«Vernunftlehre» и «Logik» в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения. Часть I

 
Код статьиS004287440001528-5-1
DOI10.31857/S004287440001528-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры истории зарубежной философии
Аффилиация: РГГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы161-174
Аннотация

В течение XVIII в. в немецкой философии сосуществовало около десятка терминов для обозначения логики, из которых особо выделялись два: «Vernunftlehre» и «Logik». Разночтения, первоначально связанные с переходом от латинского философского языка к немецкому, привели и к содержательным различиям в понимании задач логики в эпоху немецкого Просвещения, наиболее отчетливо проявившимся в «Учении разума» Хр. Томазия и «Немецкой логике» Хр. Вольфа. Томазий антропологизирует учение разума, утверждая, что оно относится только к человеку как обладающему разумом, и объясняет саму потребность в логике результатом грехопадения, после которого необходимо возвращение к здоровому состоянию рассудка. Томазий отказывается от схоластической мнемоники и силлогистики и концентрируется на практических задачах логики в повседневной жизни. Вольф строит собственную логику на математическом методе, исходит в теоретической части из трехчленной структуры «понятие – суждение – умозаключение» и является сторонником универсального применения силлогистики, в том числе и в искусстве открытия. Различаясь во взглядах на силлогистику, и Вольф, и Томазий утверждают необходимость в логике средств не только для обоснования истины, но и для открытия новых истин. Как Вольф, так и Томазий сознательно уходят от дискуссий по поводу второй составляющей термина «учения разума», а именно, является ли логика учением, наукой, искусством, инструментом, предпочитая вместо этого разрабатывать практическую часть логики, одним из высших достижений которой является соответствующий раздел в латинской логике Вольфа.

Ключевые словаХр. Томазий, Хр. Вольф, учение разума, теоретическая логика, практическая логика, искусство открытия, силлогистика, немецкое Просвещение
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-00889а, «Кантовские лекции по логике в свете современной теории аргументации и традиции критического мышления».
Получено21.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов43734
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

I. Возникновение противопоставления «учения разума» и «логики»

2

В многотомном лексиконе И.Г. Цедлера – наиболее полном энциклопедическом немецком издании XVIII в., заметно превосходящем в философском отношении более позднюю французскую «Энциклопедию», – статья о логике уже в заголовке провозглашала синонимию трех терминов: «Logik», «Vernunftlehre» и «Vernunftkunst» [Zedler 1738, 260]. Это трио было явным образом заимствовано из «Разумных мыслей о силах человеческого рассудка и их правильном употреблении в познании истины» – так называемой «Немецкой логики» Хр. Вольфа, положившей начало его впечатляющей серии немецкоязычных философских учебников. Однако в первом издании этого труда 1712–1713 гг. (§ 10) [Wolff 1713, 4], равно как и во втором издании 1719 г. (§ 10) [Wolff 1719, 5], соответствующая фраза у Вольфа еще отсутствовала. Лишь начиная с третьего издания 1722 г. Вольф стал испытывать некую необходимость недвусмысленно подчеркнуть данную синонимию: раздел философии (Welt-Weisheit), показывающий изучение «сил человеческого рассудка и их правильное употребление в познании истины», «называется логика (Logick), или искусство разума (Vernunfft-Kunst), или также учение разума (Vernunfft-Lehre)» (§ 10) [Wolff 1722, 6]. В единственном русском переводе середины XVIII в. тройка синонимов превратилась, однако, в двойку: «логика, или учение разума» [Вольф 1765, 7].

3

Уже эти начальные пассажи из энциклопедической статьи и из «Немецкой логики» Вольфа демонстрируют ряд переводческих сложностей, удовлетворительно не решенных и по сей день. Сосуществование в немецком языке двух терминов – «Philosophie» и «Weltweisheit» («мировая/мирская/светская мудрость») 1 – решается в данном случае простым способом: переводом обоих терминов на русский язык словом «философия». Насколько это удачный вариант и не теряется ли при этом что-то очень важное – об этом можно подумать на примере обратного унифицированного перевода уже с русского языка двух терминов: «любомудрие» и «философия». Но если в случае с тонкими смысловыми оттенками различных синонимов «философии» в немецком языке все же довольно редко случаются серьезные коллизии при переводе на русский язык, то ситуация с немецкими синонимами «логики» выглядит просто удручающей. Трудности возникают уже с переводом упомянутой троицы. Однако в лексиконе Цедлера [Zedler 1738, 260–261] к ней добавляются еще и латинские варианты «philosophia rationalis» (Вольф), «medicina mentis» (Э. В. фон Чирнхауз, И. Ланге), «ars cogitandi» (Г. Г. Титц [Titius 1702]), «prudentia cogitandi» (Хр. Томазий), «sensus veri et falsi» (А. Рюдигер [Rüediger 1722]). В этом лексиконе пропущен еще один синоним Томазия – «philosophia aulica», а из более поздних источников XVIII в. сюда можно добавить еще «philosophia instrumentalis» (Г.С. Реймарий, § 16 [Reimarus 1756, 16], Г.Ф. Майер, § 1 [Meier 1752, 1]), «Denkungswissenschaft» (И.Хр. Эшенбах [Eschenbach 1756]) и «Denklehre» (В.Т. Круг [Krug 1806])2 . Наряду с этим, следует упомянуть еще и целый ряд пышных образов – например, «парус интеллекта»3 (С. Гроссер [Grosser 1710]), а также смысловых визуальных изображений того или иного образа логики на фронтисписе соответствующих изданий4 . Яркий пример не просто перечисления различных вариантов, а их одновременного употребления в одной работе представляет собой письмо наиболее значительного логика того времени Г.В. Лейбница к Г. Вагнеру – одному из первых критиков учения разума Томазия [Wagner 1691]. В этом небольшом тексте у Лейбница соседствуют латинский термин «Logica» и немецкие термины «Denkkunst», «Vernunfft Kunst», «Vernunfftlehre». Более того, Лейбниц применяет даже немецкий термин «Logick», что для того времени оказывается подлинной экзотикой [Leibniz 1890, 514–527].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1479

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель 1976 – Аристотель. Метафизика / Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 65–367.

2. Витгенштейн 1994 – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 1–73.

3. Вольф 1765 – Вольф Хр. Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды, любителям оной изданы. СПб.: Типография артиллерийского и Инженерного Шляхетного Кадетского Корпуса, 1765.

4. Гегель 1974 – Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1974. С. 53–424.

5. Гуссерль 1994 – Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 / Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. С. 175–353.

6. Chemlinus, Kaspar (1654) Der grose Sophist, das ist: Freuden-Spiel in welchem die Vernunfft-Lehre oder Logica sehr kunst-artig vorgetragen, und unter ihren Personen der heutige Welt-Lauff und politische Hoff-art eigentlich abgebildet wird: auff einem öffentlichen Schau-platz vorgestellet von der studierenden Jugend, der Lateinischen Schul dess H. Röm. Reichs Statt Esslingen, Stuttgardt.

7. Corvinus, Christian Johann Anton (1750) Institutiones philosophiae rationalis methodo scientifica, Melchior, Jena.

8. Eschenbach, Johann Christian (1756) Logic oder Denkungswissenschaft, Anton Ferdinand Röse, Rostock.

9. Grosser, Samuel (1710) Pharus Intellectus sive Logica Electiva, Methodo neo-veterum Praeceptis & sanae rationis usui sano congrua ad captum Iuventutis Scholasticae digesta, Wilisch, Leipzig.

10. Gundling, Nicolaus Hieronymos (1713) Via Ad Veritatem, Renger, Magdeburg.

11. Gundling, Nicolaus Hieronymos (1726) Logica Sev Ars Ratiocinandi Genvinis Fvndamentis Svperstrvcta Et A Præsvmtis Opinionibvs Vacva, In Officina Rengeriana, Halle.

12. Heumann, Christoph August (1715) ‘Von dem Nahmen der Welt-Weisheit’, Acta philosophorum, das ist gründl. Nachrichten aus der historia philosophica: nebst beygefügten Urtheilen von denen dahin gehörigen alten und neuen Büchern, Renger, Halle, 1715, 2. Stück, pp. 314–321.

13. Krug, Wilhelm Traugott (1806) Denklehre oder Logik, Goebbels und Unser, Königsberg.

14. Anonym (1621) Kurtzer Begriff Der Verstandt-Lehr, Zu der Lehrart, Im Fürstenthumb Anhaldt, Köthen.

15. Anonym (1613) Kurtzer Bericht Von der Didactica oder LehrKunst Wolfgangi Ratichii, Darinnen er Anleitung gibt/ wie die Sprachen/ Künste und Wissenschafften leichter/ geschwinder/ richtiger/ gewisser und vollkömmlicher/ als bißhero geschehen/ fort zupflantzen seynd / Gestellet und ans Liecht gegeben Durch Christoph Helwig, Joachim Jungius, Kempffer, Frankfurt.

16. Lange, Joachim (1718) Medicina mentis, Qua, præmissa Historia mentis medica, seu philosophica, detectaque ac rejecta philomoria, Genuina philosophandi ac litterarum studia tractandi Methodus, tanquam recta ad eruditionem ac sapientiam via ostenditur, Orphanotropheum, Halle.

17. Lehmann, Johann Jakob (1723) Neueste und nützlichste Art Die Vernunfft-Lehre, Folglich die Verbesserung des Verstandes, gründlich zu erlernen und leicht auszuüben. In welcher die Lehren durchgehends practisch eingerichtet, Sonderlich aber die rechten Schlüßel derer durch eigne Meditation zu erkennenden Wahrheiten aufrichtig gezeiget, und die Regeln der Behutsamkeit im Dencken hinlänglich vorgeschrieben werden, Verfasser, Kaltenbrunner, Jena.

18. Leibniz, Gottfried Wilhelm (1744) Theodicee, das ist, versuch von der Güte Gottes, Freyheit des Menschen, und vom Ursprunge des Bösen, hrsg. von Johann Christoph Gottsched, In Verlag sel. Nicol. Försters und Sohns Erben, Hannover.

19. Leibniz, Gottfried Wilhelm (1890) ‘Brief an G. Wagner. 1696’, Leibniz, Gottfried Wilhelm, Die philosophischen Schriften, hrsg. von Carl Immanuel Gerhardt, Bd. 7, Weidmann, Berlin, pp. 514–527.

20. Martini, Jakob, Ölschlegel, Nicolaus (1607) Dispvtatio De Natvra Logicae, Schmidt, Wittenberg

21. Martini, Jakob (1616) Logicae Peripateticae Per Dichotomias In Gratiam Ramistarum Resolutae Libri Duo, Schurerus, Wittenberg.

22. Meier, Georg Friedrich (1752а) Auszug aus der Vernunftlehre. Gebauer, Halle.

23. Meier, Georg Friedrich (1766) Beyträge zu der Lehre von den Vorurtheilen des menschlichen Geschlechts, Hemmerde, Halle.

24. Morhof, Daniel Georg (1688) Polyhistor sive de notitia auctorum et rerum commentarii, Böckmann, Lübeck.

25. Musig, Martin (1726) Licht Der Weisheit, In denen Nöthigsten Stücken der wahren Gelehrsamkeit, Zur Erkänntniß Menschlicher und Göttlicher Dinge, Nach Anleitung der Philosoph- und Theologischen GrundSätzen Herrn Johann Franz Budde, Bd. 1, Frankfurt.

26. Nicolai, Gottlob Samuel (1756) Anmerkungen und Zusätze zur Deutschen Logik des seligen Herrn Canzler B. von Wolff, Kleyb, Frankfurt.

27. Reimarus, Hermann Samuel (1756) Vernunftlehre als eine Anweisung zum richtigen Gebrauche der Vernunft in der Erkenntniß der Wahrheit, aus zwoen ganz natürlichen Regeln der Einstimmung und des Wiederspruchs hergeleitet, Bohn, Hamburg.

28. Rüdiger, Andreas (1722) De Sensu Veri Et Falsi, Libri IV, Coerner, Leipzig.

29. Thomasius, Christian (1688а) Introductio Ad Philosophiam Aulicam, Seu Lineae Primae Libri De Prudentia Cogitandi Et Ratiocinandi Ubi ostenditur media inter praeiudicia Cartesianorum, & ineptias Peripateticorum, veritatem inveniendi via, Autor, Leipzig.

30. Thomasius, Christian (1688b) Lustiger und Ernsthaffter Monats-Gespräche Anderer Theil/ in sich begreiffend Die sechs letzten Monate des 1688. Jahres, Salfeld, Halle.

31. Thomasius, Christian (1691а) Ausübung der Vernunfft-Lehre oder: kurtze, deutliche und wohlgegründete Handgriffe, wie man seinem Kopffe aufräumen und sich zu Erforschung der Wahrheit geschickt machen: die erkandte Wahrheit andern beybringen; andere verstehen und auslegen; von anderer ihren Meinungen urtheilen, und die Irrthümer geschicklich widerlegen solle; worinnen allenthalben viel allgemeine heut zu Tage im Schwang gehende Irrthümer angezeiget und deutlich beantwortet werden; nebst einer Vorrede, in welcher der Autor die Ursachen anzeiget; warum er auch auff des Realis de Vienna seine Discursus und Dubia über die Introductionem ad Philolophiam Aulicam nicht beantworten werde, Salfeld, Halle.

32. Thomasius, Christian (1691b) Einleitung zu der Vernunfft-Lehre, Worinnen durch eine leichte, und allen vernünfftigen Menschen, waserley Standes oder Geschlechts sie seyn, verständliche Manier der Weg gezeiget wird, ohne die Syllogisticâ das wahre, wahrscheinliche und falsche voneinander zu entscheiden, und neue Wahrheiten zu erfinden, Salfeld, Halle.

33. Thomasius, Christian (1702) Introductio Ad Philosophiam Aulicam, Seu Lineae Primae Libri De Prudentia Cogitandi Et Ratiocinandi Ubi ostenditur media inter praeiudicia Cartesianorum, & ineptias Peripateticorum, veritatem inveniendi via, Renger, Halle.

34. Thomasius, Christian (1712) Einleitung Zur Hoff-Philosophie, Oder, Kurtzer Entwurff und die ersten Linien Von Der Klugheit zu Bedencken und vernünfftig zu schliessen: Worbey die Mittel-Strasse, wie man unter den Vorurtheilen der Cartesianer, und ungereimten Grillen der Peripatetischen Männer, die Warheit erfinden soll, gezeiget wird. Statt eines Anhangs ist noch hinzu gekommen Herrn Ulrich Hubers, Eines berühmten Niederländischen Rechtsgelehrten, gehaltene Rede Von dem Laster der Pedanterey. Aus dem Lateinischen ins Teutsche übersetzt von P. D., Rüdiger, Berlin.

35. Thomasius, Christian (1713) Hochstnüthige Cautelen Welche ein Studiosus Juris, Der sich zur Erlernung Der Rechts-Gelahrheit Auff eine kluge und geschickte Weise vorbereiten will / zu beobachten hat, Renger, Halle.

36. Thomasius, Christian (1719а) Ausübung der Vernunfft-Lehre oder: kurtze, deutliche und wohlgegründete Handgriffe, wie man seinem Kopffe aufräumen und sich zu Erforschung der Wahrheit geschickt machen: die erkandte Wahrheit andern beybringen; andere verstehen und auslegen; von anderer ihren Meinungen urtheilen, und die Irrthümer geschicklich widerlegen solle; worinnen allenthalben viel allgemeine heut zu Tage im Schwang gehende Irrthümer angezeiget und deutlich beantwortet werden; nebst einer Vorrede, in welcher der Autor die Ursachen anzeiget; warum er auch auff des Realis de Vienna seine Discursus und Dubia über die Introductionem ad Philolophiam Aulicam nicht beantworten werde, Salfeld, Halle.

37. Thomasius, Christian (1719b) Einleitung zu der Vernunfft-Lehre, Worinnen durch eine leichte, und allen vernünfftigen Menschen, waserley Standes oder Geschlechts sie seyn, verständliche Manier der Weg gezeiget wird, ohne die Syllogisticâ das wahre, wahrscheinliche und falsche voneinander zu entscheiden, und neue Wahrheiten zu erfinden, Salfeld, Halle.

38. Titius, Gottlieb Gerhard (1702) Ars Cogitandi, Sive Scientia Cogitationum Cogitantium, Cogitationibus Necessariis Instructa Et A Peregrinis Liberata, um Summariis Capitum & rerum Indice, Lanckisius, Leipzig.

39. Wagner, Gabriel (1691) Discursus & dubia in Christ. Thomasii Introductionem ad philosophiam aulicam, Auctor, Ratisbona.

40. Walch, Johann Georg (1726) Philosophisches Lexicon, darinnen die in allen Theilen der Philosophie, als Logic, Metaphysic, Physic, Pneumatic, Ethic, natürlichen Theologie und Rechtsgelehrsamkeit, wie auch Politic fürkommenden Materien und Kunst-Wörter erkläret, und aus der Historie erläutert; die Streitigkeiten der älteren und neueren Philosophen erzehlet, die dahin gehörigen Bücher und Schriften angeführet, und alles nach alphabetischer Ordnung vorgestellet worden mit nöthigen Registern versehen, Gleditsch, Leipzig.

41. Wohlmeinendes Gutachten (1701) ‘Wohlmeinendes Gutachten Uber Herrn Thomas Bißherige Art zu schreiben/ Nach dem unlängst heraus gekommenen Vorschlag/ Wie Er einen jungen Menschen binnen drey Jahren in der Philosophie und singulis Jurisprudentiae partibus zu informiren gesonnen sey’, Thomasius, Christian, Allerhand bißher publicirte Kleine Teutsche Schrifften/ Mit Fleiß colligiret und zusammen getragen; Nebst etlichen Beylagen und einer Vorrede, Salfeld, Halle, pp. 271–320.

42. Wolff, Christian (1713) Vernünfftige Gedancken von den Kräfften des menschlichen Verstandes und ihrem richtigen Gebrauche in Erkäntnis der Wahrheit. Renger, Halle.

43. Wolff, Christian (1719) Vernünfftige Gedancken von den Kräfften des menschlichen Verstandes und ihrem richtigen Gebrauche in Erkäntnis der Wahrheit, Renger, Halle.

44. Wolff, Christian (1722) Vernünfftige Gedancken von den Kräfften des menschlichen Verstandes und ihrem richtigen Gebrauche in Erkäntnis der Wahrheit, Renger, Halle.

45. Zedler, Johann Heinrich (1738) ‘Logicke, Vernunfft-Lehre, Vernunfft-Kunst’, Zedler, Johann Heinrich (ed.) Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschafften und Künste, Bd. 18, Johann Heinrich Zedler, Halle, pp. 260–272.

46. Крыштоп 2017 – Крыштоп Л. Э. Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии // История философии. 2017. Т. 22. № 2. С. 29–43.

47. Хинске 2007 – Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта; Без примечаний: афоризмы. М.: Культурная революция, 2007.

48. Arndt, Hans-Werner (1978) ‘Einführung’, Wolff, Christian, Gesammelte Werke, hrsg. von Jean École u.a., Abt. I, Bd. 1, Olms, Hildesheim, pp. 7–102.

49. Britzelmayr, Wilchelm (1947) ‘Über die älteste formale Logik in deutscher Sprache’, Zeitschrift für philosophische Forschung, Bd. 2, pp. 46–68.

50. Dernburg, Heinrich (1865) Thomasius und die Stiftung der Universität Halle: Rede gehalten beim Antritt des Rectorats der Universität Halle-Wittenberg am 12. Juni 1865, Waisenhaus, Halle

51. Schneiders, Werner (1983) “Zwischen Welt und Weisheit. Zur Verweltlichung der Philosophie in der frühen Moderne”, Studia Leibnitiana, Bd. 15, pp. 2–18.

52. Schneiders, Werner (1990) Hoffnung auf Vernunft. Aufklärungsphilosophie in Deutschland, Meiner, Hamburg.

53. Schneiders, Werner (1998) ‘Vorwort’, Thomasius, Christian, Ausgewählte Werke, Bd. 8, Olms, Hildesheim, pp. V–XIV.

54. Wundt, Max (1945) Die deutsche Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklärung, Mohr, Tübingen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх