Проблемы научного творчества в трудах М. Г. Ярошевского и его школы

 
Код статьиS020596060021682-2-1
DOI10.31857/S020596060021682-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 43 №3
Страницы470-489
Аннотация

В статье прослеживается жизненный и творческий путь видного российского психолога и историка науки Михаила Григорьевича Ярошевского (1915–2001), воссоздается история его исканий в различных областях исследования: истории и методологии психологии, истории советской науки, социальной психологии науки. Автор многократно переиздававшейся «Истории психологии», Ярошевский известен собственным, системным подходом к анализу теоретических оснований психологии, ее «категориального строя». Показана роль Ярошевского в восстановлении исторической справедливости – реабилитации репрессированных и оклеветанных ученых, создании проекта «Репрессированная наука», явившегося важной вехой исторической рефлексии ученых в различных отраслях отечественного естественно-научного и гуманитарного знания. Особого внимания заслуживает вклад ученого в социальную психологию науки, разработка им программно-ролевого подхода к изучению научной деятельности. Примером комплексного подхода к анализу науки может служить проект исторической психологии, разрабатывавшийся Ярошевским в последние годы жизни и соединивший в себе историю научных идей с изучением социально-психологической динамики научных коллективов. Ученым было также обосновано существование «особого пути», парадигмы изучения поведения, сложившейся в нашей стране и резко отличной от бихевиористской традиции.

Ключевые словаистория и методология психологии, социальная история науки, социальная психологии науки, программно-ролевой подход к изучению научного творчества
Дата публикации23.09.2022
Кол-во символов45230
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 350

Оценка читателей: голосов 0

1. Allakhverdian, A. G. (1993) Stil’ rukovodstva kak determinanta maloi nauchnoi gruppy: dis. … kand. psikhol. nauk [Management Style as the Determinative Factor in a Small Research Group. Thesis for the Candidate of Psychological Sciences Degree]. Moskva.

2. Allakhverdian, A. G., and Iurevich, A. V. (2010) Kak repressirovannyi aspirant stal istorikom “repressirovannoi nauki” [How a Repressed Doctoral Student Became a Researcher of “Repressed Science”], Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 109–112.

3. Allakhverdian, A. G., and Sirotkina, I. E. (2016) Kruglyi stol “Mikhail Grigor’evich Iaroshevskii – istorik nauki i naukoved”. K 100-letiiu so dnia rozhdeniia [Round-Table Discussion “Mikhail Grigorievich Yaroshevsky, His Contribution to History of Science and Science Studies”. Commemorating the Centenary of His Birth], Sotsiologiia nauki i tekhnologii, vol. 7, no. 2, pp. 182–189.

4. Allakhverdian, A. G., Moshkova, G. Iu., Iurevich, A. V., and Iaroshevskii, M. G. (1998) Psikhologiia nauki [Psychology of Science]. Moskva: Flint.

5. Allakhverdian, A. G., Rossiianov, K. O., and Sirotkina, I. E. (eds.) (2019) Reformy otechestvennoi Akademii nauk v XX–XXI vekakh: istoriko-naukovedcheskie ocherki: monograficheskoe issledovanie [The Reforms of the Russian Academy of Sciences in the 20th and 21st Centuries: Historicoscientific Essays: A Monographic Study]. Saratov: Amirit.

6. Allakhverdian, A. G., Semenova, N. N., and Iurevich, A. V. (eds.) (2005) Naukovedenie i novye tendentsii v razvitii sovetskoi nauki [Science of Science and New Trends in the Development of Russian Science]. Moskva: Logos.

7. Aref’ev, I. G. (ed.) (1995) Tragicheskie sud’by: repressirovannye uchenye Akademii nauk SSSR [Tragic Fates: The Repressed Scientists of the USSR Academy of Sciences]. Moskva: Nauka.

8. Belkin, P. G. (1982) Nauchnoe rukovodstvo i adaptatsiia molodogo uchenogo [Scientific Supervision and the Problem of Young Scientist’s Adaptation], in: Iaroshevskii, M. G. (ed.) Problemy rukovodstva nauchnym kollektivom [Problems of Management in a Scientific Group]. Moskva: Nauka, pp. 150–166.

9. Belkin, P. G., Emel’ianov, E. N., and Ivanov, M. A. (1987) Sotsial’naia psikhologiia nauchnogo kollektiva [Social Psychology of Scientific Group]. Moskva: Nauka.

10. Emel’ianov, E. N. (1990) Internalizatsiia tsennostei nauki: sotsial’no-psikhologicheskaia tochka zreniia [The Internalization of Scientific Values: A Sociopsychological Perspective], in: Vizgin, V. P. et al. (eds.) Tsennostnye aspekty razvitiia nauki [The Value Dimension of Science]. Moskva: Nauka, pp. 121–135.

11. Freud, S. (1990) Psikhologiia bessoznatel’nogo: sbornik proizvedenii [Psychology of Unconscious: Collection of Works]. Moskva: Prosveshchenie.

12. Iaroshevskii, M. G. (1961) Problema determinisma v psikhofiziologii XIX v.: dis. … d-ra ped. nauk [The Problem of Determinism in the 19th Century Psychophysiology. Thesis for the Doctor of Pedagogical Sciences Degree]. Dushanbe.

13. Iaroshevskii, M. G. (1974). Psikhologiia v XX stoletii: teoreticheskie problemy razvitiia psikhologicheskoi nauki [Psychology in the 20th Century: Theoretical Problems in the Development of Psychological Science]. Moskva: Politizdat.

14. Iaroshevskii, M. G. (1978) Programmno-rolevoi podkhod k issledovaniiu nauchnogo kollektiva [The Program-Role Approach in a Scientific Group Study], Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 40–53.

15. Iaroshevskii, M. G. (1985) Istoriia psikhologii [A History of Psychology]. Moskva: Mysl’.

16. Iaroshevskii, M. G. (1991) Stalinizm i sud’by sovetskoi nauki [Stalinism and the Fate of Soviet Science], in: Iaroshevskii, M. G. (ed.) Repressirovannaia nauka [Repressed Science]. Leningrad: Nauka, vol. 1, pp. 6–33.

17. Iaroshevskii, M. G. (1993) L. S. Vygotskii: v poiskakh novoi psikhologii [L. S. Vygotskii: In Search of a New Psychology]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo Mezhdunarodnogo fonda istorii nauki.

18. Iaroshevskii, M. G. (1994) Marksizm v sovetskoi psikhologii [Marxism in Soviet Psychology], in: Iaroshevskii, M. G. (ed.) Repressirovannaia nauka [Repressed Science]. Sankt-Peterburg: Nauka, vol. 2, pp. 24–44.

19. Iaroshevskii, M. G. (1995) Istoricheskaia psikhologiia nauki [Historical Psychology of Science]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo Mezhdunarodnogo fonda istorii nauki.

20. Iaroshevskii, M. G. (1996) Nauka o povedenii: russkii put’ [Behavioral Science: Russian Path]. Moskva: Institut prakticheskoi psikhologii and Voronezh: NPO “MODEK”.

21. Iaroshevskii, M. G. (ed.) (1973) Sotsial’no-psikhologicheskie problemy nauki. Uchenyi i nauchnyi kollektiv [Sociopsychological Problems of Science. Scientist and Scientific Group]. Moskva: Nauka.

22. Iaroshevskii, M. G. (ed.) (1974) Chelovek nauki [The Man of Science]. Moskva: Nauka.

23. Iaroshevskii, M. G. (ed.) (1982) Problemy rukovodstva nauchnym kollektivom [Problems of Management in a Scientific Group]. Moskva: Nauka.

24. Iaroshevskii, M. G. (ed.) (1991) Repressirovannaia nauka [Repressed Science]. Leningrad: Nauka, vol. 1.

25. Iaroshevskii, M. G. (ed.) (1994) Repressirovannaia nauka [Repressed Science]. Sankt-Peterburg: Nauka, vol. 2.

26. Iaroshevskii, M. G., Iurevich, A. V., and Allakhverdian, A. G. (2000) Programmno-rolevoi podkhod i sovremennaia nauka [The Program-Role Approach in Modern Science], Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 3–40.

27. Iurevich, A. V. (1993) Sotsial’no-psikhologicheskii analiz nauchnogo i obydennogo ob”iasneniia: dis. … d-ra psikhol. nauk [Sociоpsychological Analysis of the Sientific and the Mundane Explanation. Thesis for the Doctor of Psychological Sciences Degree]. Moskva.

28. Iurevich, A. V. (1998) Umnye, no bednye. Uchenye v sovremennoi Rossii [Clever but Poor: Scientists in Modern Russia]. Moskva: Izdatel’skii tsentr nauchnykh i uchebnykh program, Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond.

29. Iurevich, A. V. (2001) Sotsial’naia psikhologiia nauki [Social Psychology of Science]. SanktPeterburg: Izdatelʼstvo RKhGI.

30. Iurevich, A. V., and Tsapenko, I. P. (2001) Nuzhny li Rossii ichenye? [Does Russia Need Scientists?]. Moskva: Editorial URSS.

31. Ivanov, M. A. (1982) Nauchno-issledovatel’skaia programma kak faktor reguliatsii mezhlichnostnykh otnoshenii v pervichnom nauchnom kollektive: dis. … kand. psikhol. nauk [Research Program as a Regulatory Factor in the Interpersonal Relations in a Primary Research Group. Thesis for the Candidate of Psychological Sciences Degree]. Moskva.

32. Kedrov, B. M., Iaroshevskii, M. G., Mikulinskii, S. R., and Pogrebysskii, I. B. (eds.) (1971) Nauchnoe otkrytie i ego vospriiatie [Scientific Discovery and Its Reception]. Moskva: Nauka.

33. Kruglyi stol. “Pavlovskaia sessiia” 1950 g. i sud’by sovetskoi fiziologii [The 1950 “Pavlov Session” and the Fate of Soviet Physiology. Round-Table Discussion], Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, 1988, vol. 9, no. 3, pp. 129–141, no. 4, pp. 147–157; 1989, vol. 10, no. 1, pp. 94–109.

34. Martsinkovskaia, T. D. (2015) Mikhail Grigor’evich Iaroshevskii: istoricheskaia psikhologiia istoricheskoi lichnosti [Mikhail Grigorievich Yaroshevsky: Historical Psychology of Historical Figure], Razvitie lichnosti, no. 4, pp. 10–18.

35. Mecacci, L., and Yasnitsky, A. (2011) Editorial Changes in the Three Russian Editions of Vygotsky’s “Thinking and Speech” (1934, 1956, 1982): Towards Authoritative and Ultimate English Translation of the Book, Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka “Dubna”, no. 4, pp. 159–187.

36. Mikulinskii, S. R. and Iaroshevskii, M. G. (eds.) (1969) Nauchnoe tvorchestvo [Scientific Creativity]. Moskva: Nauka.

37. Mikulinskii, S. R., Iaroshevskii, M. G., Kreber, G., and Shteiner, G. (eds.) (1977) Shkoly v nauke [Scientific Schools]. Moskva: Nauka.

38. Moshkova, G. Iu. (1989) Sotsial’no-psikhologicheskie determinanty professional’nogo samoopredeleniia uchenogo: dis. … kand. psikhol. nauk [Sociopsychological Determinative Factors in Researcher’s Professional Identity. Thesis for the Candidate of Psychological Sciences Degree]. Moskva.

39. Orlov, V. P., Beliakov, L. P., and Zablotskii, E. M. (eds.) (1999) Repressirovannye geologi. 3-e izd. [The Repressed Geologists. 3rd ed.]. Moskva and Sankt-Peterburg: MP RF, VSEGEI, and RosGeo.

40. Petrovskii, A. V. (2007) Psikhologiia i vremia [Psychology and Time]. Moskva: Piter.

41. Petrovskii, A.V. (2000) Teoreticheskaia psikhologiia kak osnovanie “obshchei psikhologii” [Theoretical Psychology as a Foundation for “General Psychology”], Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 3–9.

42. Roll-Hansen, N. (2005) The Lysenko Effect: The Politics of Science. Amherst and New York: Humanity Books.

43. Semenov, E. V., Semenova, N. N., and Iurevich, A. V. (eds.) (2004) Nauka v Rossii: sovremennoe sostoianie i strategiia vozrozhdeniia [Science in Russia: Current State and Revival Strategy]. Moskva: Logos.

44. Semenov, I. N. (2015) Personologiia Mikhaila Grigor’evicha Iaroshevskogo kak istorika nauki, teoretika, metodologa psikhologii razvitiia lichnosti i tvorchestva v nauke [The Personology of Mikhail Grigorievich Yaroshevsky as a Historian, Theoretician, and Methodologist of Psychology of Personality Development and Creativity in Science], Razvitie lichnosti, no. 4, pp. 19–52.

45. Tumarkin, I. D. (ed.) (1999) Repressirovannye etnografy [The Repressed Ethnographers]. Moskva: Vostochnaia literatura.

46. Umrikhin, V. V. (1987) Razvitie sovetskoi shkoly differentsial’noi psikhofiziologii [The Development of Soviet School of Differential Psychophysiology]. Moskva: Nauka.

47. Volodarskaia, E. A. (1996) Nauchnaia shkola kak ob”ekt identifikatsii uchenykh [Scientific School as an Object of Scientists’ Identification]. Moskva: IIET RAN.

48. Volodarskaia, E. A. (2007) Imidzh nauki v obshchestve: psikhologicheskie problemy [The Image of Science in Society: Psychological Problems]. Moskva: Institut biznesa i politiki.

49. Zavershneva, E. Iu., and Osipov, M. E. (2010) Osnovnye popravki k tekstu “Istoricheskii smysl psikhologicheskogo krizisa”, opublikovannomu v 1982 g. v sobranii sochinenii L. S. Vygotskogo [The Main Revisions in the Text of “Historical Implication of Psychological Crisis” Published in L. S. Vygotsky’s Collected Works in 1982], Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 92–103.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх