Секстина и гексахорд, гексаграмма и гексанема, или о древних формах глобализации

 
Код статьиS086919080000432-2-1
DOI10.31857/S086919080000432-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы31-54
Аннотация

В аспекте актуальной проблемы культурных, исторических и антропологических границ глобализации рассмотрена теория восточного Возрождения как ее предтечи. Для верификации данной теории, популярной в СССР в 1960–1980-е гг. в качестве альтернативы идеологически и политически дискредитированной “пятичленки” истмата, проанализирована история сложной поэтической формы – секстины, неожиданно появившейся в мультикультурной среде трубадуров Прованса в конце XII в. Ее нумерологическая структура и спиральный алгоритм, раскрытые лишь в XX в., очень напоминают систему построения гексаграмм “И-цзина”, изображения которых благодаря книгопечатанию именно в X–XII вв. стали широко распространяться в Китае и могли попасть в Европу с помощью арабов. С XI в. в теории и практике музыки и пения на Западе утвердилась еще одна схожая шестеричная структура – гексахорд, породивший ноты. Связующим звеном между этими шестеричными построениями могла быть универсальная для Евразии двумерная фигура – гексанема, производная от девятеричной эннеаграммы, которая также была реконструирована лишь в XX в.

Ключевые словаCекстина, гексахорд, гексаграмма, триграмма, гексанема, “И-цзин”, Великий предел, Тай-цзи, восточное Возрождение, глобализация
Получено07.08.2018
Дата публикации18.10.2018
Кол-во символов48902
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ныне, в эпоху всеобъемлющей и многоуровневой глобализации, актуализируется вопрос о ее культурных, исторических и даже антропологических границах. Обеспеченные всепроникающими технологиями, современные средства массовой коммуникации информационно объединили человечество в виртуальной реальности всепланетной ноосферы. Но означает ли это появление единой общечеловеческой культуры или хотя бы повсеместное признание общечеловеческих принципов, норм и ценностей?
2 Социально-правовая, политико-экономическая и религиозно-идеологическая практика наших дней выступает критерием истины, но двойственной, принося противоречивые свидетельства. Во взаимоотношениях стран, народов и цивилизаций ярко выражены как центростремительные, так и центробежные тенденции. Во всех силовых центрах современного мира вертикаль власти образует с горизонталью сепаратизма отнюдь не животворящий крест. Выдвинутые в конце XX в. дилеммы “конца истории” (Ф. Фукуяма) или “столкновения цивилизаций” (С. Хантингтон), однополярного, двуполярного или многополярного мира и т.п. не нашли своего теоретического разрешения, а тезис о “диалоге культур” так и остался простым благопожеланием с неопределенным смыслом (см.: [Кобзев, 2011, c. 5–15]).
3 Более того, сенсационные научные открытия последних лет вновь подняли сакраментальный вопрос о гомогенности человечества. Как ранее для марксистской “пятичленки”, подводившей всю человеческую историю под единый формационный знаменатель, камнем преткновения стал “азиатский способ производства”, так и теперь концепцию африканских Адама и Евы поколебали открытия разных видов древнейших предков человека в Азии.
4 Однако эти же антропологические, генетические и археологические исследования показали весьма высокую подвижность Homo sapiens в распространении по разным континентам и активность во взаимодействиях между его подвидами и отдельными представителями. В нарастающем количестве следы таких миграций и контактов обнаруживаются с наступлением исторически более близких времен, особенно в периоды “малых глобализаций”, создававшихся мировыми империями, трансконтинентальными торговыми путями и Великими географическими открытиями.
5 В отечественной науке дискредитированная идеологическим догматизмом и политэкономической вульгаризацией и опровергнутая прежде всего востоковедным материалом концепция единого всемирно-исторического пути человечества нашла амбивалентную поддержку у филологов и философов, выступивших с концепцией Восточного Ренессанса/Возрождения. Пионером этого идейного поиска, мотивированного прежде всего патриотическими, антиевропоцентристскими и гуманистическими настроениями, в 1940-е гг. стал литературовед и философ, грузинский академик Ш.И. Нуцубидзе (1888–1969) [Нуцубидзе, 1941; Нуцубидзе, 1947], а главным теоретиком с середины 1950-х гг. – японист и синолог академик Н.И. Конрад (1891–1970) [Конрад, 1972, c. 77–343], которого поддержал ряд известных филологов и востоковедов (cм., например: [Теоретические проблемы…, 1969, c. 202–209, 377–414; Лосев, 1978? c. 13–37; Кобзев, 2002? c. 29]).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1695

Оценка читателей: голосов 0

1. Бонч-Осмоловская Т.Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. Самара – Москва, 2009.

2. Бурдонов И.Б. Секстина по “Книге Перемен”. – URL: http://burdonov.ru/izin/sextina/index.html (дата обращения: 03.03.2018).

3. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2003.

4. Гаспаров М.Л. Секстина. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. С. 731.

5. Гвидо Аретинский. Послание о незнакомом пении. Пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева. Лебедев С.Н., Поспелова Р.Л. Musica Latina. СПб., 2000. С. 217–231.

6. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

7. Горнунг Б.В. Существовал ли “Ренессанс XII в.”? Историко-филологические исследования. М., 1967. С. 272–282.

8. Еремеев В.Е. “Книга перемен” и исчисление смыслов. М., 2013.

9. Еремеев В.Е. Акустико-музыкальная теория. Духовная культура Китая. Энциклопедия. [Т. 5.] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 188–217.

10. Еремеев В.Е. Символы и числа “Книги перемен”. М., 2005

11. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 // URL: http://textarchive.ru/c-1002491-pall.html (дата обращения: 03.03.2018).

12. Жизнеописания трубадуров. Изд. подготовил М.Б. Мейлах. М., 1993.

13. Исаева М.В., Карапетьянц А.М., при участии Еремеева В.Е. Люй. Духовная культура Китая. Энциклопедия. [Т. 6:] Искусство. М., 2010. С. 633–646.

14. Карапетьянц А.М. Раннекитайская системология. М., 2015.

15. Кено Р. Упражнения в стиле. СПб., 2001. C. 745–748 // URL: http://loviknigu.ru/book/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5/read/page/747 (дата обращения: 03.03.2018).

16. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

17. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002

18. Кобзев А.И. Тай цзи, Чжоу Дунь-и. Духовная культура Китая. Энциклопедия. [Т. 1:] Философия. М., 2006. С. 425–428, 578–579.

19. Кобзев А.И. Сань у. Духовная культура Китая. Энциклопедия. [Т. 5.] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 803–825.

20. Кобзев А.И. Нумерология и кабалистика: Пекин и Иерусалим. Общество и государство в Китае: XL научная конференция. М., 2010. С. 444–450.

21. Кобзев А.И. “Столкновение цивилизаций” и “диалог культур”. В потоке научного творчества. М., 2011. С. 5–15.

22. Кобзев А.И. “Канон перемен” как мировая константа. В пути за Китайскую стену. М., 2014. С. 637–638.

23. Кобзев А.И. Драмы и фарсы российской китаистики. М., 2016(1)

24. Кобзев А.И. Китайский путь человечества. Восток (Oriens). 2016(2). № 4. С. 16–27.

25. Кобзев А.И., Гордон А.В. Нидэм. Духовная культура Китая. Энциклопедия. [Т. 5:] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 777–788.

26. Конрад Н.И. Запад и Восток. 2-е изд. М., 1972.

27. Куделин А.Б. Арабо-испанская строфика как “смешанная поэтическая система” (Гипотеза Х. Риберы в свете последних открытий). Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974. С. 739–814.

28. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

29. Мей Л.А. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. К.К. Бухмейер. М., 1985. С. 35–36, 243.

30. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975.

31. Менендес Пидаль Р. Арабская поэзия и поэзия европейская. Менендес Пидаль Р. Избранные сочинения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. Пер. с исп. Н. Д. Арутюновой и др. Сост. К.В. Цуринов, Ф.В. Кельин. М., 1961. С. 466–509.

32. Неф К. История западноевропейской музыки. Пер. с фр. Б.В. Асафьева. 2-е изд. М., 1938.

33. Никонов В. Секстина. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974. С. 344.

34. Нострадам Ж. де. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов прованских процветших. Пер. С.В. Петрова. Жизнеописания трубадуров. Изд. подготовил М.Б. Мейлах. М., 1993. С. 259–338.

35. Нуцубидзе Ш.И. Восточный Ренессанс и критика европоцентризма. М., 1941.

36. Нуцубидзе Ш.И. Руставели и восточный Ренессанс. Тбилиси, 1947.

37. Песни трубадуров. Пер. со старопровансальского, сост., предисл. и примеч. А.Г. Наймана. М., 1979.

38. Рукавишников И.С. (И.Р.) Секстина. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.–Л., 1925. Т. 2. Стб. 762–763.

39. Секстина. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 38. М., 1955. С. 399.

40. Секстина. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966. С. 255.

41. Спирин В.С. К вопросу о пяти элементах в классической китайской философии. Шестая научная конференция “Общество и государство в Китае”. М., 1975. Ч. 1. С. 110–116.

42. Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.

43. Штейн В.М. Вклад народов Востока в историю мировой культуры. Ученые записки Института востоковедения. № XXV. М., 1960. С. 319–352.

44. Штейн В.М. Участие стран Востока в подготовке европейского Возрождения. Китай, Япония. История и филология. М., 1961. С. 104-116.

45. Эйдлин Л.З. Идеи и факты (несколько вопросов по поводу идеи китайского Возрождения). Иностранная литература. 1970. № 8. С. 214–228.

46. American Mathematical Society. Vol. 58. № 5. 2011. Рp. 682–687. – (URL: http://www.ams.org/ notices/201105/rtx110500682p).

47. Arnaut Daniel. Canzoni. Edizione critica, studio introduttivo, commento e traduzione a cura di G. Toja. Firenze, 1960.

48. Arnaut Daniel. “L’aur’amara”. A cura di M. Eusebi. Parma, 1995.

49. Asveld P.R.J. Queneau Numbers – Recent Results and a Bibliography 13 p. CTIT Technical Report Series. № TR-CTIT-13-16. Dept. of Comp. Sci., Twente University of Technology. Enschede, 2013.

50. Audin M. Histoire du pli cacheté 7115, incluant une véridique histoire des “nombres de Queneau”. – URL: http://oulipo.net/fr/histoire-du-pli-cachete-7115/et-de-la-spirale (accessed 03.03.2018).

51. Audin M. L’Oulipo et les mathématiques – une description (2009). – URL: http://irma.math. unistra.fr/~maudin/ExposeRennes.pdf (accessed 03.03.2018).

52. Balazs É. The Birth of Capitalism in China. Journal of Economic and Social History of the Orient. Vol. 3. № 2. 1960. Pp. 196–216.

53. Balazs É. Chinese Civilization and Bureaucrecy. New Haven–London, 1968. Pp. 34–54.

54. Banville Th. de. Petit traité de versification française. P., 1872.

55. Billy D. L’Art poétique d’Arnaut Daniel. Arnaut Daniel, Joglar, orfèvre et maestro (Cahiers de Carrefour Ventadour). Égletons, 2012. Pp. 107–132.

56. Canello U.A. La vita e le opere del trovatore Arnaldo Daniello. Halle, 1883.

57. Davidson F.J.A. The Origin of the Sestina. Modern Language Notes. Vol. 25. № 1. 1910. Рp. 18–20.

58. Eusebi M. Lettura sinottica (con una congettura) della tradizione della sestina di Arnaut Daniel. Cultura neolatina. Vol. 42. 1982. Pp. 181–199.

59. Fogel J.A. Politics and Sinology: The Case of Naitō Konan (1866–1934). Harvard, 1984.

60. Frings Th. Minnesinger und Troubadours. Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Vortrage und Schriften. Heft 34. B., 1949.

61. Gasparini A. Tan m’abellis vostre cortes deman... Formazione amorosa come peregrination & periclitatio. – URL: http://www.alaaddin.it/_TESORO_FIABE/AF/AF_P_Arnaut_Daniel_francese.html (accessed 03.03.2018).

62. Grammont M. Petit traité de versification française. 18-е éd. Р., 1961.

63. Hishikawa Eiichi. A Concordance to Arnaut Daniel’s Poems. Kobe, 1989.

64. Hu Shih. The Chinese Renaissance. Chicago, 1933 (N.Y., 1963).

65. Krysl M. Sacred and Profane: Sestina as Rite. The American Poetry Review. Vol. 33. № 2. 2004. Р. 9.

66. Lagarias J.C. Annotated Bibliography. The Ultimate Challenge: The 3x+1 Problem. Ed. by J.C. Lagarias. Providence, 2010. Pp. 271–272.

67. Lartigue P. L’Hélice d’écrire. La sextine. P., 1994.

68. Lavaud R. Les poésies d’Arnaut Daniel. Réédition critique d’après Canello, avec traduction française et notes. Toulouse–Périgueux, 1910 (Genève, 1973).

69. Nykl A.R. Hispano-arabic Portry on its Relations with the Old Provencial Troubadours. Baltimore, 1946.

70. Obsession: Sestinas in the Twenty-First Century. Ed. by C.B. Whitlow,‎ M. Krysl. Hanover, 2014.

71. Pagani F. Potentielle et actuelle: la sextine au XXIe siècle. Elephant & Castle. № 14. Bergamo. 2016. Pp. 5–23.

72. Perugi M. Le canzoni di Arnaut Daniel. Milano–Napoli, 1978.

73. Perugi M. Per una nuova edizione critica della sestina di Arnaut Daniel. AnticoModerno. T. 2: La sestina. 1996. Рp. 21–39.

74. Pound E. Translations. With an introduction of Hugh Kenner. N.Y., 1963.

75. Queneau R. Note complémentaire sur la Sextine. Subsidia ’Pataphysica. № 1. 1965(1). Pp. 79–80.

76. Queneau R. La Littérature potentielle. Queneau R. Batons, chiffres et lettres. P., 1965(2). Pp. 317–346.

77. Roncaglia A. L’invenzione della sestina. Metrica. 1981. No 2. P. 3–41.

78. Roubaud J. Un problème combinatoire posé par la poésie lyrique des troubadours. Mathématiques et Sciences humaines. T. 27. 1969. P. 9.

79. Rukavishnikov I.S. (I.R.) Sextin. Literary Encyclopedia: Dictionary of Literary Terms: 2 vol. Moscow–Leningrad, 1925. Vol. 2. Col. 762–763.

80. Saclolo M.P. How a Medieval Troubadour Became a Mathematical Figure. Notices of the Spanos M. The Sestina: An Exploration of the Dynamics of Poetic Structure. – Medieval Academy of America. Vol. 53. № 3. 1978. P. 546.

81. Tavera A. Arnaut Daniel et la spirale. Subsidia Pataphysica. № 1. Р., 1965. P. 73–78.

82. Taylor R.A. Bibliographical Guide to the Study of Troubadours and Old Occitan Literature. Kalamazoo, 2015.

83. The Incredible Sestina Anthology. Ed. by D. Nester. Austin, 2013.

84. Whilhelm J.J. The Poetry of Arnaut Daniel. N.Y. – L., 1981.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх