Новые данные о «боящихся Бога» на Азиатском Боспоре

 
Код статьиS032103910015302-5-1
DOI10.31857/S032103910015302-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 4
Страницы922-937
Аннотация

В статье публикуется надпись на мраморной стеле, вмонтированной в лестницу жилого частного дома в ст. Тамань. Дом находится непосредственно на территории археологического памятника, долгое время использовавшегося для добычи строительного камня, что позволяет с весьма высокой степенью уверенности атрибутировать стелу античной Гермонассе. Надпись представляет собой манумиссию; это первый документ такого жанра, найденный на территории Гермонассы. Основная часть текста уничтожена, частично уцелела датировка: 392 г. б.э., т.е. 95/96 г. н.э., время правления Савромата I, и последняя строка, где ясно читается θεοβῶν. Вместе с манумиссией, найденной в 2007 г. А.И. Айбабиным (в статье предлагается также новое прочтение начальной части документа), и КБН 71 (обе надписи происходят из Пантикапея) мы располагаем уже тремя документами, неопровержимо доказывающими, что на территории Боспорского царства в I в. н.э. существовали иудейские общины, в состав которых были включены «боящиеся Бога» (квазипрозелиты).

Ключевые словагреческая эпиграфика Боспора, Гермонасса, манумиссии, иудеи и «боящиеся Бога»
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации в форме субсидий в рамках проекта № 075-15-2020-786 «История письменности в европейской цивилизации»
Получено14.12.2021
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов36199
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 475

Оценка читателей: голосов 0

1. Aibabin, A.I., Sidorenko, V.A. 2008: [A new Jewish manumission inscription from Panticapaeum]. Bosporskie issledovaniya [Bosporos Studies] 17, 121–127. Айбабин, А.И., Сидоренко, В.А. Новая иудейская манумиссия из Пантикапея. Боспорские исследования 17, 121–127.

2. Bellen, H. 1965–1966: Συναγωγῆ τῶν Ἰουδαίων καὶ Θεοσεβῶν. Die Aussage einer bosporanischen Freilassungsinschrift (CIRB 71) zum Problem der «Gottfürchtigen». Jahrbuch für Antike und Christentum 8–9, 171–176.

3. Belousov, A.V., Eliseeva, L.G. 2019: [Epigraphica Pontica. The Greek and Latin inscriptions of ancient Black Sea region. Year 2018]. Aristey. Vestnik klassicheskoy filologii i antichnoy istorii [Aristeas. Philologia Classica et Historia Antiqua] 20, 157–202. Белоусов, А.В., Елисеева, Л.Г. Греческая и римская эпиграфика Северного Причерноморья. 2018 г. Аристей. Вестник классической филологии и античной ис-тории 20, 157–202.

4. Bonz, M.P. 1994: The Jewish donor inscription from Aphrodisias: Are they both third-century and who are the theosebeis? Harvard Studies in Classical Philology 96, 281–299.

5. Bowersock, G.W. 2002: The Highest God with particular reference to North Pontus. Hyperboreus 8, 353–363.

6. Bowersock, G. 2007: CIRB, no. 71 and recent debates. In: A. Bresson, A. Ivantchik, J.-L. Ferrary (éd.), Une koinè pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la Mer Noire (VIIe s. a. C. – IIIe s. p. C.). (Mémoires, 18). Bordeaux, 251–254.

7. Butyagin, A.M., Bekhter, A.P. 2007: [New inscriptions from Myrmekion]. In: I.V. Tunkina (ed.), EUCHARISTERION: Antikovedchesko-istoriograficheskiy sbornik pamyati Ya.V. Domanskogo [ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ: Studies in Antiquity and Historiography in Memoriam Ya.V. Domanskiy]. Saint Petersburg, 72–81. Бутягин, А.М., Бехтер, А.П. Новые надписи из Мирмекия. B сб.: И.В. Тункина (отв. ред.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Антиковедческо-историографический сборник памяти Я.В. Доманского (1928–2004). СПб., 72–81.

8. Chaniotis, A. 2002: The Jews in Aphrodisias: New evidence and old problem. Scripta Classica Israelica 21, 209–242.

9. Chkhaidze, V.N. 2016: Otchet ob issledovanii na territorii Tamanskogo gorodishcha (Germonassa–Tmutarakan’). Raskop «Nagornyy» (st. Ta-man’ Temryukskogo r-na Krasnodarskogo kraya) v 2016 g. [Report on the 2016 survey season of the site of Taman (Germonassa–Tmutarakan). Excavation site «Nagornyy» (stanitsa Taman of Temyukskiy district of Krasnodar Krai]. Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. P-1, No. 54497. Moscow. Чхаидзе, В.Н. Отчет об исследовании на территории Таманского городища (Гермонасса–Тмутаракань). Раскоп «Нагорный» (ст. Тамань Темрюкского р-на Краснодарского края) в 2016 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 54497.

10. Gibson, E.L. 1999: The Jewish Manumission Inscriptions of the Bosporus Kingdom. (Texts and Studies in ancient Judaism, 75). Tübingen.

11. Danshin, D.I. 1993: [Phanagorian community of Jews]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 59–72.

12. Даньшин, Д.И. Фанагорийская община иудеев. ВДИ 1, 59–72.

13. Dovatur, A.I. 1965: [Short outline of the grammar of the Bosporan inscriptions]. In: V.V. Struve et al. (eds.), Corpus Inscriptionum Regni Bosporani. Moscow–Leningrad, 797–831. Доватур, А.И. Краткий очерк грамматики боспорских надписей. B кн.: В.В. Струве и др. (ред.), Корпус Боспорских надписей. М.–Л., 797–831.

14. Hommel, H. 1975: Juden und Christen im kaiserzeitlichen Milet. Istanbuler Mitteilungen 25, 167–195.

15. Jailenko, V.P. 2003: [The Phanagorian manumissions and lists of names from the finds of the 1970s]. Drevnosti Bospora [Antiquities of Bospo-rus], 6, 351–374. Яйленко, В.П. Фанагорийские манумиссии и списки имен из находок 1970-х гг. Древности Боспора 6, 351–374.

16. Levinskaya, I.A. 2000: Deyaniya apostolov na fone evreyskoy diaspory [The Book of Acts in its diaspora setting]. Saint Petersburg. Левинская, И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.

17. Levinskaya, I.A. 2019a: [The dating of the Aphrodisias stele inscriptions: hypotheses and arguments]. Uchenye zapiski Novgorodskogo Gosudar-stvennogo Universiteta [Memoirs of NovSU] 6 (24). URL: https://www.novsu.ru/file/1574730; accessed on: 20.10.2021. Левинская, И.А. Датировка грекоязычных еврейских надписей на стеле из Афродисиады: гипотезы и аргументы. Ученые записки Новго-родского государственного университета 6 (24). URL: https://www.novsu.ru/file/1574730; дата обращения: 20.10.2021.

18. Levinskaya, I. 2019b: The synagogue of Jews and Godfearers. Early Christianity 10/3, 383–391.

19. Lifshitz, B. 1969: Notes d’épigraphie grecque. Revue biblique 76/1, 92–98.

20. Marti, Yu.Yu. 1934: [New epigraphic materials from the Bosporus]. In: V.F. Gaydukevich, B.N. Grakov, S.A. Zhebelyev, T.N. Knipovich, Yu.Yu. Marti (eds.), Iz istorii Bospora [From the history of the Bosporan Kingdom]. Moscow–Leningrad, 57–89. Марти, Ю.Ю. Новые эпиграфические памятники Боспора. В сб.: В.Ф. Гайдукевич, Б.Н. Граков, С.А. Жебелёв, Т.Н. Книпович, Ю.Ю. Марти (ред.), Из истории Боспора. (Известия ГАИМК, 104). М.–Л., 57–89.

21. Nadel, B. 1975: Actes d’affranchissement des esclaves du Royaume du Bosphore et les origines de la manumissio in ecclesia. In: Symposion 1971: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln–Wien, 265–291.

22. Overman, J.A. 1999: Jews, slaves and the synagogue on the Black Sea: the Bosporan manumission inscriptions and their significance for diaspora Judaism. In: H.C. Kee, L.H. Cohick (eds.), Evolution of the Syna-gogue: Problems and Progress. Harrisburg, 141–157.

23. Rajak, T. 1985: Jews and Christians as groups in a pagan world. In: J. Neusner, E.S. Frerichs (eds.), To See Ourselves as Others See Us: Christians, Jews, «Others» in Late Antiquity. Chico, 247–262.

24. Reynolds, J., Tannenbaum, R. 1987: Jews and Godfearers in Aphrodisias: Greek Inscriptions with Commentary. Texts from the Excavations at Aphrodisias conducted by Kenan T. Erim. (Cambridge Philological Society, Suppl. XII). Cambridge.

25. Robert, L. 1964: Nouvelles inscriptions de Sardes. Paris.

26. Saprykin, S.Yu. 2019: To the publication of some inscriptions from Bosporus. Aristey. Vestnik klassicheskoy filologii i antichnoy istorii [Aristeas. Philologia Classica et Historia Antiqua] 20, 143–156. Сапрыкин, С.Ю. К публикации некоторых боспорских надписей. Аристей. Вестник классической филологии и античной истории 20, 143–156.

27. Sidorenko, V.A. 2018: [Two stone inscriptions excavated in Bosphorskii lane in Kerch in 2007]. Materialy po archeologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] 23, 510–519. Сидоренко, В.А. Две надписи на камне из раскопок в Боспорском переулке в 2007 г. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, 23, 510–519.

28. Schürer, E. 1897: Die Juden im bosporanischen Reiche und die Genossenschaften der σεβόμενοι θεὸν ὕψιστον ebendaselbst. Sitzungsberichte der königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin XII/1, 200–255.

29. Trebilco, P.R. 1991: Jewish Communities in Asia Minor. (Society for New Testament Studies Monograph Series, 69). Cambridge.

30. Williams, M. 1994: The Jews and Godfearers inscription from Aphrodisias. Historia 21, 297–310.

Рис. 2. Стела КЛ-2491 (Рис._2._КЛ-2491..JPG, 524 Kb) [Скачать]

Рис. 1b. Надпись на стеле (прорисовка) (Рис._1б._Надпись_на_стеле._Прорисовка_В.Н._Чхаидзе.jpg, 3,998 Kb) [Скачать]

Рис. 1а. Стела, вмонтированная в лестницу. (Рис._1а._Стела,_вмонтированная_в_лестницу._Фото_В.Н._Чхаидзе.JPG, 1,744 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх