Элиты эпохи Шан в эпиграфических памятниках XIII–XI вв. до н.э.: титул Хоу по данным ономастики

 
Код статьиS086919080000453-5-1
DOI10.31857/S086919080000453-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский гос. университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы6-30
Аннотация

В данный момент продолжается дискуссия о качественном содержании титула хоу в период Шан-Инь (XVI–XI вв. до н.э.). Иньские хоу считаются либо вождями потестарных или раннегосударственных образований на периферии Шан, либо держателями земельных наделов, дарованных ваном Шан, либо чиновниками с конкретными функциями и ограниченными правами управления. В статье функции хоу рассматриваются через призму ономастики. Во-первых, хоу именуются по нормам, которые более близки правителям отдельных территорий, нежели должностным лицам во властной организации Шан. Во-вторых, хоу теоретически могут быть вождями каких-то потестарных образований, но из-за особенностей интерпретации имен собственных в иньской эприграфике эта версия пока не может быть должным образом подтверждена. В качестве базовой концепции следует принять версию о хоу как держателях царских земельных пожалований. 

Ключевые словаНадписи на гадательных костях, древний Китай, Шан, Шан-Инь, чжухоу, феодализм
Получено09.08.2018
Дата публикации18.10.2018
Кол-во символов70191
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Титул хоу использовался в Китае с глубокой древности и вплоть до династии Цин (16441912). Встречается он и в надписях на гадательных костях (НГК)1. Поскольку конкретное содержание титула со временем менялось, статус древнейших хоу еще предстоит уточнить. Судя по данным древнекитайской исторической традиции, в эпоху Чжоу (XIIII вв. до н.э.) титулу соответствовало, во-первых, владение собственным “уделом”, который вместе с титулом мог передаваться по наследству. Во-вторых, ряд ритуальных привилегий и сравнительно высокое место в социально-политической иерархии. Взамен на хоу налагались некоторые обязательства по отношению к ванам2 Чжоу, преимущественно военного и ритуального характера. В результате непрекращающихся войн одни хоуства3 были поглощены соседями и сошли с исторической сцены. Другие, например, Янь 燕, Цзинь 晉, Цай 蔡 и др., существовали довольно продолжительное время в качестве фактически независимых государств (в литературе на русском языке их нередко называют “царства”)4. В то же время термин чжухоу 諸侯 (досл.  “все хоу”) стал собирательным обозначением слоя владетельной аристократии вне зависимости от реального титула, в числе которых гун 公, хоу 侯, бо 伯, цзы 子 и нань 男 5. 1. Надписи на гадательных костях  древнейшие из известных письменных памятников на китайском языке. Фиксируют в основном содержание гаданий по трещинам на пластронах черепах, лопаточных костях быков и пр. В рамках данной статьи под “костями” понимаются как собственно кости, так и черепашьи панцири (состоящие из костной основы и рогового покрытия). Большая их часть происходит из раскопок культового центра государства Шан (так называемого городища Иньсюй), на территории современного г. Аньян, пров. Хэнань. Часто это поселение называют “столицей”, но что понимать под “столицей” применительно к Шан, сколько было этих “столиц” и где они могли находиться  большой вопрос [Keightley, 1983, p. 533; Keightley, 2000, p. 57]. Приблизительные даты существования государства Шан – 16001046 гг. до н.э. Известные на сегодняшний день гадательные надписи датируются временем правления девяти последних ванов Шан (ок. 12501046 гг. до н.э.). Здесь и далее даты приведены в соответствие с отчетом проекта по определению хронологии Ся-Шан-Чжоу [Ся-Шан-Чжоу дуаньдай гунчэн чжуаньцзя цзу, 2000, с. 8688].

2. Ван титул верховного правителя (иногда “царь”, “король”).

3. Неологизм “хоуство” образован по аналогии с такими словами, как “княжество” или “графство”, является переводом термина хоуго 侯国.

4. Поскольку титул правителя мог меняться, одна и та же полития на протяжении своей истории могла быть “хоуством”, “гунством”, “ванством” и т.д. “Царством” в строгом смысле слова (если подобный термин здесь в принципе уместен) следует считать политию, правитель которой на определенном этапе принимал титул ван. В числе подобных примеров (среди хоуств) Янь, Ци 齊 и пр.

5. Древние авторы считали “пять рангов” (уцзюэ 五爵) строгой системой, в которой каждому титулу соответствовал четко определенный размер “удела”, набор привилегий и т.д. [Мэн цзы, 1999, с. 145]. В таком виде системы, очевидно, не существовало: титул не был привязан к размеру владения, правители одних и тех же уделов в разных источниках носят разные титулы и т.д. До какой степени сведения Мэн-цзы и прочих источников основаны на реальных фактах, еще предстоит уточнить.
2 Анализируя перечисленные титулы в иньской6 эпиграфике, Ху Хоусюань в 1940-х гг. пришел к выводу о том, что в период Шан-Инь чжухоу и некоторые члены царской семьи получали от вана титулы и земли, которыми владели на правах частной собственности, а общество Шан-Инь можно охарактеризовать как феодальное [Ху Хоусюань, 2002, с. 3739]. Некритическое отождествление иньских титулов с их позднейшими аналогами, использование применительно к 2-му тыс. до н.э. таких терминов, как “частная собственность на землю” (土地私有之制) [Ху Хоусюань, 2002, с. 38], и т.д., позволяют назвать эту концепцию модернизаторской. Отчетливая модернизация Шан по образцам 1-го тыс. до н.э. остается важным фактором современной, в особенности китайской, историографии7. 6. В рамках данной статьи термины “Шан”, “Инь” и “Шан-Инь” употребляются как синонимы, об их соотношении см.: [Кузнецова-Фетисова, 2015, с. 3443].

7. Ввиду того, что от древнекитайской литературы 2-го тыс. до н.э. (если она вообще существовала в сколько-нибудь значительном объеме) сохранились лишь крупицы, подобная тенденция скорее неизбежна.
3

Но в труде Ху Хоусюаня можно найти и истоки прямо противоположной, архаизаторской концепции: автор допускает, что часть земель под властью чжухоу могла “изначально находиться в собственности отдельных политий (гоцзу 國族)8 и племен (було 部落)” [Ху Хоусюань, 2002, с. 38]. Подобные идеи нашли немало сторонников среди приверженцев архаизации иньского общества. Интересный факт: слова гун, бо и цзы из состава “пяти рангов” оказываются производными от терминов родства9. Термин гун употребляется в НГК лишь по отношению к духам предков правителей Шан: видимо, в роли эпитета или термина родства. Содержание терминов бо и цзы спорно: перед нами явно показатели высокого социального статуса, но какого?10. Не исключено, что иньские чжухоухоу в частности) могли быть самостоятельными вождями каких-то раннегосударственных или догосударственных образований, которые вступали с ваном в союзнические или зависимые отношения [Линь Юнь, 1998, с. 76, 80].

8. В данном контексте под термином гоцзу понимается, судя по всему, небольшое предгосударственное или раннегосударственное политическое образование; для перевода использован нейтральный термин “полития”.

9. Этимологические значения перечисленных терминов: гун – “мужчина старшего поколения”, цзы – “сын”, бо – “быть старшим”, “старейшина”, “глава клана”, см.: [Schuessler, 2007, p. 169, 255, 633].

10. Цзы может быть сыном вана или лидером одной из ветвей клана Цзы, к которому принадлежала правящая в Шан династия и др.; краткий конспект дискуссии см.: [Чжао Пэн, 2007, с. 83–86]. Бо может быть вождем некоего потестарного образования на периферии Шан.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1738

Оценка читателей: голосов 0

1. Ван Чанфэн 王長豐. Шан-Чжоу цзиньвэнь цзухуй яньцзю 商周金文族徽研究 (Исследование клановых эмблем в Шанских и Чжоуских надписях на бронзе). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2015 [Wang Changfeng. Shang-Zhou jinwen zuhui yanjiu [Research on the Clan Emblems of the Shang and Zhou Bronze Inscriptions]. Shanghai: Shanghai guji chubanshe, 2015 (in Chinese)].

2. Ван Юйсинь 王宇信, Ян Шэннань 楊升南. Цзягусюэ и бай нянь 甲骨學一百年 (Сто лет изучения надписей на гадательных костях). Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 1998 [Wang Yuxin, Yang Shengnan. Jiaguxue yibai nian [Centenary of Oracle Bone Studies]. Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe, 1998 (in Chinese)].

3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983 [Vasil’ev L.S. Problems of the Ancient Chinese State Genesis. Moscow: Nauka, 1983 (in Russian)].

4. Вэй Синьин 韋心瀅. Иньдай Шан ванго чжэнчжи дили цзегоу яньцзю 殷代商王國政治地理研究 (Исследование системы территориального управления в государстве шанского вана, эпоха Инь). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2013 [Wei Xinying. Yindai Shang wangguo zhengzhi dili jiegou yanjiu [A Study on the Geo-political Structure of Shang Kingdom in Yin Dynasty]. Shanghai: Shanghai guji chubanshe, 2013 (in Chinese)].

5. Дун Цзобинь 董作賓. Цзягувэнь дуаньдай яньцзю ли. 甲骨文斷代研究例 (Примеры исследования периодизации гадательных надписей). Дун Цзобинь 董作賓. Дун Цзобинь сяньшэн цюаньцзи (цзябянь) 董作賓先生全集(甲編)(Полное собрание сочинений гсоподина Дун Цзобина (первый том)). Тайбэй: Ивэнь инь шу гуань, 1977. С. 363–464. [Dong Zuobin. Jiaguwen duandai yanjiu li [Examples of Oracle Bone Inscriptions’ Periodization Research]. In: Dong Zuobin. Dong Zuobin xiansheng quanji (jia bian) [Full Compilation of Works by Mr. Dong Zuobin (the first part)]. Taibei: Yiwen yinshuguan, 1977. Pp. 363–464 (in Chinese)].

6. Инь-Чжоу цзиньвэнь цзичэн 殷周金文集成 (Собрание надписей на бронзе иньской и чжоуской эпох). Под ред. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо 中國社會科學院考古研究所 (Китайская академия общественных наук, отдел археологии). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1984 [Zhongguo shehui kexueyuan kaogu yanjiusuo [Institute of Archaeology, Chinese Academy of Social Sciences] (eds.), Yin Zhou jinwen ji cheng [Compendium of the Yin-Zhou Bronze Inscriptions]. Beijing, 1984 (in Chinese)].

7. Кейтли Д.Н. Государство Шан в надписях на гадательных костях. Пер. Дементиевской О.С., Зыковой В.В. и Кузьминой Е.А. История Китая. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.). М.: Гуманитарий, 2007. – URL: www.synologia.ru/a/Государство Шан в надписях на гадательных костях (дата обращения: 08.12.2017) [Keightley D.N. The Shang State as Seen in the Oracle-Bone Inscriptions. Dementievskaia O.S., Zykova V.V. i Kuz’mina E.A. (tr.). History of China. Meterials of Synological Conferences held at IAAS MSU (Collection of articles). Moscow: Gumanitarii, 2007 (in Russian)].

8. Крюков М.В. Род и государство в иньском Китае. Вестник древней истории. М.: Наука, 1961, № 2. С. 3–22 [Kriukov M.V. Clan and State in the Yin China. Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History). 1961. No. 2. Pp. 3–22. (In Russian)].

9. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М.: Наука, 1967 [Kriukov M.V. The People of Ancient China’s Forms of Social Organisation. Moscow: Nauka, 1967 (in Russian)].

10. Крюков В.М. Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики периода Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000 [Kriukov V.M. The Text and the Rite: Experience of Interpretation of the Yin-Zhou Period Excavated Texts. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli, 2000 (in Russian)].

11. Кузнецова-Фетисова М.Е. Великий город Шан. (XIV–XI вв. до н.э.) и его значение в древней истории Китая. М.: Наука – Восточная литература, 2015 [Kuznetsova-Fetisova M.E. The Great City of Shang (XIV–XI cent. B.C.) and it’s Significance in the Ancient Chinese History. Moscow: Nauka–Vostochnaia literatura, 2015 (in Russian)].

12. Ли Си 李曦. Иньсюй буцы юйфа 殷墟卜辭語法 (Грамматика гадательных надписей из иньсюя). Сиань: Шэньси шифань дасюэ чубаньшэ, 2003 [Li Xi. Yinxu buci yufa [Yinxu Oracle Bones’ Grammar]. Xian: Shaanxi shifan daxue chubanshe, 2003 (in Chinese)].

13. Ли Сюэцинь 李學勤. Си цзя пань юй цзюй фу сюй 兮甲盤與駒父盨 (Сосуд-пань Си-Цзя и сосуд-сюй Цзюй-фу). Ли Сюэцинь 李學勤. Синь чу цинтунци яньцзю 新出青銅器研究 (Исследования новых находок изделий из бронзы). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1990. С. 138–145. [Li Xueqin. Xi Jia pan yu Ju fu xu [The Xi Jia Pan-vessel and the Ju Fu Xu-vessel]. In: Li Xueqin. Xin chu qingtongqi yanjiu [Newly Discovered Bronzes Research]. Beijing: Wenwu chubanshe, 1990. Pp. 138–145 (in Chinese)].

14. Линь Юнь 林澐. Цзягувэнь чжун дэ Шандай фанго ляньмэн 甲骨文中的商代方國聯盟 (Союз политий эпохи Шан в надписях на гадательных костях). Линь Юнь 林澐. Линь Юнь сюэшу вэньцзи 林澐學術文集 (собрание научных работ Линь Юня). Пекин: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1998. С. 69–84 [Lin Yun. Jiaguwen zhong de shangdai fangguo lianmeng [Local States’ Alliances in the Oracle Bone Inscriptions]. Lin Yun. Lin Yun xueshu wenji [Scholastic Collections of Lin Yun]. Beijing: Zhongguo dabaike quanshu chubanshe, 1998. Pp. 69–84 (in Chinese)].

15. Ма Баочунь 馬保春, Сун Цзючэн 宋久成. Чжунго цзуй цзао дэ лиши кунцзянь утай: цзягувэнь димин тиси гайшу 中國最早的歷史空間舞臺:甲骨文地名體系概述 (Пространство древнейшей китайской истории: очерки по системе географических названий в надписях на гадательных костях). Пекин: Сюэюань чубаньшэ, 2013 [Ma Baochun, Song Jiucheng. Zhongguo zui zao de lishi kongjian wutai: jiaguwen diming tixi gaishu [Arena of the Earliest Chinese History: Summary of the Place-names System in the Oracle Bone Inscriptions]. Beijing: Xueyuan chubanshe, 2013 (in Chinese)].

16. Мэн-цзы. Пер. В.С. Колоколова, под ред. Л.Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 [Mencius. Kolokov V.S. (tr.), Men’shikov L.N. (ed.). Saint-Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 1999 (in Russian)].

17. Сан Цзиньму (Сафин Т.) 桑金木 (Safin Timur). Цзягу чжуйхэ ди и цзэ 甲骨綴合第一則 (Первый комплект соединенных гадательных костей). 2017, [Электронный ресурс] – URL: http://www.xianqin.org/blog/archives/8365.html (дата обращения: 05.08.18) [Sang Jinmu (Safin T.) Jiagu zhuihe di yi ze [The First Set of Rejoined Oracle Bones], 2007. URL: http://www.xianqin.org/blog/archives/8365.html (availiable at: 05.08.18) (in Chinese)].

18. Синьшоу Инь-Чжоу цинтунци минвэнь цзи циин хуйбянь 新收殷周青銅器銘文暨器影彙編 (Собрание текстов и фотографий обретенных в последнее время иньских и шанских бронзовых сосудов) / под ред. Чжун Бошэн 鍾伯生, Чэнь Чжаожун 陳昭容, Хуан Минчун 黃銘崇, Юань Гохуа 袁國華. Тайбэй: Ивэнь иньшугуань, 2006 [Zhong Bosheng, Chen Zhaohua, Huang Mingchong, Yuan Guohua (eds.) Xin shou Yin-Zhou qingtongqi mingwen ji qiying huibian [Compendium of Texts and Images of Newly Acquired Shang and Zhou Bronze Vessels] Taipei: Yiwen yinshuguan, 2006 (in Chinese)].

19. Старостин С.А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М.: Наука, 1989 [Starostin S.A. Reconstruction of the Old Chinese Phonological System. Moscow: Nauka, 1989 (in Russian)].

20. Старостин С.А. База данных “китайские иероглифы” (= “Big China”). Сост. Старостин С.А., 1991. – URL: http://starling.rinet.ru/cgi-bin/main.cgi (дата обращения: 20.11.17) [Starostin S.A. Big China. 1991. [Database] – URL: http://starling.rinet.ru/cgi-bin/main.cgi (availible at 05.08.2018) (in Russian)].

21. Сунь Ябин 孙亚冰, Линь Хуань 林欢. Шандай ши (ди ши цзюань) Шандай дили юй фанго. 商代史(第十卷)商代地理与方国 (История эпохи Шан. Т. 10. География и политии эпихи Шан). Сун Чжэньхао (гл. ред.) 宋镇豪主编. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 2010 [Sun Yabing, Lin Huan. Shangdai shi (di shi juan). Shangdai dili yu fangguo [Shang History. Vol. 10. Shang Period Geography and Local Polities]. Ed. Song Zhenhao. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe, 2010.(in Chinese)].

22. Сыма Цянь. Исторические записки. (Ши Цзи). Пер. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина Т. 1. М.: Восточная литература, 2001. [Sima Qian. Records of the Grand Historian (Shi Ji). Vol. 1. Vyatkin R.V. (tr.) Moscow: 2001 (in Russian)].

23. Сяо Нань 肖楠. Аньян Иньсюй фасянь “и гуа” бу цзя 安陽殷墟發現“易卦”卜甲 (Гадательный пластрон с “гексограммами И-цзина”, обнаруженный в Иньсюе, Аньян). Каогу 考古. 1989(1). С. 66–70 [Xiao Nan. Anyang Yinxu faxian “yi gua” bujia [Oracle Bone with Book of Changes’ Hexagram Found in Yinxu, Anyang]. Kaogu [Archaeology]. 1989. No. 1. Pp. 66–70 (in Chinese)].

24. Ся-Шан-Чжоу дуаньдай гунчэн чжуаньцзя цзу 夏商周断代工程专家组编 (Экспертный совет проекта “Хронолония Ся-Шан-Чжоу”). Ся-Шан-Чжоу дуаньдай гунчэн 1996–2000 нянь цзедуань чэнго баогао: цзяньбэнь 夏商周断代工程1996–2000年阶段成果报告:簡本 (Отчет по проекту “Хронология Ся-Шан-Чжоу” за 1996–2000 гг.: сокращенная версия). Пекин: Шицзе тушу чубань гунсы, 2000 [Xia-Shang-Zhou duandai gongcheng zhuanjia zu [Xia-Shang-Zhou chronology progect experts] (eds.) Xia-Shang-Zhou duandai gongcheng 1996–2000 nian jieduan chengguo baogao: jianben [Xia-Shang-Zhou Chronology Progect Report of Achievements for the Years 1996–2000]. Beijing: Shijie tushu chuban gongsi, 2000 (in Chinese)].

25. Сяотунь наньди цзягу 小屯南地甲骨 (Гадательные кости, найденные в южной части деревни Сяотунь). Под ред. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо 中國社會科學院考古研究所 (Китайская академия общественных наук, отдел археологии). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1983 [Zhongguo shehui kexueyuan kaogu yanjiusuo [Institute of Archaeology, Chinese Academy of Social Sciences] (eds.), Xiaotun nandi jiagu [Oracle Bones from Xiaotun South]. Beijing: Zhonghua shuju, 1983 (in Chinese)].

26. У Чжэньфэн 吴镇烽. Цзиньвэнь жэньмин хуйбянь (цзэндин бань) 金文人名汇编(增訂版)(Сборник антропонимов в надписях на бронзе (исправленное и дополненное издание)). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2006 [Wu Zhenfeng. Jinwen renming huibian [Bronze Inscriptions Antroponyms Compilation]. Beijing: Zhonghua shuju, 2006 (in Chinese)].

27. Ху Хоусюань (гл. ред.) 胡厚宣主編. Цзягувэнь хэцзи шивэнь 甲骨文合集釋文 (Расшифровки текстов “свода надписей на гадательных костях”). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 1999 [Hu Houxuan (ed.) Jiaguwen heji shiwen [Transcriptions for the Oracle Bone Inscriptions Compendium]. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe, 1999 (in Chinese)].

28. Ху Хоусюань 胡厚宣. Иньдай фэнцзянь чжиду као 殷代封建制度考 (Исследование феодальной системы в период Инь). Ху Хоусюань 胡厚宣. Цзягусюэ Шан ши луньцун чуцзи 甲骨学商史论丛初集 (Начальное собрание трудов по изучению надписей на гадательных костях и истории Шан). Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 2002. С. 31–112 [Hu Houxuan. Yindai fengjian zhidu kao [Yin Period Feudal System Research]. Jiaguxue Shang shi luncong chuji [First Compilation of Writings on Oracle Bone Studies and Shang History]. Shijiazhuang: Hebei jiaoyu chubanshe, 2002. Pp. 31–112 (in Chinese)].

29. Хэ Цзинчэн 何景成. Шан-Чжоу цинтунци цзуши минвэнь яньцзю 商周青銅器族氏銘文研究 (Исследование клановых письмен на Шанских и Чжоуских бронзовых сосудах). Цзинань: Ци-Лу шу шэ, 2009 [He Jingcheng. Shang-Zhou qingtongqi zushi mingwen yanjiu [Research on Clan Inscriptions of Shang and Zhou Bronzes]. Jinan: Qi-Lu shu she, 2009 (in Chinese)].

30. Хуан Тяньшу 黃天樹. Иньсюй ван буцы дэ фэньлэй юй дуаньдай 殷墟王卜辭的分類與斷代 (Классификация и периодизация гадательных надписей из Иньсюя). Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2007 [Huang Tianshu. Yinxu wang buci de fenlei yu duandai [Classification and Periodisation of the Yinxu Royal Oracle Bones]. Beijing: Kexue chubanshe, 2007 (in Chinese)].

31. Хуан Тяньшу 黃天樹. Иньсюй цзягувэнь синшэнцзы со чжань бичжун дэ цзай тунцзи 殷墟甲骨文形聲字所佔比重的在統計 (Новый подсчет доли иероглифов фонетической категории в надписях на гадательных костях из иньсюя). Хуан Тяньшу 黃天樹. Цзягу цзиньвэнь луньцзи 甲骨金文論集 (Собрание работ по надписям на костях и бронзе). Пекин: Сюэюань чубаньшэ, 2014. С. 54–131. [Huang Tianshu. Yinxu jiaguwen xingshengzi suo zhan bizhong de zai tongji [Once Again Counting the Proportion of Phonograms among the Yinxu Oracle Bones]. In: Huang Tianshu. Jiagu jinwen lunji [Compilation of Works on Oracle Bone and Bronze Inscriptions]. Beijing: Xueyuan chubanshe, 2014. Pp. 54–131 (in Chinese)].

32. Хуан Тяньшу 黃天樹. Тань цзягу чжулушу дэ фачжань 談甲骨著錄書的發展 (О прогрессе в области публикаций гадательных костей). Гуанмин жибао光明日報, 17.12.2017. С. 12. Текст статьи доступен на сайте газеты гуан мин жи бао 光明日報 [Электронный ресурс] – URL: http://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2017-12/17/nw.D110000gmrb_20171217_3-12.htm (дата обращения: 05.08.2018). [Huang Tianshu. Tan jiagu zhulushu de fazhan [Talking about the Evolution of Oracle Bone Publications]. Guangming ribao [Guangming Daily], 17.12.2017. P. 12 (in Chinese)].

33. Цай Чжэмао 蔡哲茂. Инь буцы “юн хоу тунь” бянь 殷卜辭“用侯屯”辨 (Дискуссия о выражении “юн хоу тунь” в иньских надательных надписях). Цзягувэнь юй Инь-Шан ши. Сун Чжэньхао (гл. ред.) 宋鎮豪主編. Цзягувэнь юй Инь-Шан ши (синь эр цзи) 甲骨文與殷商史 (新二輯) (Надписи на гадательных костях и история Шан-Инь (новый выпуск № 2)). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. С. 110–130 [Cai Zhemao. Yin buci “yong hou tun” bian [Commens on the “to Use Hou Tun” Phrase in the Yin Oracle Inscriptions]. Jiaguwen yu Yin-Shang shi [Oracle Bone Inscriptions and Yin-Shang History]. No. 2. Ed. Song Zhenhao. Shanghai: Shanghai guji chubanshe, 2011. Pp. 110–130 (in Chinese)].

34. Цзягувэнь хэцзи 甲骨文合集 (Свод надписей на гадательных костях). Под ред. Го Можо 郭沫若. Пекин: чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1978–1982 [Guo, M. (ed.), Jiaguwen heji [Oracle Bone Inscriptions Compendium]. Beijing, 1978–1982 (in Chinese)].

35. Цю Сигуй 裘錫圭. Цзягу буцы чжун со цзянь де “тянь”, “му”, “вэй” дэн чжигуань дэ яньцзю; цзяньлунь “хоу”, “дянь”, “нань”, “вэй” дэн цзи чжун чжухоу дэ циюань 甲骨卜辭中所見的“田”、“牧”、“衛”等職官的研究 – 兼論“侯”、“甸”、“男”、“衛”等幾種諸侯的起源 (Исследование должностей, встречающихся в гадательных надписях на костях: “тянь”, “му”, “вэй” и пр., а также комментарии по вопросу о присхождении некоторых титулов чжухоу: “хоу”, “дянь”, “нань”, “вэй” и пр.). Цю Сигуй 裘錫圭. Цю Сигуй сюэшу вэньцзи (ди у цзюань) 裘錫圭學術文集(第5卷) (Собрание научных работ Цю Сигуя. Т. 5). Шанхай: Фудань дасюэ чубаньшэ, 2012. С. 153–168. [Qiu Xigui. Jiagu buci zhong suojian de “tian”, “mu”, “wei” deng zhuguan de yanjiu; jianlun “hou”, “dian”, “nan”, “wei” deng ji zhong zhuhou de qiyuan [Research on «Tian», «Mu», «Wei» etc. Officials in the Oracle Bone Inscriptions and Comments on Origins of the «Hou», «Dian», «Nan», «Wei» etc. Feudal Titles]. In: Qiu Xigui. Qiu Xigui xueshu wenji [Qiu Xigui Studies Collection]. Vol. 5. Shanghai: Fudan daxue chubanshe, 2012. Pp. 153–168 (in Chinese)].

36. Чжао Пэн 赵鹏. Иньсюй цзягувэнь жэньмин юй дуаньдай дэ чубу яньцзю 殷墟甲骨文人名与断代的初步研究 (Имена людей в надписях на гадательных костях и периодизация: предварительное исследование). Пекин: Сяньчжуан шуцзюй, 2007 [Zhao, P., 2007: Yinxu jiaguwen renming yu duandai de chubu yanjiu [Personal Names in the Oracle Bone Inscriptions and Periodization: Preliminary Research]. Beijing: Xianzhuang shuju, 2007 (in Chinese)].

37. Чжу Фэнхань 朱鳳瀚. Шан-Чжоу цзяцзу синтай яньцзю (цзэндин бань) 商周家族形態研究(增訂版)(Исследование состояния клановой организации в эпохи Шан и Чжоу (исправленное и дополненное издание)). Тяньцзинь: Тяньцзинь гуцзи чубаньшэ, 2004 [Zhu Fenghan. Shang-Zhou jiazu xingtai yanjiu [Research on Family Patterns of Shang and Zhou]. Tianjin: Tianjin guji chubanshe, 2004 (in Chinese)].

38. Чжу Фэнхань 朱鳳瀚. Иньсюй буцы чжун “хоу” дэ шэньфэнь бучжэн; цзяньлунь “хоу”, “бо” чжи итун 殷墟卜辭中“侯”的身份補證 – 兼論“侯”、“伯”之異同 (Дополнительные доказательства к вопросу о статусе “хоу” в гадательных надписях из Иньсюя, а также комментарии по вопросу о сходствах и отличиях между “хоу” и “бо”). Ли Цзункунь (гл. ред.) 李宗焜主編. Гу вэньцзы юй гудай ши (ди сы цзи) 古文字與古代史(第四輯) (Древние письмена и древняя история). Тайбэй: Чжунъян яньцзююань лиши юйянь яньцзюсо, 2015. С. 1–36 [Zhu Fenghan. Yinxu buci zhong “hou” de shenfen buzheng; jianlun “hou”, “bo” zhi yitong [Additional Evidence on Rethinking “Hou” Title in the Oracle Bone Inscriptions and Comments on the Similarities and Differences of “Hou” and “Bo”]. Li Zongkun (ed.) Gu wenzi yu gudai shi [Ancient Writing and Ancient History]. No. 4. Taibei: Zhongyang yanjiuyuan lishi yuyan yanjiusuo, 2015. Pp. 1–36 (in Chinese].

39. Чэнь Мэнцзя 陈梦家. Иньсюй буцы цзуншу 殷墟卜辭綜述 (Очерк о гадательных надписях из Яньсюя). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1988 [Chen Mengjia. Yinxu buci zongshu [Yinxu Oracle Inscriptions Summary]. Beijing: Zhonghua shuju, 1988 (in Chinese)].

40. Чэнь Цзянь 陳劍. Ши “цун” цзи сянгуань чжу цзы 釋“琮”及相關諸字 (Дешифровка “цун” и всех связанных иероглифов). Чэнь Цзянь 陳劍. Цзягу цзиньвэнь каоши луньцзи 甲骨金文考釋論集 (Собрание исследовательских работ по надписям на гадательных костях и бронзе). Пекин: Сяньчжуан шуцзюй, 2007. С. 273–316 [Chen Jian. Shi “cong” ji xiangguan zhu zi [Desciphering “Cong” and All the Related Characters]. Chen Jian. Jiagu jinwen kaoshi lunji [Compilation of Oracle Bone and Bronze Inscriptions Studies]. Beijing: Xianzhuang shuju, 2007. Pp. 273–316 (in Chinese)].

41. Ян Шэннань 楊升南. Цзягувэнь чжун дэ “нань” цзы вэй цзюэчэн шуо 甲骨文中的“男”字爲爵稱說 (Рассуждение о том, что иероглиф “цзы” в надписях на гадательных костях является титулом). Чжунго вэньу 中原文物. 1999 (2). С. 4–8. [Yang Shengnan. Jiaguwen zhong de “nan” zi wei juecheng shuo [Hypothesis that the Term “Man” in the Oracle Bone Inscriptions is a Title ]. Zhongguo wenwu [Chinese Cultural Relics], 1999. No. 2. Pp. 4–8 (in Chinese)].

42. Яо Сяосуй (гл. ред.) 姚孝遂主編. Иньсюй цзягу кэцы лэйцзуань (цюань шан, чжун, ся цэ) 殷墟甲骨刻辞类纂(全上、中、下三冊) (Надписи на костях из Иньсюя, скомпилированные по видам иероглифов (в 3 тт.)). Пекин: Чжунхуа шучзюй, 1989. [Yao Xiaosui (ed.) Yinxu jiagu keci leizuan [Yinxu Oracle Bone Inscriptions Sorted by Character]. Beijing: Zhognhua shuju, 1989 (in Chinese)].

43. Яо Сяосуй (гл. ред.) 姚孝遂主編. Иньсюй цзягу кэцы моши цзунцзи 殷墟甲骨刻辭摹釋總集 (Полное собрание прорисовок и расшифровок надписей на костях из Иньсюя). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1998.Keightley D.N. The Shang State as Seen in the Oracle-Bone Inscriptions. Early China. No. 5. 1979–1980. Pp. 25–34. [Yao Xiaosui (ed.) Yinxu jiagu keci moshi zongji [Full Compilation of Yinxu Oracle Bone Inscriptions’ Drawings]. Beijing: Zhonghua shuju, 1998 (in Chinese)].

44. Chao Lin. The Socio-Political Systems of the Shang Dynasty. Taipei: Institute of the Three Principles of the People, 1982.

45. Keightley D.N. The Shang State as Seen in the Oracle-Bone. Inscriptions. Early China. No. 5. 1979–1980. Pp. 25–34.

46. Keightley D.N. The Late Shang State: When, Where, and What? In: The Origins of Chinese Civilization. Ed. D.N. Keightley. Berkeley – Los Angeles – London: University of California Press, 1983. Pp. 523–564.

47. Keightley D.N. The Ancestral Landscape: Time, Space, and Community in Late Shang China (ca. 1200–1045 B.C.). Berkeley–Los Angeles–London: University of California Press, 2000.

48. Lexicon of Pre-Qin Oracle, Bronze Inscriptions and Bamboo Scripts. [Database]. – URL: http://inscription.asdc.sinica.edu.tw/ (availible at: 05.08.2018).

49. Schuessler A. ABC Etymological Dictionary of Old Chinese. Honolulu: University of Havai'i Press, 2007.

50. Watsson J.L. Chinese Kinship Reconsidered: Anthropological Perspectives on Historical Research. The China Quarterly, No. 92 (Dec., 1982). Pp. 589–622.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх