Arabs and Byzantines in the Arab-Muslim Dynasty Chronicles: Principles of The Alien’s Perception

 
PIIS268684310010369-3-1
DOI10.18254/S268684310010369-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Principal Research Fellow, Institute of Oriental Studies, RAS; Dean of the Practical Oriental Studies Department, Moscow International Academy
Affiliation:
Institute of Oriental Studies, RAS
Moscow International Academy
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
Edition
Pages119-125
Abstract

The article analyses the stories, dedicated to the relations between the Arab Muslims and the Byzantines in the 7th–8th centuries, when numerous wars and clashes were taking place between the two sides. The stories under analysis are derived from the chronicles of the two 10th century historians Eutyhious of Alexandria (Sa‘id b. al-Batrik, a Christian) and al-Mutahhar al-Makdisi, a Muslim. It is peculiar, that the Christian Arab historian considers the Arabs to be more shrewd and cunning, while the Muslim historian has the very opinion of the Byzantinians. Thus ethnic stereotypes were formed in the Medieval Arabic historiography.

KeywordsArab-Muslim Dynasty Historiography, Arab Christian historians, the Byzantinians, Arab-Byzantinian wars, Muslim-Christian relations, the image of the “alian”, folklore motives in the Arabic historiography
Received08.07.2020
Publication date31.07.2020
Number of characters16719
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Десятое столетие — время, когда в арабской культуре уже сформировались основные жанры и композиционные формы исторических сочинений. Самой продуктивной оказалась композиционная форма так называемых династийных хроник, в которых история Халифата, стержень арабских исторических повествований, излагалась в соответствии с правлениями мусульманских государей, халифов. Между прочим, в наибольшей степени на становление арабской династийной историографии повлияли традиции историографии византийской.
2

В то время отношения с Византией, хотя и побежденной арабами в VII в., оставались чрезвычайно актуальными как для мусульманского, так и для христианского населения Халифата. И мусульманские историки, и их христианские коллеги, писавшие по-арабски, уделяют немало внимания как современным им событиям, связанным с отношениями между Халифатом и Империей, так и тому, что для них было уже относительно далеким прошлым — эпохе арабо-мусульманских завоеваний. Как это характерно для средневековых исторических трудов, рассказы о временах прошедших часто оказываются много ярче и живее повествований о современности. Автору этих строк наиболее интересным представился ряд рассказов из сочинений христианского историка Евтихия Александрийского (877–933; арабская версия его имени — Са‘ид б. ал-Батрик)1, писавшего по-арабски [ТМ], и мусульманского историка ал-Мутаххара ал-Макдиси (или же ал-Мукаддаси; ум. после 966 г.)2, где и византийцы, и арабы представлены великими хитрецами. Внимание же автора этих строк было привлечено к ним как в силу известного ему знаменитого высказывания Нестора-летописца: первый русский историк и прозаик характеризует «греков» льстивыми и лицемерными, так и в силу наивной, но яркой изобразительной силы, присущей этим повествовательным отрывкам. Рассматриваемые повествования почерпнуты из «Базы данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв.», составленной и постоянно пополняемой автором статьи (см. сайт Института востоковедения РАН, раздел «Публикации»3). Текст Евтихия, посвященный битве при Йармуке, и рассказ, повествующий об уловке арабского военачальника при осаде Газзы (см. ниже), были включены в русском переводе Н. А. Медникова в его капитальный труд по истории Палестины под арабо-мусульманским владычеством [Медников, 1897, c. 256–258; 261–263], однако мы использовали для нашей статьи собственные переводы.

1. См. о нем: [Micheau, 1986, р. 853–856].

2. [КБТ]. О самом ал-Мутаххаре ал-Макдиси см.: [Al-Mutahhar b. al-Tahir al-Makdisi, 1993, р. 762].

3. Микульский Д. В. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв. ИВ РАН.ru. URL: >>>> Дата обращения 03.04.2020.
3 Первый из рассмотренных рассказов содержится в сочинении Евтихия Александрийского и относится ко временам, предшествующим арабо-мусульманскому нашествию на византийские и иранские земли. Как известно, в 626 г. Константинополь пребывал в осаде объединенных сил персов и их союзников — славян и аваров. Эти события относятся ко времени деяний и правления пророка Мухаммада (ок. 570–632), и поэтому рассказ о них включен арабо-христианским историком в главу, посвященную основоположнику ислама [ТМ, с. 1–4].

views: 447

Readers community rating: votes 0

1. Большаков О. Г. История халифата. Т. II. Эпоха великих завоеваний (633–656). М.: Восточная литература, 1993. — 294 с. [Bolshakov O. G. History of the Caliphate. Vol. 2. The Epoch of Great Conquests. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1993. — 294 p. (In Russian)].

2. Ираклий. БСЭ (Большая Советская Энциклопедия). Т. 10. М., 1972. С. 403 [Irakli. Big Soviet Encyclopedia. Vol. 10. Moscow, 1972. P. 403 (In Russian)].

3. История Византии. Т. 1. М.: Наука, 1967(а). — 524 c. [History of Byzantium. Vol. 1. Moscow: Nauka, 1967. — 524 p. (In Russian)].

4. История Византии. Т. 2. М.: Наука, 1967(b). — 472 c. [History of Byzantium. Vol. 2. Moscow: Nauka, 1967. — 472 p. (In Russian)].

5. КБТ — The Book of Creation and History. By Motahhar b. Tahir al-Maqdisi (Abu Zaid Ahmad B. Sahl al-Balkhi). Ed. by Cl. Huart. Рaris, 1899. Vol. 4–6. M. H. Asadi’s Publications Series. No. 3 (Китаб ал-бад’ ва-т-та’рих).

6. Логофет. БСЭ. Т. 14. М., 1973. С. 609 [Logothete. Big Soviet Encyclopedia. Moscow, 1973. P. 609 (In Russian)].

7. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Православный Палестинский сборник. Т. XVII. Вып. 2. — 734 c. [Mednikov N. A. Palestine from Its Conquest by Arabs to the Crusades according to the Arab Sources. Saint Petersburg, 1897. Orthodox Palestene Collection. Vol. XVII. Iss. 2. — 734 p. (In Russian)].

8. ТМ — Saïd Ibn al Batriq Eutychius, patriarche d'Alexandrie; Luwīs Šayh̲ū. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars posterior… Conjucta opera ediderunt L. Cheicko s.j., B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beryti – Parisiis – Lipsiae: E Typographeo Catholico, 1906–1908. — 362 р. (Китаб ат-та’рих ал-маджму‘ ‘ала-т-тахкик ва-т-тасдик).

9. Al-Mutahhar b. al-Tahir al-Makdisi (Ed.). Encyclopaedia of Islam. Vol. VII. Leiden – New York, 1993. P. 762.

10. Elissèeff N. Kinnasrin. Encyclopaedia of Islam. Vol. V. Leiden, 1986, p. 124–125.

11. Elisséeff N. Thèmes et motifs des Mille et Une Nuits: essai de classification. Beyrouth, 1949. — 243 p.

12. Gibb H. A. R. Abu ‘Ubayda. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986. Pp. 159–160.

13. Honigmann E. Faroghi S. Mar‘ash. Encyclopaedia of Islam. Vol. VI. Leiden, 1986. Pp. 505–510.

14. Ibn Coteiba's handbuch der geschichte: Aus den handschriften der k.k. Hofbibliothek zu Wien, der herzoglichen Bibliothek zu Gotha und der Universitäts-bibliothek zu Leyden, herausgegeben von Ferdinand Wüstenfeld. Gőttigen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1850. —366 p.

15. Kawar I. Bitrik. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986. Pp.1249–1250.

16. Micheau F. Said b. al-Batrik. Encyclopaedia of Islam. Vol. VIII. Leiden, 1986. Pp. 853–856.

17. Rotter G. Maslama b. ‘Abd al-Malik b. Marwan. Encyclopaedia of Islam. Vol. VI. Leiden, 1991. Р. 740.

18. Sourdel D. Ghazza. Encyclopaedia of Islam. Vol. III. Leiden, 1991. Pp. 1056–1057.

19. Wensinck A. J. ‘Amr b. al-‘As. Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986, p. 451.

20. Микульский Д. В. База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–Х вв. ИВ РАН.ru. URL: https://book.ivran.ru/f/mikulskij-dv-baza-dannyh-tem-i-syuzhetov-arabo-musulmanskih-dinastijnyh-hronik--ixx-vv-fevral-2016co.pdf. Дата обращения 03.04.2020.

Система Orphus

Loading...
Up