Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть II

 
Код статьиS268684310031321-1-1
DOI10.18254/S268684310031321-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: -
Аффилиация: -
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №2
Страницы184-198
Аннотация

В первой части статьи (см.: [Челышев, 2024]), опираясь на выдержки из древнеиндийских священных текстов и обширный пласт более поздней религиозной философской и эпической литературы Индии, автор обосновывает тезис о том, что формировавшееся на их основе общественное сознание жителей страны было пронизано идеей обожествления природы и ее неразрывной связи с жизнью человека. Во второй части статьи на многочисленных примерах показано, как эти традиционные представления входят в противоречие с потребностями и интересами современного общества, что зачастую приводит к трагическим последствиям и губительно сказывается на хрупкой экологической системе Гималаев.

Ключевые словаГималаи, Химачал-Прадеш, Кедарнатх, Бадринатх, чардхам, Джошиматх, Риши Ганга, Дхаули Ганга
Получено19.06.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов36331
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Интересы развития промышленности и бизнеса, характерные для современного мира, все более диссонируют с представлениями верующих индусов о божественной сущности природы и с наставлениями древних текстов о необходимости бережного отношения к ней. Деятельность человека все чаще приводит к масштабным техногенным авариям, уносящим множество человеческих жизней и наносящим серьезный урон окружающей среде.
2 Трагедия Кедарнатха
3 16 июня 2013 г. в штате Уттаракханд произошла трагедия. Это произошло в благоприятный для верующих индусов период, когда миллионы людей направились в паломничество, чтобы посетить четыре высокогорных храма — Ямунотри (исток р. Ямуны), Ганготри (исток р. Ганги), Бадринатх (вишнуитская святыня) и Кедарнатх (один из наиболее почитаемых шиваитстких храмов севера Индии). Этот популярный маршрут известен как малый чардхам1 (далее — чардхам). 1.  Паломнический маршрут чардхам (хинд. «четыре святых места») изначально предполагал посещение четырех главных святынь Индии, расположенных по периметру полуострова Индостан — храмов в Пури на востоке, Рамешварама на юге, Дварки на западе и Бадринатха на севере в предгорьях Гималаев. Считается, что в VIII в. н. э. его проложил известный философ-реформатор индуизма Ади Шанкарачарья. Позже по аналогии с этим маршрутом возник так называемый «малый чардхам» — паломнический маршрут по четырем священным храмам, расположенным на территории предгималайского штата Уттаракханд. До 1950 г. по нему удавалось пройти немногим, поскольку путь преодолевался пешком по пересеченной гористой местности. С начала 60-х гг., когда после пограничного конфликта с Китаем Индия была вынуждена улучшить транспортную инфраструктуру в регионе, маршрут превратился в объект массового паломничества.
4 Начавшиеся в том году почти на месяц раньше положенного срока мощнейшие тропические ливни, которые как правило предваряют начало сезона дождей, резко усилили и без того аномально интенсивное таяние ледников в горах, что привело к разрушению ледяной кромки на громадном естественном водоеме в горах над Кедарнтахом. Мощный поток воды хлынул вниз, приведя к стремительному подъему уровня воды на 6–7 м в притоках р. Ганги — реках Бхагиратхи, Алакнанда и Мандакини. Разрушительные селевые потоки в считанные минуты смели малоэтажные дома, построенные в непосредственной близости от рек, и уничтожали далее все на своем пути — людей, животных, автомобили, автобусы, сельскохозяйственные угодья и жилища.
5 Самый мощный удар стихии пришелся на древний храм Кедарнатх, почитаемый индусами как последнее земное пристанище легендарного индийского философа Шанкары2, и его окрестности. В считанные минуты оживленный паломнический город, разросшийся вокруг святилища, был стерт с лица земли. Каким-то чудом уцелел только сам храм: его буквально спас гигантский валун, оказавшийся в нескольких метрах от стены храма и послуживший волнорезом, рассекшим воды бурного селевого потока и направившим его двумя рукавами в обход святилища. Благодаря чудесному спасению каменная глыба обрела в глазах местных жителей сакральный статус (Илл. 1). Позже эти трагические события легли в основу сюжета масштабного художественного фильма «Кедарнатх» (Kedarnath, 2018 г., режиссер А. Капур). 2.  Шанкара (Ади Шанкарачарья; 788–820 гг.) — индийский мыслитель, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
6
image1

7 Илл. 1. Поток, образовавшийся после прорыва дамбы в горах над храмом Кедарнатх, оставил громадные разрушения. Гигантский валун чудом остановился в нескольких метрах от святыни, тем самым предотвратив ее разрушение
8 Fig. 1. A water flow that formed after a dam broke in the mountains above the Kedarnath temple left behind enormous destruction. And only by some miracle the giant boulder stopped literally a few meters from the shrine, thereby preventing its destruction
9 Source: >>>> (accessed 31.01.2024)
10 Только по официальным данным наводнение унесло жизни свыше 5000 человек. По мнению же независимых экспертов число погибших намного больше. По статистике, ежегодное путешествие по популярному маршруту чардхам с конца апреля по ноябрь совершают от 1.5 до 2 млн человек, передвижение которых, несмотря на все усилия местных властей, было и остается беспорядочным, а число сезонных наемных работников, стекающихся в эти места, вообще не поддается исчислению.

всего просмотров: 7

Оценка читателей: голосов 0

1. Челышев Д. Е. Экосистема индийских Гималаев: вызовы техногенной цивилизации и уроки рукотворных катастроф. Часть I. Восточный курьер. 2024. № 1. С. 214–225.

2. Altglas V. The Global Diffusion and Westernization of Neo-Hindu Movements: Siddha Yoga and Sivananda Centres. Religions of South Asia. 2007. Vol. 1 (2). URL: https://pure.qub.ac.uk/en/publications/the-global-diffusion-and-westernization-of-neo-hindu-movements-si (accessed 31.01.2024).

3. Bahuguna P. Chipko: A Movement that Gave Forest Conservation a New Life. Frontline. 21.08.2021. URL: https://frontline.thehindu.com/environment/photo-essay-chipko-a-movement-that-gave-forest-conservation-a-new-life/article35831455.ece (accessed 31.01.2024).

4. Bhatt T. Long Road Home: Unttarakhand Increasingly Declares Vollages Disaster-Prone. DownToEarth. 07.09.2021. URL: https://www.downtoearth.org.in/news/natural-disasters/long-road-home-uttarakhand-increasingly-declares-villages-disaster-prone-78821 (accessed 31.01.2024).

5. Buildings in Sinking Himalayan Town of Joshimath Set to be Demolished. Frontline News Desk. 10.01.2023. URL: https://frontline.thehindu.com/news/buildings-in-sinking-himalayan-town-of-joshimath-set-to-be-demolished/article66360738.ece10.01.2023 (accessed 31.01.2024).

6. Dilwali A. To Save the Hills in Uttarakhand, Stop Pilgrimage Tourism. Times of India. 01.07.2013. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/to-save-the-hills-in-uttarakhand-stop-pilgrimage-tourism/articleshow/20851130.cms (accessed 31.01.2024).

7. Kumar V., Mehta M. Detailed Report-Study of Cases & Impacts of the Uttarakhand Disaster on February 7th, 2021. National Disaster Management Authority. Ministry of Home Affairs, Government of India. https://www.researchgate.net/publication/370059259_Detailed_Report-Study_of_Causes_Impacts_of_the_Uttarakhand_Disaster_on_7th_Feb_2021 (accessed 31.01.2024).

8. Mehta S., Bhaduri A. Lessons from Uttarakhand Disaster. India Waterportal. 21.03.2021. URL: https://www.indiawaterportal.org/articles/lessons-uttarakhand-disaster (accessed 31.01.2024).

9. Nautiyal A. Cracks in Joshimath, Cracs in Policy: A Warning Against Short-Term Profits. TheIndianExpress. 10.01.2023. URL: https://indianexpress.com/article/opinion/columns/joshimath-crisis-uttarakhand-town-sinking-anoop-nautiyal-opinion-8371465/ (accessed 31.01.2024).

10. Not Just Joshimath, Ground’s Also Slipping Under Rishikesh, Nainital. Times of India. 27.01.2023. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/city/dehradun/not-just-joshimath-grounds-also-slipping-under-rishikesh-nainital/articleshow/97361581.cms (accessed 31.01.2024).

11. Prakash M. Invitation to Disaster. GaonConnection. 01.03.2021. URL: https://en.gaonconnection.com/uttarakhand-disaster-ntpc-violating-muck-disposal-norms-at-tapovan-project/ (accessed 31.01.2024).

12. Subramaniam T., Sud V. A Hardline Crack Became a 3-foot Chasm. That’s When He Knew They Had to Leave. CNN. 15.01.2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/01/13/india/india-joshimath-uttarakhand-sinking-city-intl-hnk-dst (accessed 31.01.2024).

13. Tay P. Can Religion Teach Us to Protect Environment? Analyzing the Case of Hinduism. Ethics & International Affairs. 23.04.2019. URL: https://www.ethicsandinternationalaffairs.org/online-exclusives/can-religion-teach-us-to-protect-our-environment-analyzing-the-case-of-hinduism (accessed 31.01.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх