akademie-Verlag, 1956–1961. (Urkunden des ägyptischen Altertums; 4). Hft. 17–22.

52. Helck W. Die Prophezeiung des Nfr.tj. Textzusammenstellung. 2., verbesserten Auflage. Wiesbaden: Harrassowitz, 1992.

53. Jasnow R. Remarks on Continuity in Egyptian Literary Tradition. Gold of Praise. Studies on Ancient Egypt in Honor of E.F. Wente. Eds. E. Teeter, J.A. Larson. Chicago: Oriental Institute, 1999 (Studies in Ancient Oriental Civilizations; 58). Pp. 193–210.

54. Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Oxford: Blackwell, 1969–1987. Vol. I–VII.

55. Ladynin I.A. The ‘Crisis of the Pyramid Builders’ in Herodotus’ Book II and the Epochs of Egyptian History. Deformations and Crises of the Ancient Civil Communities. Eds. V. Gouschin, P.D. Rhodes. Stuttgart: F. Steiner, 2015. Pp. 15–26.

56. Manetho. With an English translation by W. G. Waddell. Cambridge (Massachusetts); L.: Harvard University Press, William Heinemann Ltd., 1980. 256 p. (Loeb Classical Library; 350).

57. Posener G. À propos de la stèle de Bentresh. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1934. T. 34. Pp. 75–81.

58. Spalinger A. On the Bentresh Stela and Related Problems. Journal of the Society of the Studies of Egyptian Antiquities. 1977–1978. Vol. 8. Pp. 11–18.

59. Schweitzer U. Das Wesen des Ka. Glückstadt-Hamburg-N.Y.: J.J. Augustin, 1956. (Ägyptologische Forschungen; 19).

60. Vacin L. Šulgi of Ur: Life, Deeds, Ideology and Legacy of a Mesopotamian Ruler as Reflected Primarily in Literary Texts. Ph.D. Thesis. L., 2011.

61. Wildung D. Die Rolle ägyptischer Könige im Bewustsein ihrer Nachwelt. Bd. I. B.: Hessling, 1969. (Münchner ägyptologische Studien; 17).

62. Žabkar L.V. A Study of the Ba Concept in Ancient Egyptian Texts. Chicago: Chicago Univ. Press, 1967. (Studies in Ancient Oriental Civilisation; 34).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх