Выставки современных китайских художников в России: о травме китайского общества языком послевоенного европейского искусства

 
Код статьиS268684310010394-1-1
DOI10.18254/S268684310010394-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Бакалавр востоковедения, китаевед. Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы158-169
Аннотация

Современные китайские художники освоили в своем творчестве западные инновации, поддерживая при этом поэтическую и литературную основу китайского искусства. В статье на примерах выставок китайских мастеров в России наглядно показывается, в каких глобальных арт-трендах задействованы китайские художники и какие идеи и формы можно встретить в их работах. В частности, рассматривается пересечение двух важных для культур Европы и Китая векторов — послевоенного европейского искусства и искусства Китая после травм Культурной революции и в условиях осторожного выхода из парадигмы культурных ценностей, определяемых жесткими рамками соцреализма.

Ключевые словасовременное китайское искусство, политический поп-арт, культурная революция, послевоенное европейское искусство, Мао Цзэдун, Чжан Хуань, Ай Вэйвэй, Хуан Юнпин, Инь Сючжэнь, Ши Синьнин, Суй Цзяньго, Ван Гуани, выставки
Получено04.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов24882
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение

2 Китайское искусство сегодня находится под сильным влиянием западного искусства и его концепций, в частности, это касается живописи тушью и маслом и перформансов. Преобразуя как традиционный, так и современный западный художественный словарь, китайские художники обсуждают культурные различия между прошлым и настоящим, между собой и другими, стили, формы и идеи.
3 Драмы истории Китая также нашли отражение в искусстве. Во время социальных, идеологических, политических и культурных конфликтов ХХ в. китайское искусство менялось быстрее, чем в любой другой период. На официальном уровне западный реализм, просочившийся через образцы советского соцреализма, был преобразован в соответствии с потребностями китайской революции и более полувека доминировал в китайском искусстве. Конец Китайской культурной революции (1966–1976 гг.) открыл совершенно новую главу современной китайской истории, да и китайской культуры. В последнее десятилетие ХХ века китайское искусство вышло на авансцену художественного мира посредством участия в важных международных экспозициях. После Культурной революции художники стали мыслить более независимо и свободно, началось активное изучение идей, поступающих с Запада (см., например, [Jiang, 2007, pp. 1–10].
4 Период культурной революции часто упоминается как «десять потерянных лет» или, образно говоря, как «культурная пустыня». И хотя считается, что культурная революция не имела никакого культурного значения, ее визуальное наследие постоянно присваивается китайскими художниками и определенным образом способствует развитию современного китайского искусства, подтверждение чего можно проследить на примере выставок, прошедших в России.
5 Соц-арт. Политическое искусство в Китае
6 Одна из первых выставок современных китайских художников в России, «Соц-арт. Политическое искусство в Китае», проходила с 3 марта по 1 апреля 2007 г. в Третьяковской галереи на Крымском валу. Выставка явилась частью масштабного выставочного проекта «Соц-арт» в рамках программы Второй Московской биеннале современного искусства. Проект состоял из двух выставок: «Политическое искусство в России» и собственно выставки китайских художников [Ерофеев, 2007, с. 14]. На тот момент китайское современное искусство было еще мало известно в России, но уже пользовалось популярностью на Западе; для нашей страны выставка стала первой широкой панорамой политического искусства Китая. В одном выставочном пространстве объединились два направления политического искусства — российский «соц-арт» и современный китайский «политический поп-арт» (Чжэнчжи бопу; 政治波普). Подобная структура позволила зрителям оценить специфику каждого из «артов», обострила восприятие их национального, политического, географического своеобразия.

всего просмотров: 509

Оценка читателей: голосов 0

1. Ерофеев А. СОЦ-АРТ. Политическое искусство в России. Третьяковская галерея / The Tretyakov Gallery Magazine. 2007. № 2 (15). С. 14–23

2. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. Пер. И. И. Семененко. М.: Республика, 2000. — 448 c.

3. Christov-Bakargiev C. Arte Povera. London: Phaidon Press, 1999. — 304 p.

4. Gisbourne M. Paintings and Sculptures. Zhang Huan. Press release. Berlin, Diehl + Gallery One, 7 November, 2008.

5. Jiang Jiehong. Burden or Legacy: From the Chinese Cultural Revolution to Contemporary Art. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2007. — 161 p.

6. Joo K., Ham-Roberts. Rethinking Contemporary Art and Multicultural Education. New York: Routledge, 2011. — 432 p.

7. Khidekel R. «It’s the Real Thing». Soviet Sots-Art and American Pop-Art. Minneapolis: Minnesota University Press, 1998. — 112 p.

8. Köppel-Yang M. Semiotic Warfare: The Chinese Avant-Garde. Beijing: Timezone 8, 2004. — 245 p.

9. Paparoni P. Wang Guangyi. Words and Thoughts 1985−2012. Milan: Skira, 2013.— 416 р.

10. Teo Ph. Rewriting modernism: three women artists in twentieth-century China: Pan Yuliang, Nie Ou and Yin Xiuzhen. Leiden: Leiden University Press, 2016. — 320 p.

11. Панова О. Ай Вэйвэй: «Многие из моих коллег были арестованы и осуждены». Артхроника. 2011. № 5. URL: http://artchronika.ru/gorod/ай-вэйвэй-многие-из-моих-коллег-были-а/ (дата обращения 21.06.2020).

12. Yin Xiuzhen. Yin Xiuzhen on China, smoking and freedom. Phaidon. 2015. URL: https://uk.phaidon.com/agenda/art/articles/2015/march/04/yin-xiuzhen-on-china-smoking-and-freedom/ (дата обращения 21.06.2020).

13. Hamlin J. Chinese Artist Sui Jianguo Puts Mao to Rest in Colorful Metaphor. SF Gate. Feb 16, 2005. URL: https://lalouver.com/html/gallery-history-images/other-resources/SJ-SFGate-Hamlin-2005.pdf (дата обращения 21.06.2020).

14. Sebag-Montefiore C. Sydney Buddha artist Zhang Huan on Chinese dreams — and public toilets. The Guardian, 2015. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/jan/09/sydney-buddha-artist-zhang-huan-interview (дата обращения 21.06.2020).

15. Shi Xinning Exhibited at the Saatchi Gallery. Saatchi Gallery. 2 May 2012. URL: https://www.saatchigallery.com/artists/shi_xinning.htm (дата обращения 21.06.2020).

16. Zhang L. Mao's New Tailor: Sui Jianguo, 2007. Web Archive. URL: https://web.archive.org/web/20071221114906/http://www.artzinechina.com/display.php?a=89#TOP (дата обращения 21.06.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх