Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Ч. III. Имперские модели

 
Код статьиS268684310030159-2-1
DOI10.18254/S268684310030159-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор ; главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №1
Страницы34-53
Аннотация

В данной части публикации (часть I см.: [Яковлев, 2023a], часть II см.: [Яковлев, 2023b]) рассматриваются основные характеристики трех имперских моделей, предлагавших миру в X–XV вв. свои «проекты развития»: Византийской империи, Китайской империи и Арабского халифата (позднее — Османской империи). Констатируется наличие «идеологического стержня», а также мощной централизованной власти династического государства, определявших параметры государственной и общественной жизни империи, при которых внутренние и внешние угрозы отражали бюрократический аппарат и армия. Наличие обширного природного потенциала развития — природных и демографических ресурсов, возможности внешних контактов дополнялись продуктивным сельским хозяйством, развитием ремесел, торговли и финансов в городах, а также развитием культуры (научные исследования, архитектура, литература, изобразительное искусство). В то же время обеспеченность ресурсами и стесняющая роль государства замедляли процессы внутреннего социально-политического и социально-экономического развития.

Ключевые словаПросвещение, Византийская империя, Китайская империя, Арабский халифат, государство, империя, ресурсы, культура
Получено01.03.2024
Дата публикации22.04.2024
Кол-во символов61378
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Почему Европа?
2 Почему именно Европа оказалась генератором исторического развития, почему начиная с XVIII в. именно европейский проект был положен в основание последующего развития в глобальном масштабе? Предопределенность это или случайность? — подобные вопросы до сих пор занимают многих исследователей, экономистов, историков, антропологов.
3 В эпоху Средневековья возникли разные модели развития общественной системы, среди которых выделим Византийскую и Китайскую империи и Арабский халифат, основанные на различных цивилизационных опорах, но в равной мере продемонстрировавших достаточно успешные варианты (модели) социально-экономического, политического и культурно-духовного развития1. Вплоть до XII–XV вв. эти государственные образования обладали достаточным потенциалом, чтобы предложить миру свою модель развития, свой глобальный проект. Этого не случилось. И, прежде чем рассмотреть состояние названных государств-цивилизаций в Средние века, отметим общую черту: несмотря на цивилизационные различия, их всех объединяла имперскость. 1.  По современной оценке, при пересчете общего богатства древних царств и империй в граммах серебра на душу населения, в Древнем Риме оно составляло от 17 до 21 г, в начале XIII в. оно составляло во Франции всего 2,4 г, в Англии — 4 г, в IX в. в Арабском халифате — 48 г, в Китае — 43 г. (см: [Мошенский, 2022, с. 70]).
4 Стоит обратить внимание на понятие империя, включающее в себя идеологическую составляющую, некую миссию, которую империя принимала на себя и несла вовне. «Взлеты и падения империй в большой степени определяют основные ценности и идеологии своих эпох», — отметил Д. Ливен [Ливен, 2007, с. 27]. В Византии и в Халифате то была миссия религиозная или псевдорелигиозная, основанная на мировой монотеистической религии. Как бы то ни было, ценности и идеи империи составляли ее идеологический каркас, в то время как хозяйство, социальная жизнь, деятельность государственного аппарата и армии этот каркас наполняли.
5 На Западе, при сходстве побуждающих к развитию тенденций, имперскость такого типа в то время отсутствовала. Позднее, уже в эпоху Просвещения страны Запада проявили свою имперскость и в государственности, и в идейной миссии, формируя не только экономическое и политическое пространство своих империй, но и определенное идейно-культурное пространство на основе идеалов и ценностей Просвещения. У них это получилось в эпоху Модерна, так же как ранее, до Модерна — у Византии, Китая и Халифата, не сумевших, тем не менее, сохранить позиции лидеров.
6 Византийская империя: «благочестие выше благосостояния»
7 В Византийской империи, в IV в. отказавшейся от идейного наследия Римской империи, «государственный идеал заключался в уважении земного порядка, зафиксированного Богом в Его книге — Библии…» — писал А. Гийу [Гийу, 2005, с. 392]. Если Римская империя поставила своим идеалом мощь государства, перед которым все склонялось, то в Византии церковь, направлявшая жизнь в православном единстве государства и подданных, сформулировала иной государственный идеал: «благочестие выше благосостояния (курсив наш. — А. Я.)» [Гийу, 2005, с. 394]. Впрочем, это не мешало развиваться по имперской логике, сочетая территориальную и идейную экспансию, хотя идеальный образ вселенской империи и вселенской церкви виделся скорее мифом, чем реальностью. По утверждению прот. Иоанна Мейендорфа, «Византия никогда не отказывалась от римского идеала всемирной империи, который Евсевий Кесарийский трактовал как провиденциальное выражение земной власти самого Христа» [Мейендорф, 2018, с. 371]2. Даже ослабев в XI в. и воспринимая влияние Запада, Византия продолжала играть «столь привычную для нее ведущую роль в интеллектуальной и идеологической областях» [Мейендорф, 2018, с. 370]3. Отметим также, что церковь обрела новые черты и характер, отвечая целям и интересам императора Константина. 2.  Протопресвитер Иоанн Мейендорф приводит текст стихиры, обращенной ко Христу: «Августу единоначальствующу на земли, Многоначалие человеков преста; И Тебе вочеловечшуся от Чистыя, Многобожие идолов упразднися, Под единем царством мирским Гради быша, И во едино владычество Божества Языцы вероваша». Он заключает, что стихира, постоянно повторяемая в великие праздники, отражала четкое политическое мировоззрение и несомненно «влияла на сознание рядового византийца» [Мейендорф, 2018, с. 371].

3.  По знаменитому выражению Р. Байрона, Византия явила собою «тройное слияние»: римского тела, греческого разума и мистической души [Браунворт, 2012, с. 10].

всего просмотров: 16

Оценка читателей: голосов 0

1. Августин А. Исповедь. СПб.: Азбука-Классика, 2008. 400 с.

2. Бонгард-Левин Г. М. Будда и основы его учения. Древняя Индия: история и культура. М.: Наука, 2008. С. 189–201

3. Браунворт Л. Забытая Византия, которая спасла Запад. М.: Астрель, 2012. 411 c.

4. Васильев А. А. История Византийской империи. Т. 2. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 c.

5. БСЭ (Большая советская энциклопедия). Т. 5. М.: Советская Энциклопедия, 1950

6. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008. 55 с.

7. Гийу А. Византийская цивилизация. Пер. с франц. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 552 с.

8. Глэнси Дж. Архитектура. М.: АСТ, Астрель, 2007. 512 с.

9. Еремеев В. Е. Введение в историю мировой науки и техники. М.: Восточная литература, 2012. 303 c.

10. История Китая: Учебник. А. В. Меликсетов (ред.). М.: МГУ, ОНИКС, 2004. 752 с.

11. История мировых цивилизаций. Г. В. Драч, Т. С. Паниотова (ред.). М.: Кнорус, 2012. 464 c.

12. Кембриджская история капитализма. Т. 1. Подъем капитализма: от древних истоков до 1848 г. А. Володин (ред.). М.: Ин-т Гайдара, 2021. 800 c.

13. Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав. Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург: ГОНЗО, 2018. 848 с.

14. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 524 с.

15. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период 1204–1453 гг. СПб.: Азбука-Классика, 2010. 316 с.

16. Корытко О. История нехристианских религий. М.: Познание, 2017. 416 с.

17. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб.: Alexandria, 2014. 397 c.

18. Ливен Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. М.: Европа, 2007. 688 c.

19. Мейендорф И. Церковь в истории. Статьи по истории Церкви. М.: Эксмо, 2018. 1010 c.

20. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. 473 p.

21. Мошенский С. Больше чем деньги. Финансовая история человечества от Вавилона до Уолл-Стрит. М.: Альпина Паблишер, 2022. 632 c.

22. Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. 592 c.

23. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 340 c.

24. ПЭ (Православная Энциклопедия). В 68 т. Т. 8. М.: Православная Энциклопедия, 2004. 748 c.

25. ПЭ (Православная Энциклопедия). В 68 т. Т. 46. М.: Православная Энциклопедия, 2017. 752 c.

26. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998. 239 c.

27. Рудольф Дж., Суньи М. Китайское чудо. Критический взгляд на восходящую державу. М.: АСТ, 2023. 320 c.

28. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, У-Фактория, 2006. 544 c.

29. Торчинов Е. А. Предисловие. Религии Китая. Хрестоматия. СПб.: Евразия, 2001. С. 5–8.

30. Франкопан П. Шелковый путь: дорога тканей, рабов, идей и религий. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Эксмо, 2021. 864 с.

31. Херрин Дж. Византия. Удивительная жизнь средневековой империи. М., Центрполиграф, 2018. 415 c.

32. Яковлев А. И. Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Часть I. Общие положения и творцы проекта. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023a. № 1. С. 13–35

33. Яковлев А. И. Завершение «проекта Просвещения» для Запада и Востока. Часть II. Реформация и революция. Восточный курьер / Oriental Courier. 2023b. № 2. С. 13–28

34.  

Система Orphus

Загрузка...
Вверх