Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией

 
Код статьиS0373658X0003699-7-1
DOI10.31857/S0373658X0003699-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, 101000
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, 101000
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, 101000
Название журналаВопросы языкознания
ВыпускНомер 1
Страницы64-75
Аннотация

Статья посвящена роли жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией. Исследование проведено на материале нарративного корпуса «Russian CliPS» («Рассказы о грушах»), видеозаписи из которого были размечены в лингвистическом аннотаторе «ELAN» и включали жестовую разметку. Результаты анализа свидетельствуют о том, что наиболее часто трудности лексического доступа у пациентов связаны с поиском существительных и глаголов, при этом жестикуляция (указательные и ритмические жесты, жестовые ударения) способствует успешному лексическому поиску.

Ключевые словаафазия, афазия Брока, жестикуляция, лексический доступ, моторная афазия
Источник финансированияСтатья подготовлена в ходе проведения исследования (№16-05-0024) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2017 г. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
Получено02.07.2018
Дата публикации02.07.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1899

Оценка читателей: голосов 0

1. Лурия 2007 — Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 2007.

2. Молдован 2007 — Молдован А. М. Национальный корпус русского языка // Вестник Российской академии наук. 2007. Т. 77. № 6. С. 498—504.

3. Николаева 2005 — Николаева Ю. В. Иллюстративные жесты в устном дискурсе (типы, функции, коммуникативное поведение) // Московский лингвистический журнал. 2005. Т. 8. №. 2. С. 89—117.

4. Carlomagno et. al. 2013 — Carlomagno S., Zulian N., Razzano C., de Mercurio I., Marin A. Coverbal gestures in the recovery from severe fluent aphasia: A pilot study. Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46. No. 1. Pp. 84—99.

5. Caute et. al. 2013 — Caute A., Pring T., Cocks N., Cruice M., Best W., Marshall J. Enhancing communication through gesture and naming therapy. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2013. Vol. 56. No. 1. Pp. 337—351.

6. Chafe 1980 — Chafe W. L. The pear stories: Cognitive, cultural, and linguistic aspects of narrative production. Norwood: Ablex, 1980.

7. Cocks et al. 2013 — Cocks N., Dipper L., Pritchard M., Morgan G. The impact of impaired semantic knowledge on spontaneous iconic gesture production. Aphasiology. 2013. Vol. 27. No. 9. Pp. 1050—1069.

8. Hadar, Butterworth 1997 — Hadar U., Butterworth B. Iconic gestures, imagery, and word retrieval in speech. Semiotica. 1997. Vol. 115. No. 1—2. Pp. 147—172.

9. Kemmerer et al. 2007 — Kemmerer D., Chandrasekaran B., Tranel D. A case of impaired verbalization but preserved gesticulation of motion events. Cognitive Neuropsychology. 2007. Vol. 24. No. 1. Pp. 70—114.

10. Khudyakova et al. 2016 — Khudyakova M., Bergelson M., Akinina Y., Iskra E., Toldova S., Dragoy O. Russian CliPS: A corpus of narratives by brain-damaged individuals. Proceedings of LREC 2016 Workshop. Resources and Processing of Linguistic and Extra-Linguistic Data from People with Various Forms of Cognitive / Psychiatric Impairments (RaPID-2016). Linköping: Linköping Univ. Electronic Press. 2016. No. 128. Pp. 28—32.

11. Kita et. al. 2009 — Kita S., So W. C., Goldin-Meadow S. Using the hands to identify who does what to whom: Gesture and speech go hand-in-hand. Cognitive Science. 2009. Vol. 33. Pp. 115—125.

12. Kong et al. 2015 — Kong A. P. H., Law S. P., Wat W. K. C., Lai C. Co-verbal gestures among speakers with aphasia: Influence of aphasia severity, linguistic and semantic skills, and hemiplegia on gesture employment in oral discourse. Journal of Communication Disorders. 2015. Vol. 56. Pp. 88—102.

13. Krauss et al. 2000 — Krauss R. M., Chen Y., Gottesmann R. F. 13 Lexical gestures and lexical access: A process model. Language and Gesture. 2000. Vol. 2. Pp. 261—283.

14. Kroenke et al. 2013 — Kroenke K. M., Kraft I., Regenbrecht F., Obrig H. Lexical learning in mild aphasia: Gesture benefit depends on patholinguistic profile and lesion pattern. Cortex. 2013. Vol. 49. No. 10. Pp. 2637—2649.

15. Levelt 1989 — Levelt W. J. M. Speaking: From intention to articulation. Cambridge (MA): MIT Press, 1989.

16. Levelt et. al. 1999 — Levelt W. J. M., Roelofs A., Meyer A. S. A theory of lexical access in speech production. Behavioral and Brain Sciences. 1999. Vol. 22. Pp. 1—75.

17. Lozano, Tversky 2004 — Lozano S. C., Tversky B. Communicative gestures benefit communicators. Proceedings of Cognitive Science. 2004. Pp. 1—6.

18. Marangolo et al. 2010 — Marangolo P., Bonifazi S., Tomaiuolo F., Craighero L., Coccia M., Altoè G., Cantagallo A. Improving language without words: First evidence from aphasia. Neuropsychologia. 2010. Vol. 48. No. 13. Pp. 3824—3833.

19. Marshall et al. 2012 — Marshall J., Best W., Cocks N., Cruice M., Pring T., Bulcock G., Caute A. Gesture and naming therapy for people with severe aphasia: A group study. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2012. Vol. 55. No. 3. Pp. 726—738.

20. McNeil 1992 — McNeil D. Hand and mind. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1992.

21. Melinger, Levelt 2004 — Melinger A., Levelt W. J. M. Gesture and the communicative intention of the speaker. Gesture. 2004. Vol. 4. No. 2. Pp. 119—141.

22. Mol et. al. 2013 — Mol L., Krahmer E., van de Sandt-Koenderman M. Gesturing by speakers with aphasia: How does it compare? Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2013. Vol. 56. No. 4. Pp. 1224—1236.

23. Rogalsky et al. 2013 — Rogalsky C., Raphel K., Tomkovicz V., O’Grady L., Damasio H., Bellugi U., Hickok G. Neural basis of action understanding: Evidence from sign language aphasia. Aphasiology. 2013. Vol. 27. No. 9. Pp. 1147—1158.

24. de Ruiter 2000 — de Ruiter J. P. The production of gesture and speech. Language and Gesture. Vol. 2. Pp. 284—311.

25. Skelly et al. 1974 — Skelly M., Schinsky L., Smith R. W., Fust R. S. American Indian sign (Amerind) as a facilitator of verbalization for the oral verbal apraxic. Journal of Speech and Hearing Disorders. 1974. Vol. 39. No. 4. Pp. 445—456.

26. Wang, Goodglass 1992 — Wang L., Goodglass H. Pantomime, praxis, and aphasia. Brain and Language. 1992. Vol. 42. No. 4. Pp. 402—418.

27. Wittenburg et al. 2006 — Wittenburg P. Wittenburg P., Brugman H., Russel A., Klassmann A., Sloetjes H. Elan: A professional framework for multimodality research. Proceedings of LREC 2006. Pp. 1556—1559.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх