Телеутский фольклор / Сост., вступ. ст., запись, нормализ. текстов, пер., коммент. Д. А. Функа. Отв. ред. А. В. Дыбо. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИЭА РАН, 2020. 428 с.

 
Код статьиS160578800027937-6-1
DOI10.31857/S160578800027937-6
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник отдела этнографии Америки
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 6
Страницы117-122
Аннотация

Рецензия на: Телеутский фольклор / Сост., вступ. ст., запись, нормализ. текстов, пер., коммент. Д. А. Функа. Отв. ред. А. В. Дыбо. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИЭАРАН, 2020. 428 с.

Ключевые словаСибирь, телеуты, фольклор, исчезающие языки, тюркология
Получено07.10.2023
Дата публикации29.01.2024
Кол-во символов17646
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Южная Сибирь является кладезем тюрко-монгольского фольклора. Разные её традиции исследованы при этом довольно неравномерно: объём опубликованных данных, например, по бурятам, хакасам и тувинцам в разы превышает таковой по тофаларам, кумандинцам и телеутам. Именно фольклору последних, т.е. одной из наименее изученных и описанных традиций региона, посвящена недавняя книга Д.А. Функа – известного этнографа-сибиреведа и выдающегося специалиста по культуре саяно-алтайских тюрков1. 1. Из других его работ в этой области, изданных в последние годы, см. [1]; [2]; [3]; [4].
2 Телеуты проживают в настоящее время в основном по берегам рек Малый и Большой Бачат на территории Кемеровской области. Небольшие их группы сохраняются также в Степном и Горном Алтае. Телеутский язык находится на грани исчезновения (общее число говорящих на нём не превышает 900 человек) и входит в число южноалтайских идиомов горноалтайской подгруппы тюркской семьи. По своему расселению телеуты являются самыми северными из носителей южноалтайских языков и в том числе поэтому демонстрируют порой бóльшее культурное и антропологическое сходство с шорцами и хакасами, нежели с алтай-кижи и теленгитами.
3 Рецензируемая книга является исправленным и значительно дополненным вариантом одноимённого сборника, вышедшего в 2004 г. [5]. Объём материалов вырос почти в два раза. Определяя стоявшие перед ним задачи, автор пишет: «Предлагаемая вниманию читателей книга – не антология телеутского фольклора, не сборник лучших образцов и, конечно же, не издание поэтических переводов. Задумывая её, я главным образом хотел значительно увеличить объём опубликованных оригинальных текстов (включая по возможности разновременные варианты записей), которые максимально полно отражали бы обилие разновидностей телеутского фольклорного материала» (с. 27–28). Такой акцент на расширении источниковой базы можно только приветствовать.
4 Помимо описания задач, в вводном разделе есть краткий, но ёмкий историографический очерк (с. 8–25). Он посвящён истории изучения и публикации телеутского фольклора – от подборки, подготовленной краеведом П.А. Словцовым и вышедшей в 1844 г., до сборников, которые были напечатаны в 2010-х гг. и содержат «алтайские» тексты разного происхождения. Критическому анализу подвергнуты не только относительно известные издания, но также труднодоступные, малотиражные и незнакомые порой даже узким специалистам материалы. Особое внимание уделено работам, в которых записи представлены на языке оригинала2. 2. К перечню публикаций можно, видимо, добавить два текста на телеутском «диалекте» и такой же песенный фрагмент из сказки о Паклан-Тасе, снабжённый аудиозаписью и нотной расшифровкой, из сборника «Алтайские народные сказки» 2002 г. [6, c. 56–57, 118–125, 354–359, 403, 427, 450].
5 Во введении, кроме того, описаны разновидности текстов, зафиксированных в телеутской фольклорной традиции (с. 25–27). На основании архивных, опубликованных и собственных полевых материалов Д.А. Функ составил перечень из более чем 20 народных терминов, обозначающих устные жанры и поджанры (қуучын – мифологические рассказы, уқаа сӧс – легенды; чöрчöк – сказки, эпос; сарын – песни; алқыш – заговоры, благопожелания, шаманские тексты; и т.д.). Обладая огромным экспедиционным опытом, он констатирует, что сейчас «у телеутов совсем не осталось сказителей, помнящих богатырские эпические сказания, почти невозможно записать мифологические рассказы, легенды и предания, полные шаманские тексты (в связи с отсутствием шаманов). Редки люди, знающие лироэпику и даже обычные сказки. Наиболее “живучи” оказались песни» (с. 27). В данных условиях работа по выявлению и публикации материалов, собранных у телеутов на протяжении XX в. и хранящихся в разного рода архивах, представляется особенно насущной.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 52

Оценка читателей: голосов 0

1. Funk D. The Materials of Andreĭ Anokhin on the Evil Spirits in Teleut Shamanic Beliefs // Shaman. 2021. Vol. 29. No. 1-2. P. 65–92.

2. Антология шорского эпоса / Сост., пер. на рус. яз., вступ. ст. и комм. Д.А. Функа. М.: ИЭА РАН, 2022.

3. Функ Д.А., Токмашев Д.М. Телеутский фольклор. Лирика: учебное пособие для учащихся 5–9 классов. М.: ИЭА РАН, 2022.

4. Функ Д.А., Токмашев Д.М. Телеутский фольклор. Эпос: учебное пособие для учащихся 5–9 классов. М.: ИЭА РАН, 2022.

5. Телеутский фольклор / Сост., вступ. ст., зап., пер., комм. Д.А. Функа. М.: Наука, 2004.

6. Алтайские народные сказки / Сост., подгот. текстов и пер. Т.М. Садаловой при участии К.М. Макошевой. Новосибирск: Наука, 2002.

7. Берёзкин Ю.Е. Некоторые ранние мотивы в фольклоре Европы // Антропологический форум. 2022. № 53. С. 15–39.

8. Berezkin Yu. The Cultural Continuum of the Eurasian Boreal Zone and the Eastern Siberian Wedge (Based on Comparative Mythology and Paleogenetics) // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2022. Vol. 50. No. 2. P. 28–40.

9. Berezkin Yu., Duvakin E. Volga-Ural and West Siberian Components in the Folklore of the Sámi and the Baltic Finns // Folklore. 2022. Vol. 133. No. 1. P. 47–72.

10. Берёзкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin (дата обращения: 30.09.2023).

11. Хакасские народные сказки / Сост. Е.С. Торокова, Г.Б. Сыченко. Новосибирск: Омега Принт, 2014.

12. Балдарга арналган элдик оозеки чыгармалардын үлгүлөрүнөн / Түз. П. Ирисов. Фрунзе: Илим, 1972.

13. Egorov I.M., Dybo A.V., Kassian A.S. Phylogeny of the Turkic Languages Inferred from Basic Vocabulary: Limitations of the Lexicostatistical Methods in an Intensive Contact Situation // Journal of Language Evolution. 2022. Vol. 7. No. 1. P. 16–39.

14. К. A. Сказки мангышлакских туркмен // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис: Издание Кавказского горского управления, 1875. Вып. VIII. С. 1–54.

15. Проданный сон. Туркменские народные сказки / Сост., пер. с туркм., вступ. статья и примеч. И. Стеблевой. М.: Наука, 1969.

16. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей. Комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005.

17. Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 5.

18. Былины Пудожского края / Подготовка текстов, статья и примеч. Г.Н. Париловой и А.Д. Соймонова. Петрозаводск: Государственное издательство К-Ф ССР, 1941.

19. Sladen D. Egypt and the English, Showing British Public Opinion in Egypt upon the Egyptian Question. London: Hurst and Blackett, 1908.

20. Pardee D. Ugaritic Myths // The Context of Scripture / Ed. by W.W. Hallo. Leiden; Boston: Brill, 2003. Vol. 1. Canonical Compositions from the Biblical World. P. 241–283.

21. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / Пер. с санскрита, пред. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Наука, 1987.

22. Младшая Эдда / Изд. подгот. О.А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Л.: Наука, 1970.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх