Not Just Hokusai: Three Waves of Japanese Culture in the West. Part III. The Third Wave: Not Only Miyazaki. Pop Cultural Landmarks

 
PIIS268684310031315-4-1
DOI10.18254/S268684310031315-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for Japanese Studies
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Journal nameOriental courier
EditionIssue 2
Pages142-158
Abstract

Today we are witnessing another and already the third powerful cultural wave from Japan. At first, this cultural element, following a well-trodden path, swept over Europe and America, and then fell upon Russia and the rest of the world. But this wave is of a completely different nature — it brought and showed us a new Japan, pushing into the distant past the popularized idea of it as a country of cherry blossoms, exotic geisha and militant samurai.

Keywordsanime, manga, Japanese pop culture, Miyazaki Hayao, Oshii Mamoru, cosplay
Received19.06.2024
Publication date25.07.2024
Number of characters32194
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Третья волна: современная поп-культура Японии
2 Японцы представили Западу новый современный контент: комиксы манга, анимацию анимэ, национальный рок и поп-музыку: J-rock, J-pop и многое другое. Нельзя не вспомнить смелые эксперименты в области авангардной музыки, включившие так называемую noise music, придуманных японцами «Вокалоидов», активно внедряемых сегодня и в других странах (Илл. 1), яркие и смелые образы уличной моды, носителями которой являются представители оригинальных молодежных субкультур. Список японских модных изобретений можно продолжать еще долго. Это новая эпоха в истории японской культуры и новый этап ее взаимоотношений с Западом.
3
image1

4 Илл. 1. Японская виртуальная певица Хацунэ Мику, созданная с помощью программы Vocaloid компании Yamaha Corporation. Работа художника © KEI
5 Fig. 1. Japanese virtual singer Hatsune Miku, created with the help of the Vocaloid program by Yamaha Corporation. Art by © KEI
6 Source: URL: >>>> (accessed 30.05.2024)
7 Третья культурная волна возникла неслучайно, это продукт четко спланированной культурной политики страны, новая поп-культурая концепция которой стала вырабатываться и внедряться в жизнь с начала XXI в. Как писал известный американский политолог Дуглас Макгрей в статье, опубликованной в американском журнале Foreign Policy еще в 2002 г., «Даже в условиях, когда экономика и политика переживали смутные времена, культурное влияние Японии в мире, напротив, возросло. Именно в течение 1990-х гг. Япония превратилась в культурную супердержаву» [McGray, 2002, p. 44–54]. Кстати говоря, именно с легкой руки Макгрея был введен в широкий оборот придуманный им термин — Gross National Cool — «модный национальный продукт», который сразу превратился в слоган культурной дипломатии Японии — Cool Japan, а затем и в название брендинговой кампании, направленной на продвижение японских производителей модных товаров в другие страны.
8 Не так давно, в начале 1980-х гг., когда Япония достаточно агрессивно покоряла мировое экономическое пространство, ее не без основания обвиняли в культурном изоляционизме. Известный японский писатель Оэ Кэндзабуро (1935–2023) искренне переживал по этому поводу: «Вы все, конечно, знаете, чем замечателен автомобиль “Хонда”, — с горечью обратился он к зарубежным читателям, — но нас, японцев, мало волнует “Хонда”. Нас больше беспокоит, что наша культурная жизнь вам практически неизвестна» [Iwabuchi, 2002, p. 2].
9 Выводы, сделанные Оэ, буквально витали в воздухе, и с начала 1980-х гг. японские власти взяли курс на активную пропаганду своей культуры за рубежом, превратив культурную дипломатию в одну из основ внешней политики. При этом разработчики культурной стратегии сделали акцент на двух направлениях: на ознакомлении других народов с японской традиционной культурой и на распространении в мире японского языка. Народам зарубежных стран предлагалось увидеть в первую очередь то, что на Западе исконно почиталось как японская экзотика — самурайские фильмы, спектакли театров Но и Кабуки, выставки старинных японских гравюр, рекламные ролики о красоте японской природы и о древней архитектуре, искусство аранжировки цветов — икэбана, показательные выступления борцов сумо и представителей боевых искусств и т. д. Одним словом, японские функционеры остановили свой выбор все на тех же широко известных традиционных культурных образцах.

views: 7

Readers community rating: votes 0

1. Zilich F. How the Anime “Dragonball” Created a Flap for the American Analysts. Kinoafisha. 22.01.2019 (in Russian). URL: https://www.kinoafisha.info/news/kak-anime-drakoniy-zhemchug-postavilo-na-ushi-amerikanskih-analitikov/?ysclid=lwq9twgq8g633362626 (accessed 09.05.2024).

2. Katasonova E. L. Japanese in the Real and Virtual Worlds. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2012. 320 p. (in Russian)

3. Shamov D. How Hayao Miyazaki Conquered the World of Animation and the Hearts of Millions of People with his Creativity. Dzen. 20.08.2022 (in Russian). URL: https://dzen.ru/a/YwDZDX5bbk-obEZd (accessed 07.05.2024).

4. Japanese Animation and the Global Anime Industry: Statistics and Trends. VK. 05.01.2024 (in Russian). URL: https://vk.com/@deti_tmij-yaponskaya-animaciya-i-mirovaya-anime-industriya-statistika?ysclid=lwq8x6wrz2265291472 (accessed 11.05.2024)

5. McGray D. Japan’s Gross National Cool. Foreign Policy. 2002. No. 130. Pp. 44–54. URL: https://www.jstor.org/stable/3183487 (accessed 28.05.2024).

6. Iwabuchi K. Recentering Globalization: Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham, NC: Duke University Press, 2002. 286 p.

7. Soft Power Superpowers: Cultural and National Assets of Japan and the United States. Ya. Watanabe, D. L. McConnell (eds.). Armonk, N.Y.: M. E. Sharpe, 2008. 296 p.

Система Orphus

Loading...
Up