Indian Himalayas Ecosystem: Technological Civilization’s Challenges and Lessons of Man-made Catastrophes. Part II

 
PIIS268684310031321-1-1
DOI10.18254/S268684310031321-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: -
Affiliation: -
Address: Russian Federation,
Journal nameOriental courier
EditionIssue 2
Pages184-198
Abstract

In the first part of the article (see: [Chelyshev, 2024]), relying on excerpts from ancient Indian sacred texts and a vast layer of later religious philosophical and epic literature of India, the author substantiates the thesis that the social consciousness of the inhabitants of the country, formed on their basis, was permeated with the idea of the deification of nature and its inextricable connection with human life. Using numerous examples, the second part of the article shows, how these traditional ideas conflict with the needs and interests of modern society, which often leads to tragic consequences and has a detrimental effect on the fragile ecological system of the Himalayas.

KeywordsIndia, Rigveda, ecology, Himalayas, Himachal-Pradesh, Kedarnath, Badrinath, chardham, Joshimath, Rishi Ganga, Dhauli Ganga
Received19.06.2024
Publication date25.07.2024
Number of characters36331
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Интересы развития промышленности и бизнеса, характерные для современного мира, все более диссонируют с представлениями верующих индусов о божественной сущности природы и с наставлениями древних текстов о необходимости бережного отношения к ней. Деятельность человека все чаще приводит к масштабным техногенным авариям, уносящим множество человеческих жизней и наносящим серьезный урон окружающей среде.
2 Трагедия Кедарнатха
3 16 июня 2013 г. в штате Уттаракханд произошла трагедия. Это произошло в благоприятный для верующих индусов период, когда миллионы людей направились в паломничество, чтобы посетить четыре высокогорных храма — Ямунотри (исток р. Ямуны), Ганготри (исток р. Ганги), Бадринатх (вишнуитская святыня) и Кедарнатх (один из наиболее почитаемых шиваитстких храмов севера Индии). Этот популярный маршрут известен как малый чардхам1 (далее — чардхам). 1.  Паломнический маршрут чардхам (хинд. «четыре святых места») изначально предполагал посещение четырех главных святынь Индии, расположенных по периметру полуострова Индостан — храмов в Пури на востоке, Рамешварама на юге, Дварки на западе и Бадринатха на севере в предгорьях Гималаев. Считается, что в VIII в. н. э. его проложил известный философ-реформатор индуизма Ади Шанкарачарья. Позже по аналогии с этим маршрутом возник так называемый «малый чардхам» — паломнический маршрут по четырем священным храмам, расположенным на территории предгималайского штата Уттаракханд. До 1950 г. по нему удавалось пройти немногим, поскольку путь преодолевался пешком по пересеченной гористой местности. С начала 60-х гг., когда после пограничного конфликта с Китаем Индия была вынуждена улучшить транспортную инфраструктуру в регионе, маршрут превратился в объект массового паломничества.
4 Начавшиеся в том году почти на месяц раньше положенного срока мощнейшие тропические ливни, которые как правило предваряют начало сезона дождей, резко усилили и без того аномально интенсивное таяние ледников в горах, что привело к разрушению ледяной кромки на громадном естественном водоеме в горах над Кедарнтахом. Мощный поток воды хлынул вниз, приведя к стремительному подъему уровня воды на 6–7 м в притоках р. Ганги — реках Бхагиратхи, Алакнанда и Мандакини. Разрушительные селевые потоки в считанные минуты смели малоэтажные дома, построенные в непосредственной близости от рек, и уничтожали далее все на своем пути — людей, животных, автомобили, автобусы, сельскохозяйственные угодья и жилища.
5 Самый мощный удар стихии пришелся на древний храм Кедарнатх, почитаемый индусами как последнее земное пристанище легендарного индийского философа Шанкары2, и его окрестности. В считанные минуты оживленный паломнический город, разросшийся вокруг святилища, был стерт с лица земли. Каким-то чудом уцелел только сам храм: его буквально спас гигантский валун, оказавшийся в нескольких метрах от стены храма и послуживший волнорезом, рассекшим воды бурного селевого потока и направившим его двумя рукавами в обход святилища. Благодаря чудесному спасению каменная глыба обрела в глазах местных жителей сакральный статус (Илл. 1). Позже эти трагические события легли в основу сюжета масштабного художественного фильма «Кедарнатх» (Kedarnath, 2018 г., режиссер А. Капур). 2.  Шанкара (Ади Шанкарачарья; 788–820 гг.) — индийский мыслитель, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
6
image1

7 Илл. 1. Поток, образовавшийся после прорыва дамбы в горах над храмом Кедарнатх, оставил громадные разрушения. Гигантский валун чудом остановился в нескольких метрах от святыни, тем самым предотвратив ее разрушение
8 Fig. 1. A water flow that formed after a dam broke in the mountains above the Kedarnath temple left behind enormous destruction. And only by some miracle the giant boulder stopped literally a few meters from the shrine, thereby preventing its destruction
9 Source: >>>> (accessed 31.01.2024)
10 Только по официальным данным наводнение унесло жизни свыше 5000 человек. По мнению же независимых экспертов число погибших намного больше. По статистике, ежегодное путешествие по популярному маршруту чардхам с конца апреля по ноябрь совершают от 1.5 до 2 млн человек, передвижение которых, несмотря на все усилия местных властей, было и остается беспорядочным, а число сезонных наемных работников, стекающихся в эти места, вообще не поддается исчислению.

views: 8

Readers community rating: votes 0

1. Chelyshev D. Ye. Indian Himalayas Ecosystem: Technological Civilization’s Challenges and Lessons of Man-made Catastrophes. Part I. Oriental Courier. 2024. No. 1. Pp. 214–225 (in Russian).

2. Altglas V. The Global Diffusion and Westernization of Neo-Hindu Movements: Siddha Yoga and Sivananda Centres. Religions of South Asia. 2007. Vol. 1 (2). URL: https://pure.qub.ac.uk/en/publications/the-global-diffusion-and-westernization-of-neo-hindu-movements-si (accessed 31.01.2024).

3. Bahuguna P. Chipko: A Movement that Gave Forest Conservation a New Life. Frontline. 21.08.2021. URL: https://frontline.thehindu.com/environment/photo-essay-chipko-a-movement-that-gave-forest-conservation-a-new-life/article35831455.ece (accessed 31.01.2024).

4. Bhatt T. Long Road Home: Unttarakhand Increasingly Declares Vollages Disaster-Prone. DownToEarth. 07.09.2021. URL: https://www.downtoearth.org.in/news/natural-disasters/long-road-home-uttarakhand-increasingly-declares-villages-disaster-prone-78821 (accessed 31.01.2024).

5. Buildings in Sinking Himalayan Town of Joshimath Set to be Demolished. Frontline News Desk. 10.01.2023. URL: https://frontline.thehindu.com/news/buildings-in-sinking-himalayan-town-of-joshimath-set-to-be-demolished/article66360738.ece10.01.2023 (accessed 31.01.2024).

6. Dilwali A. To Save the Hills in Uttarakhand, Stop Pilgrimage Tourism. Times of India. 01.07.2013. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/to-save-the-hills-in-uttarakhand-stop-pilgrimage-tourism/articleshow/20851130.cms (accessed 31.01.2024).

7. Kumar V., Mehta M. Detailed Report-Study of Cases & Impacts of the Uttarakhand Disaster on February 7th, 2021. National Disaster Management Authority. Ministry of Home Affairs, Government of India. https://www.researchgate.net/publication/370059259_Detailed_Report-Study_of_Causes_Impacts_of_the_Uttarakhand_Disaster_on_7th_Feb_2021 (accessed 31.01.2024).

8. Mehta S., Bhaduri A. Lessons from Uttarakhand Disaster. India Waterportal. 21.03.2021. URL: https://www.indiawaterportal.org/articles/lessons-uttarakhand-disaster (accessed 31.01.2024).

9. Nautiyal A. Cracks in Joshimath, Cracs in Policy: A Warning Against Short-Term Profits. TheIndianExpress. 10.01.2023. URL: https://indianexpress.com/article/opinion/columns/joshimath-crisis-uttarakhand-town-sinking-anoop-nautiyal-opinion-8371465/ (accessed 31.01.2024).

10. Not Just Joshimath, Ground’s Also Slipping Under Rishikesh, Nainital. Times of India. 27.01.2023. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/city/dehradun/not-just-joshimath-grounds-also-slipping-under-rishikesh-nainital/articleshow/97361581.cms (accessed 31.01.2024).

11. Prakash M. Invitation to Disaster. GaonConnection. 01.03.2021. URL: https://en.gaonconnection.com/uttarakhand-disaster-ntpc-violating-muck-disposal-norms-at-tapovan-project/ (accessed 31.01.2024).

12. Subramaniam T., Sud V. A Hardline Crack Became a 3-foot Chasm. That’s When He Knew They Had to Leave. CNN. 15.01.2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/01/13/india/india-joshimath-uttarakhand-sinking-city-intl-hnk-dst (accessed 31.01.2024).

13. Tay P. Can Religion Teach Us to Protect Environment? Analyzing the Case of Hinduism. Ethics & International Affairs. 23.04.2019. URL: https://www.ethicsandinternationalaffairs.org/online-exclusives/can-religion-teach-us-to-protect-our-environment-analyzing-the-case-of-hinduism (accessed 31.01.2024).

Система Orphus

Loading...
Up