Не только Хокусай: три волны японской культуры на Западе. Часть III. Третья волна: не только Миядзаки. Поп-культурные ориентиры

 
Код статьиS268684310031315-4-1
DOI10.18254/S268684310031315-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая Центром японских исследований
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №2
Страницы142-158
Аннотация

Сегодня мы являемся свидетелями очередной, третьей по счету мощной культурной волны из Японии. Вначале эта культурная стихия уже по проторенному пути нахлынула на Европу и Америку, а затем обрушилась на Россию и остальной мир. Но эта волна совершенно иного свойства — она принесла и показала нам новую Японию, отодвинув в далекое прошлое растиражированное представление о ней как о стране цветущей сакуры, экзотических гэйся и воинственных самураев.

Ключевые словаанимэ, манга, японская поп-культура, Миядзаки Хаяо, Осии Мамору, косплей
Получено19.06.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов32194
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Третья волна: современная поп-культура Японии
2 Японцы представили Западу новый современный контент: комиксы манга, анимацию анимэ, национальный рок и поп-музыку: J-rock, J-pop и многое другое. Нельзя не вспомнить смелые эксперименты в области авангардной музыки, включившие так называемую noise music, придуманных японцами «Вокалоидов», активно внедряемых сегодня и в других странах (Илл. 1), яркие и смелые образы уличной моды, носителями которой являются представители оригинальных молодежных субкультур. Список японских модных изобретений можно продолжать еще долго. Это новая эпоха в истории японской культуры и новый этап ее взаимоотношений с Западом.
3
image1

4 Илл. 1. Японская виртуальная певица Хацунэ Мику, созданная с помощью программы Vocaloid компании Yamaha Corporation. Работа художника © KEI
5 Fig. 1. Japanese virtual singer Hatsune Miku, created with the help of the Vocaloid program by Yamaha Corporation. Art by © KEI
6 Source: URL: >>>> (accessed 30.05.2024)
7 Третья культурная волна возникла неслучайно, это продукт четко спланированной культурной политики страны, новая поп-культурая концепция которой стала вырабатываться и внедряться в жизнь с начала XXI в. Как писал известный американский политолог Дуглас Макгрей в статье, опубликованной в американском журнале Foreign Policy еще в 2002 г., «Даже в условиях, когда экономика и политика переживали смутные времена, культурное влияние Японии в мире, напротив, возросло. Именно в течение 1990-х гг. Япония превратилась в культурную супердержаву» [McGray, 2002, p. 44–54]. Кстати говоря, именно с легкой руки Макгрея был введен в широкий оборот придуманный им термин — Gross National Cool — «модный национальный продукт», который сразу превратился в слоган культурной дипломатии Японии — Cool Japan, а затем и в название брендинговой кампании, направленной на продвижение японских производителей модных товаров в другие страны.
8 Не так давно, в начале 1980-х гг., когда Япония достаточно агрессивно покоряла мировое экономическое пространство, ее не без основания обвиняли в культурном изоляционизме. Известный японский писатель Оэ Кэндзабуро (1935–2023) искренне переживал по этому поводу: «Вы все, конечно, знаете, чем замечателен автомобиль “Хонда”, — с горечью обратился он к зарубежным читателям, — но нас, японцев, мало волнует “Хонда”. Нас больше беспокоит, что наша культурная жизнь вам практически неизвестна» [Iwabuchi, 2002, p. 2].
9 Выводы, сделанные Оэ, буквально витали в воздухе, и с начала 1980-х гг. японские власти взяли курс на активную пропаганду своей культуры за рубежом, превратив культурную дипломатию в одну из основ внешней политики. При этом разработчики культурной стратегии сделали акцент на двух направлениях: на ознакомлении других народов с японской традиционной культурой и на распространении в мире японского языка. Народам зарубежных стран предлагалось увидеть в первую очередь то, что на Западе исконно почиталось как японская экзотика — самурайские фильмы, спектакли театров Но и Кабуки, выставки старинных японских гравюр, рекламные ролики о красоте японской природы и о древней архитектуре, искусство аранжировки цветов — икэбана, показательные выступления борцов сумо и представителей боевых искусств и т. д. Одним словом, японские функционеры остановили свой выбор все на тех же широко известных традиционных культурных образцах.

всего просмотров: 8

Оценка читателей: голосов 0

1. Зилич Ф. Как аниме «Драконий жемчуг» поставило на уши американских аналитиков. Киноафиша. 22.01.2019. URL: https://www.kinoafisha.info/news/kak-anime-drakoniy-zhemchug-postavilo-na-ushi-amerikanskih-analitikov/?ysclid=lwq9twgq8g633362626 (accessed 09.05.2024).

2. Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах. М.: Восточная литература, 2012. 320 с.

3. Шамов Д. Как Хаяо Миядзаки покорил мир анимации и сердца миллионов людей своим творчеством. Дзен. 20.08.2022. URL: https://dzen.ru/a/YwDZDX5bbk-obEZd (accessed 07.05.2024).

4. Японская анимация и мировая аниме-индустрия: статистика и тренды. VK. 05.01.2024. URL: https://vk.com/@deti_tmij-yaponskaya-animaciya-i-mirovaya-anime-industriya-statistika?ysclid=lwq8x6wrz2265291472 (accessed 11.05.2024)

5. McGray D. Japan’s Gross National Cool. Foreign Policy. 2002. No. 130. Pp. 44–54. URL: https://www.jstor.org/stable/3183487 (accessed 28.05.2024).

6. Iwabuchi K. Recentering Globalization: Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham, NC: Duke University Press, 2002. 286 p.

7. Soft Power Superpowers: Cultural and National Assets of Japan and the United States. Ya. Watanabe, D. L. McConnell (eds.). Armonk, N.Y.: M. E. Sharpe, 2008. 296 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх