Арабы и византийцы в арабо-мусульманских династийных хрониках: принципы восприятия «чужого»

 
Код статьиS268684310010369-3-1
DOI10.18254/S268684310010369-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН; декан факультета Практического востоковедения Московской международной академии
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Московская международная академия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы119-125
Аннотация

В статье проанализированы сообщения, содержащиеся в трудах двух арабских историков Х в. — мусульманина ал-Мутаххара ал-Макдиси и христианина Евтихия Александрийского (Са‘ида б. Батрика), в которых ярко рассказано о взаимоотношениях между арабами-мусульманами и византийцами, воевавших между собой в VII–VIII вв. Интересно, что с точки зрения христианина Евтихия великими хитрецами оказались арабы-мусульмане, а с точки зрения мусульманина ал-Мутаххара ал-Макдиси первенство в хитроумии и коварстве принадлежит византийцам: получается, что каждая из сторон полагала другую хитрой и коварной. Таким образом в сочинениях мусульманских и христианских арабоязычных историков формировались этнокультурные стереотипы.

Ключевые словаарабо-мусульманская династийная историография, арабо-христианские историки, византийцы, арабо-византийские войны, образ «чужого», фольклорные мотивы в арабской историографии, мусульмано-христианские отношения.
Получено08.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов16719
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Десятое столетие — время, когда в арабской культуре уже сформировались основные жанры и композиционные формы исторических сочинений. Самой продуктивной оказалась композиционная форма так называемых династийных хроник, в которых история Халифата, стержень арабских исторических повествований, излагалась в соответствии с правлениями мусульманских государей, халифов. Между прочим, в наибольшей степени на становление арабской династийной историографии повлияли традиции историографии византийской.
2

В то время отношения с Византией, хотя и побежденной арабами в VII в., оставались чрезвычайно актуальными как для мусульманского, так и для христианского населения Халифата. И мусульманские историки, и их христианские коллеги, писавшие по-арабски, уделяют немало внимания как современным им событиям, связанным с отношениями между Халифатом и Империей, так и тому, что для них было уже относительно далеким прошлым — эпохе арабо-мусульманских завоеваний. Как это характерно для средневековых исторических трудов, рассказы о временах прошедших часто оказываются много ярче и живее повествований о современности. Автору этих строк наиболее интересным представился ряд рассказов из сочинений христианского историка Евтихия Александрийского (877–933; арабская версия его имени — Са‘ид б. ал-Батрик)1, писавшего по-арабски [ТМ], и мусульманского историка ал-Мутаххара ал-Макдиси (или же ал-Мукаддаси; ум. после 966 г.)2, где и византийцы, и арабы представлены великими хитрецами. Внимание же автора этих строк было привлечено к ним как в силу известного ему знаменитого высказывания Нестора-летописца: первый русский историк и прозаик характеризует «греков» льстивыми и лицемерными, так и в силу наивной, но яркой изобразительной силы, присущей этим повествовательным отрывкам. Рассматриваемые повествования почерпнуты из «Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв.», составленной и постоянно пополняемой автором статьи (см. сайт Института востоковедения РАН, раздел «Публикации»3). Текст Евтихия, посвященный битве при Йармуке, и рассказ, повествующий об уловке арабского военачальника при осаде Газзы (см. ниже), были включены в русском переводе Н. А. Медникова в его капитальный труд по истории Палестины под арабо-мусульманским владычеством [Медников, 1897, c. 256–258; 261–263], однако мы использовали для нашей статьи собственные переводы.

1. См. о нем: [Micheau, 1986, р. 853–856].

2. [КБТ]. О самом ал-Мутаххаре ал-Макдиси см.: [Al-Mutahhar b. al-Tahir al-Makdisi, 1993, р. 762].

3. Микульский Д. В. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв. ИВ РАН.ru. URL: >>>> Дата обращения 03.04.2020.
3 Первый из рассмотренных рассказов содержится в сочинении Евтихия Александрийского и относится ко временам, предшествующим арабо-мусульманскому нашествию на византийские и иранские земли. Как известно, в 626 г. Константинополь пребывал в осаде объединенных сил персов и их союзников — славян и аваров. Эти события относятся ко времени деяний и правления пророка Мухаммада (ок. 570–632), и поэтому рассказ о них включен арабо-христианским историком в главу, посвященную основоположнику ислама [ТМ, с. 1–4].

всего просмотров: 446

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков О. Г. История халифата. Т. II. Эпоха великих завоеваний (633–656). М.: Восточная литература, 1993. — 294 с. [Bolshakov O. G. History of the Caliphate. Vol. 2. The Epoch of Great Conquests. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1993. — 294 p. (In Russian)].

2. Ираклий. БСЭ (Большая Советская Энциклопедия). Т. 10. М., 1972. С. 403 [Irakli. Big Soviet Encyclopedia. Vol. 10. Moscow, 1972. P. 403 (In Russian)].

3. История Византии. Т. 1. М.: Наука, 1967(а). — 524 c. [History of Byzantium. Vol. 1. Moscow: Nauka, 1967. — 524 p. (In Russian)].

4. История Византии. Т. 2. М.: Наука, 1967(b). — 472 c. [History of Byzantium. Vol. 2. Moscow: Nauka, 1967. — 472 p. (In Russian)].

5. КБТ — The Book of Creation and History. By Motahhar b. Tahir al-Maqdisi (Abu Zaid Ahmad B. Sahl al-Balkhi). Ed. by Cl. Huart. Рaris, 1899. Vol. 4–6. M. H. Asadi’s Publications Series. No. 3 (Китаб ал-бад’ ва-т-та’рих).

6. Логофет. БСЭ. Т. 14. М., 1973. С. 609 [Logothete. Big Soviet Encyclopedia. Moscow, 1973. P. 609 (In Russian)].

7. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Православный Палестинский сборник. Т. XVII. Вып. 2. — 734 c. [Mednikov N. A. Palestine from Its Conquest by Arabs to the Crusades according to the Arab Sources. Saint Petersburg, 1897. Orthodox Palestene Collection. Vol. XVII. Iss. 2. — 734 p. (In Russian)].

8. ТМ — Saïd Ibn al Batriq Eutychius, patriarche d'Alexandrie; Luwīs Šayh̲ū. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars posterior… Conjucta opera ediderunt L. Cheicko s.j., B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beryti – Parisiis – Lipsiae: E Typographeo Catholico, 1906–1908. — 362 р. (Китаб ат-та’рих ал-маджму‘ ‘ала-т-тахкик ва-т-тасдик).

9. Al-Mutahhar b. al-Tahir al-Makdisi (Ed.). Encyclopaedia of Islam. Vol. VII. Leiden – New York, 1993. P. 762.

10. Elissèeff N. Kinnasrin. Encyclopaedia of Islam. Vol. V. Leiden, 1986, p. 124–125.

11. Elisséeff N. Thèmes et motifs des Mille et Une Nuits: essai de classification. Beyrouth, 1949. — 243 p.

12. Gibb H. A. R. Abu ‘Ubayda. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986. Pp. 159–160.

13. Honigmann E. Faroghi S. Mar‘ash. Encyclopaedia of Islam. Vol. VI. Leiden, 1986. Pp. 505–510.

14. Ibn Coteiba's handbuch der geschichte: Aus den handschriften der k.k. Hofbibliothek zu Wien, der herzoglichen Bibliothek zu Gotha und der Universitäts-bibliothek zu Leyden, herausgegeben von Ferdinand Wüstenfeld. Gőttigen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1850. —366 p.

15. Kawar I. Bitrik. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986. Pp.1249–1250.

16. Micheau F. Said b. al-Batrik. Encyclopaedia of Islam. Vol. VIII. Leiden, 1986. Pp. 853–856.

17. Rotter G. Maslama b. ‘Abd al-Malik b. Marwan. Encyclopaedia of Islam. Vol. VI. Leiden, 1991. Р. 740.

18. Sourdel D. Ghazza. Encyclopaedia of Islam. Vol. III. Leiden, 1991. Pp. 1056–1057.

19. Wensinck A. J. ‘Amr b. al-‘As. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986, p. 451.

20. Микульский Д. В. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв. ИВ РАН.ru. URL: https://book.ivran.ru/f/mikulskij-dv-baza-dannyh-tem-i-syuzhetov-arabo-musulmanskih-dinastijnyh-hronik--ixx-vv-fevral-2016co.pdf. Дата обращения 03.04.2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх