Мифический наснāс в арабских трактатах: демон или человек?

 
Код статьиS268684310010368-2-1
DOI10.18254/S268684310010368-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель Восточного факультета ГАУГН
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: Студентка Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы109-118
Аннотация

Арабская космология развивалась на протяжении нескольких веков, последовательно (а иногда и не очень) вбирая в себя элементы видения ойкумены из античной, иранской, индийской (и других) культур и наслаивая эти элементы на рамки, задаваемые Кораном. Многие средневековые мусульманские учёные на протяжении всей жизни собирали, интерпретировали и систематизировали знания об окружавшем их мире — в том числе, и о демонических существах, которые заняли прочное место в преданиях арабских племен задолго до становления ислама и сохранились в народной культуре благодаря устной традиции. И несмотря на то, что религиозная доктрина не предполагала (и даже частично отрицала) возможность наличия сверхъестественных существ помимо "канонических" ангелов, джиннов и шайтанов, многие создания демонического или полудемонического характера не просто продолжали жить в памяти бедуинов, но даже превратились в объект научных изысканий в городской среде. Синкретический характер исламской космологии сказался на характере исследования подобных существ. Попытки совместить доисламские предания, коранические знания о мире, элементы мировоззрений различных культур, наконец, сведения о дальних краях, передаваемые купцами и путешественниками, привели к высокой степени разнообразия в описании невиданных тварей. Не только облик или привычки, но и природа подобных созданий зачастую становилась предметом разногласий и не получила унифицированного подхода. В работе исследуются различные взгляды на природу одного такого существа под названием "наснāс", приводятся сведения об этимологии термина, различные данные о внешности, повадках и происхождении этого удивительного создания, представлена попытка систематизировать и упорядочить эту отрывочную информацию.

Ключевые слова наснāс, арабская мифология, арабская демонология, исламская космография, мифические народы
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено05.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов24558
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Арабская средневековая демонология — научно-литературная область, в рамках которой собирались, описывались, систематизировались и анализировались мифологические сюжеты и существа. Представления о них сформировались у арабских племен задолго до появления ислама, и на протяжении всего периода развития культуры Халифата эти создания не только бытовали на уровне устных рассказов и фольклора, но и фигурировали в поэзии, географической и исторической литературе и даже в богословских трактатах.
2 Ислам, священное писание которого «канонизировало» джиннов и шайтāнов, способствовал развитию арабской демонологии, и несмотря на то что в ряде хадисов отрицалось существование таких созданий, как гӯль, которых невозможно было причислить к джиннам или шайтāнам однозначно, следом за этими двумя категориями, весь богатый набор демонических тварей перекочевал из доисламской мифологии в культуру мусульманского мира.
3 Впрочем, во всём, что касалось не-джиннов и не-шайтāнов, арабская демонология как научная отрасль так и осталась на уровне накопления сведений и общего компилятивного описания существ, без того чтобы посвятить им ряд мало-мальски обособленных трактатов. Анализ их природы осуществлялся в рамках таких отраслей знаний, как тафсӣр, география, биология, а самые подробные сведения сохранились благодаря произведениям в жанре «аджā’иб» («диковинки», специфический литературно-научный жанр описания различных чудес среди творений Аллаха).
4 Наиболее придирчиво демонических существ, не вписывавшихся в биологическую классификацию, рассматривали авторы крупных поздних космографий и энциклопедий. В силу характера их трудов, такие исследователи в своих трудах излагали общие сведения о многообразии земных творений и предлагали некоторую типологизацию. В целом, их подход к последней брал начало в античной греческой традиции, однако ряд важных особенностей был продиктован исламом: они делили творения Аллаха на несколько ступеней (ангелы и шайтāны, ниже — джинны и люди, далее животные, растения), и многие сверхъестественные существа оказывались как бы на перепутье этих категорий, их несоответствие четким критериям отнесения прочих созданий к тому или иному вносило некоторую путаницу, и вкупе с недостаточной развитостью арабской демонологии, точное определение их природы оказывалось невозможным.
5

В результате, у разных исследователей демоны оказывались отнесены к разным классам: кто-то помещал их, при неполном соответствии критериям, среди джиннов, другие — среди животных, третьи выносили их в рамки «чудесных народов», «составных животных» (гибридов), а, например, известный арабо-персидский ученый Закария аль-Казвини (1203–1283 гг.) в своей космографии «Чудеса творений» даже выработал отдельную категорию муташайтина — то есть, категорию существ, ведущих себя подобно шайтāнам, но шайтāнами не являющихся.

всего просмотров: 528

Оценка читателей: голосов 0

1. Bane T. Encyclopedia of Beasts and Monsters in Myth, Legend and Folklore. Jefferson: McFarland & Company, 2016. — 428 p.

2. Al-Damiri Kamal ad-Din. Hayat al-Hayawan al-Kubra [The Great Life of the Animals (in Arabic)]. URL: http://www.islamicbook.ws/adab/hiat-alhiwan-alkbra-.pdf (дата обращения: 30.03.2019).

3. Al-Djahiz Abu ‘Uthman. Kitab al-hayawan [The Book of the Animals (in Arabic)]. URL: http://www.islamicbook.ws/adab/alhiwan-.pdf (дата обращения: 20.11.2019).

4. Al-Firuzabadi Muhammad. Al-Qamus al-Muhit [The Comprehensive Dictionary (in Arabic)]. Beirut Dar alKitab al-'Arabi, 2005.

5. Al-Zabidi Murtada. Tadj al-‘arus [The Crown of the Bride (in Arabic)]. Part 16. Al-Kuwait, 1987.

6. Omidsalar M. Encyclopædia Iranica. Genie. 15.12.2000. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/genie- (дата обращения: 02.03.2019).

7. Zakarija Ben Muhammed Ben Mahmud el-Cazwini`s Kosmographie. Her. F. Wüstenfeld. In 2 Th. Th. 1. Die Wünder der Schöpfung. Göttingen: Verlag der Dieterichschen Buchhandlung, 1848–1849.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх