The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and East. Part III. Imperial Models

 
PIIS268684310030159-2-1
DOI10.18254/S268684310030159-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor ; Principal Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
EditionIssue 1
Pages34-53
Abstract

This part (Part I see: [Yakovlev, 2023a], Part II see: [Yakovlev, 2023b]), examines the main characteristics of the three imperial models that offered the world in the 10th–15th centuries their “development projects”: The Byzantine Empire, the Chinese Empire, and the Arab Caliphate (later the Ottoman Empire). The presence of an “ideological core”, as well as the powerful centralized power of the dynastic state, which determined the parameters of the state and social life of the empire, is stated. Internal and external threats were repelled by the bureaucracy and the army. The presence of extensive natural development potential — the presence of natural and demographic resources and the possibility of external contacts were complemented by productive agriculture in the countryside, the development of crafts, trade and finance in the cities, as well as the development of culture (scientific research, architecture, literature, fine arts). At the same time, the provision of resources and the constraining role of the state slowed down the processes of internal socio-political and socio-economic development.

KeywordsEnlightenment, Byzantine Empire, Chinese Empire, Arab Caliphate, state, empire, resources, culture
Received01.03.2024
Publication date22.04.2024
Number of characters61378
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Почему Европа?
2 Почему именно Европа оказалась генератором исторического развития, почему начиная с XVIII в. именно европейский проект был положен в основание последующего развития в глобальном масштабе? Предопределенность это или случайность? — подобные вопросы до сих пор занимают многих исследователей, экономистов, историков, антропологов.
3 В эпоху Средневековья возникли разные модели развития общественной системы, среди которых выделим Византийскую и Китайскую империи и Арабский халифат, основанные на различных цивилизационных опорах, но в равной мере продемонстрировавших достаточно успешные варианты (модели) социально-экономического, политического и культурно-духовного развития1. Вплоть до XII–XV вв. эти государственные образования обладали достаточным потенциалом, чтобы предложить миру свою модель развития, свой глобальный проект. Этого не случилось. И, прежде чем рассмотреть состояние названных государств-цивилизаций в Средние века, отметим общую черту: несмотря на цивилизационные различия, их всех объединяла имперскость. 1.  По современной оценке, при пересчете общего богатства древних царств и империй в граммах серебра на душу населения, в Древнем Риме оно составляло от 17 до 21 г, в начале XIII в. оно составляло во Франции всего 2,4 г, в Англии — 4 г, в IX в. в Арабском халифате — 48 г, в Китае — 43 г. (см: [Мошенский, 2022, с. 70]).
4 Стоит обратить внимание на понятие империя, включающее в себя идеологическую составляющую, некую миссию, которую империя принимала на себя и несла вовне. «Взлеты и падения империй в большой степени определяют основные ценности и идеологии своих эпох», — отметил Д. Ливен [Ливен, 2007, с. 27]. В Византии и в Халифате то была миссия религиозная или псевдорелигиозная, основанная на мировой монотеистической религии. Как бы то ни было, ценности и идеи империи составляли ее идеологический каркас, в то время как хозяйство, социальная жизнь, деятельность государственного аппарата и армии этот каркас наполняли.
5 На Западе, при сходстве побуждающих к развитию тенденций, имперскость такого типа в то время отсутствовала. Позднее, уже в эпоху Просвещения страны Запада проявили свою имперскость и в государственности, и в идейной миссии, формируя не только экономическое и политическое пространство своих империй, но и определенное идейно-культурное пространство на основе идеалов и ценностей Просвещения. У них это получилось в эпоху Модерна, так же как ранее, до Модерна — у Византии, Китая и Халифата, не сумевших, тем не менее, сохранить позиции лидеров.
6 Византийская империя: «благочестие выше благосостояния»
7 В Византийской империи, в IV в. отказавшейся от идейного наследия Римской империи, «государственный идеал заключался в уважении земного порядка, зафиксированного Богом в Его книге — Библии…» — писал А. Гийу [Гийу, 2005, с. 392]. Если Римская империя поставила своим идеалом мощь государства, перед которым все склонялось, то в Византии церковь, направлявшая жизнь в православном единстве государства и подданных, сформулировала иной государственный идеал: «благочестие выше благосостояния (курсив наш. — А. Я.)» [Гийу, 2005, с. 394]. Впрочем, это не мешало развиваться по имперской логике, сочетая территориальную и идейную экспансию, хотя идеальный образ вселенской империи и вселенской церкви виделся скорее мифом, чем реальностью. По утверждению прот. Иоанна Мейендорфа, «Византия никогда не отказывалась от римского идеала всемирной империи, который Евсевий Кесарийский трактовал как провиденциальное выражение земной власти самого Христа» [Мейендорф, 2018, с. 371]2. Даже ослабев в XI в. и воспринимая влияние Запада, Византия продолжала играть «столь привычную для нее ведущую роль в интеллектуальной и идеологической областях» [Мейендорф, 2018, с. 370]3. Отметим также, что церковь обрела новые черты и характер, отвечая целям и интересам императора Константина. 2.  Протопресвитер Иоанн Мейендорф приводит текст стихиры, обращенной ко Христу: «Августу единоначальствующу на земли, Многоначалие человеков преста; И Тебе вочеловечшуся от Чистыя, Многобожие идолов упразднися, Под единем царством мирским Гради быша, И во едино владычество Божества Языцы вероваша». Он заключает, что стихира, постоянно повторяемая в великие праздники, отражала четкое политическое мировоззрение и несомненно «влияла на сознание рядового византийца» [Мейендорф, 2018, с. 371].

3.  По знаменитому выражению Р. Байрона, Византия явила собою «тройное слияние»: римского тела, греческого разума и мистической души [Браунворт, 2012, с. 10].

views: 24

Readers community rating: votes 0

1. Augustine. Confessiones. St. Petersburg: Azbuka-Klassika, 2008. 400 p. (in Russian)

2. Bongard-Levin G. M. Buddha and the Foundations of His Teachings. Ancient India: History and Culture. Moscow: Nauka, 2008. Pp. 189–201 (in Russian)

3. Brownworth L. Lost to the West: The Forgotten Byzantine Empire That Rescued Western Civilization. Moscow: Astrel, 2012. 411 p. (in Russian)

4. Vasiliev A. A. History of the Byzantine Empire. Vol. 2. From the Beginning of the Crusades to the Fall of Constantinople. St. Petersburg: Aletheya, 1998. 592 p. (in Russian)

5. GSE, Great Soviet Encyclopedia. Vol. 5. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1950 (in Russian)

6. Braudel F. Grammaire des civilization. Moscow: Ves’  Mir, 2008. 55 p. (in Russian)

7. Guillou A. La civilisation Byzantine. Ekaterinburg: U-Factory, 2005. 552 p. (in Russian)

8. Glancey J. Architecture. Moscow: AST, Astrel, 2007. 512 p. (in Russian)

9. Eremeev V. E. Introduction to the History of World Science and Technology. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2012. 303 p. (in Russian)

10. History of China: Textbook. Ed. by A. V. Meliksetov. Moscow: MSU Publ., ONICS, 2004. 752 p. (in Russian)

11. History of World Civilizations. Ed. by G. V. Drach, T. S. Paniotova. Moscow: Knorus, 2012. 464 p. (in Russian)

12. The Cambridge History of Capitalism. Vol. 1. The Rise of Capitalism: From Ancient Origins to 1848. A. Volodin (Ed.). Moscow: Gaidar Institute, 2021. 800 p. (in Russian).

13. Kennedy P. The Rise and Fall of Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. Ekaterinburg: GONZO, 2018. 848 p. (in Russian).

14. Kolpakova G. S. The Art of Byzantium. Early and Middle Periods. St. Petersburg: Azbuka-Klassika, 2005. 524 p. (in Russian).

15. Kolpakova G. S. The Art of Byzantium. Late Period 1204–1453. St. Petersburg: Azbuka-Klassika, 2010. 316 p. (in Russian).

16. Korytko O. History of Non-Christian Religions. Moscow: Poznanie, 2017. 416 p. (in Russian).

17. Le Goff J. The Birth of Europe. Saint Petersburg: Alexandria, 2014. 397 p. (in Russian).

18. Lieven D. The Russian Empire and Its Rivals from the 16th Century to the Present. Moscow: Evropa, 2007. 688 p. (in Russian).

19. Meyendorff J. Church in History. Papers on the History of the Church. Moscow: Eksmo, 2018. 1010 p. (in Russian).

20. Mez A. Die Renaissance Des Islâms. Moscow: Nauka, 1973. 473 p. (in Russian)

21. Moshensky S. More Than Money. The Financial History of Humanity from Babylon to Wall Street. Moscow: Alpina Publisher, 2022. 632 p. (in Russian).

22. Muratov P. Images of Italy. Moscow: Republic, 1994. 592 p. (in Russian).

23. Perelomov L. S. Confucianism and Legalism in the political history of China. Moscow: Nauka, 1981. 340 p. (in Russian).

24. Orthodox Encyclopedia. In 68 Vols. Vol. 8. Moscow: Orthodox Encyclopedia, 2004. 748 p. (in Russian).

25. Orthodox Encyclopedia. In 68 Vols. Vol. 46. Moscow: Orthodox Encyclopedia, 2017. 752 p. (in Russian).

26. Runciman S. The Eastern Schism. The Byzantine Theocracy. Moscow: Nauka, 1998. 239 p. (in Russian).

27. Rudolph J., Szonyi M. The China Questions. Critical Insights into a Rising Power. Moscow: AST, 2023. 320 p. (in Russian).

28. Sourdel D., Sourdel J. La Civilisation de l’Islam Classique. Ekaterinburg: U-Factory, 2006. 544 p. (in Russian).

29. Torchinov E. A. Preface. Religions of China. St. Petersburg: Eurasia, 2001. Pp. 5–8 (in Russian).

30. Frankopan P. The Silk Roads: A New History of the World. Tr. from Eng. 2nd Ed. Moscow: Eksmo, 2021. 864 p. (in Russian).

31. Herrin J. Byzantium. The Surprising Life of a Medieval Empire. Moscow: Centrpoligraf, 2018. 415 p. (in Russian).

32. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part I. Keynotes and the The Creators. Oriental Courier. 2023a. No. 1. Рp. 13–35 (in Russian).

33. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part II. Reformation and Revolution. Oriental Courier. 2023b. No. 2. Pp. 13–28 (in Russian).

34.  

Система Orphus

Loading...
Up