The Contribution of Academician Yu. A. Shimansky to the Development of Arctic Shipbuilding

 
PIIS020596060016358-5-1
DOI10.31857/S020596060016358-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Krylov State Research Center
St. Petersburg Marine Technical University
Address: St. Petersburg, Moskovskoe shosse, 44; Lotsmanskaya ul., 3
Journal nameVoprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki
EditionVolume 42 Issue 3
Pages501-521
AbstractAcademician Yulian Alexandrovich Shimansky (1883–1962), an outstanding Russian scientist and shipbuilder, is known for his works in the field of structural mechanics, ship theory and ship design. His monograph “Conventional indicators of a vessel’s ice performance”, published as a separate volume of “Trudy Arkticheskogo nauchno-issledovatelskogo instituta [Proceedings of the Arctic Institute]” (ANII) in 1938, is well known to the specialists in sea ice technology. This work has played an important role in the development of sea ice technology and in designing icebreakers and ice-going vessels both in Russia / USSR and worldwide. The reviews of Shimansky’s contributions to Arctic shipbuilding are usually limited to the analysis of this work. The new materials from the archival documents and two publications that are practically unknown to the researchers allow to considerably broaden the knowledge about his role in the emergence of the studies on the vessels’ ice performance at one of the turning points in the development of sea ice technology: the creation of the first ever ice model basin. Immediately after the end of the Great Patriotic War in 1945, the ANII in Leningrad set out to implement the plans for the creation of the experimental base for studying the processes of icebreakers and ice-going vessels’ motion in ice, i. e. the ice model basin. Shimansky became actively engaged in this work from the very beginning. The archival documents demonstrate his role in the creation of the first ice model basin and the articles rediscovered by us allow to reconstruct the process of creating the theory of a vessel’s motion in ice by Shimansky that is still employed in all ice model basins across the world.
KeywordsYu. A. Shimansky, ice model basin, modeling, icebreaker, motion in ice, similarity criteria
Received28.09.2021
Publication date29.09.2021
Number of characters49211
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1
шима

Ю. А. Шиманский

2 Академик Юлиан Александрович Шиманский (1883–1962) – выдающийся отечественный ученый-судостроитель, известный своими трудами в области строительной механики, теории и проектирования корабля. Его жизни и творчеству посвящено большое количество работ1. Большинством исследователей Шиманский воспринимается как один из создателей строительной механики корабля наряду с академиком А. Н. Крыловым, профессором И. Г. Бубновым и членом-корреспондентом АН СССР П. Ф. Папковичем. Также отмечается его вклад в теорию корабля и проектирование судов. Практически все авторы, пишущие о нем, упоминают его работу «Условные измерители ледовых качеств судна», которая вышла в виде отдельного тома «Трудов Арктического НИИ» в 1938 г.2 Анализом этой работы, оказавшей большое влияние на развитие морской ледотехники в нашей стране и за рубежом, обычно и ограничивается рассмотрение вклада Шиманского в арктическое судостроение. Новые материалы, содержащиеся в архивных документах и в практически неизвестных исследователям двух публикациях3, позволяют существенно расширить представления о его роли в становлении исследований ледовых качеств судов в один из поворотных периодов формирования морской ледотехники – при создании первого в мире ледового опытового бассейна4. 1. См., например: Ханович И. Г. Юлиан Александрович Шиманский (1883–1962). М.: Наука, 1978; Жизнь, отданная судостроению: воспоминания об академике Ю. А. Шиманском / Ред. В. Ф. Безукладов и др. Л.: Судостроение, 1973.

2. Шиманский Ю. А. Условные измерители ледовых качеств судна // Труды Арктического научно-исследовательского института. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1938. Т. 130. С. 1–60.

3. Шиманский Ю. А. Методика моделирования движения ледокола в сплошном ледяном поле // Проблемы Арктики. 1951. № 1. С. 98–115; Шиманский Ю. А. Теория моделирования движения судна в сплошном ледяном поле // Труды Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Л.: Морской транспорт, 1960. Т. 237. С. 9–29.

4. См.: Сазонов К. Е. Развитие морской ледотехники в России: история и современность // Арктика: экология и экономика. 2013. № 2 (10). С. 92–103.
3 По-видимому, Шиманский стал интересоваться вопросами арктического судостроения после организации 17 декабря 1932 г. Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть) во главе с О. Ю. Шмидтом5. В это время в стране были начаты проектные проработки перспективных судов для плавания во льдах и ледоколов. Для анализа разрабатываемых проектов и принятия стратегических решений по вопросам развития ледокольного флота при Главсевморпути была создана экспертная комиссия, которую иногда называли бюро экспертов по проектированию и постройке судов ледового плавания и ледоколов. Членами этой комиссии стали Крылов, Шиманский, Папкович и многие другие видные судостроители. Так, в 1934 г. Крылов и Шиманский участвуют в совещании по перспективам строительства в СССР ледокольного флота. На этом совещании решался вопрос о строительстве новых ледоколов. Предлагалось два возможных решения: строительство мощных дизель-электрических ледоколов мощностью 10 и 16 тыс. л. с. и постройка ледоколов типа «Красин». Крылов выступил против строительства дизель-электрических ледоколов, мотивируя свое решение неподготовленностью отечественной промышленности к выпуску мощных дизель-генераторов и главных электродвигателей. Интересные подробности этого совещания приводит в своих воспоминаниях Шиманский6. 5. Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933–1945 гг. Л.: Гидрометеоиздат, 1969 (История открытия и освоения Северного морского пути / Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Главного управления гидрометеослужбы при Совете Министров СССР. Т. 4).

6. Памяти Алексея Николаевича Крылова / Ред. Ю. А. Шиманский. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 233–242.
4 В литературе указывается, что начиная с 1938 г. Шиманский принимает активное участие в работах по кораблестроительной тематике Всесоюзного арктического института (ВАИ, позднее Арктический НИИ (АНИИ) и Арктический и антарктический НИИ (ААНИИ)7. Архивные материалы позволяют установить причину, благодаря которой началось его сотрудничество с этим учреждением. С 1 марта 1935 г. в ВАИ было создано кораблестроительное исследовательское бюро, основными задачами которого было изучение вопросов, связанных с арктическим судостроением, и обеспечение проектирования ледоколов и судов ледового плавания. К ним относились вопросы обеспечения прочности корпуса судна при плавании во льдах и необходимой для этого мощности энергетических установок, а также определения упора гребных винтов8. В самом начале существования бюро в его составе практически отсутствовали специалисты-кораблестроители, поэтому бюро активно сотрудничало с различными судостроительными организациями, в первую очередь с Научно-исследовательским институтом судостроения. В 1936 г. на имя директора ВАИ Р. Л. Сомойловича поступило письмо от заместителя начальника управления морского и речного транспорта Ф. И. Дриго и руководителя группы морского судостроения И. К. Сморгонского. В этом письме, в частности, говорилось следующее: 7. Белкин В. П., Безукладов В. Ф. Жизнь и деятельность Юлиана Александровича Шиманского // Жизнь, отданная судостроению… С. 9–22.

8. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Ф. Р-369. Оп. 11. Д. 141. Л. 1

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 746

Readers community rating: votes 0

1. Basin, A. M., and Miniovich, I. Ia. (1963) Teoriia i raschet grebnykh vintov [Theory and Calculation of Propellers]. Leningrad: Sudpromgiz.

2. Belkin, V. P., and Bezukladov, V. F. (1973) Zhiznʼ i deiatelʼnostʼ Iuliana Aleksandrovicha Shimanskogo [The Life and Work of Yulian Alexandrovich Shimansky], in: Bezukladov, V. F.etc. (ed.) Zhiznʼ, otdannaia sudostroeniiu. Vospominaniia ob akademike Iuliane Aleksandroviche Shimanskom [A Life Devoted to Shipbuilding. Reminiscences about Academician Yulian Alexandrovich Shimansky]. Leningrad: Sudostroenie, pp. 9–22.

3. Belov, M. I. (1969) Nauchnoe i khoziaistvennoe osvoenie Sovetskogo Severa. 1933–1945 gg. [Scientific and Economic Explorationt of the Soviet North. 1933–1945]. Leningrad: Gidrometeoizdat.

4. Bezukladov, V. F. etc. (ed.) (1973) Zhiznʼ, otdannaia sudostroeniiu: vospominaniia ob akademike Iu. A. Shimanskom [A Life Devoted to Shipbuilding. Reminiscences about Academician Yulian Alexandrovich Shimansky]. Leningrad: Sudostroenie.

5. Bock und Polach, R. U. F., von, Ettema, R., Gralher, S., Kellner, L., and Stender, M. (2019) The Non-Linear Behavior of Aqueous Model Ice in Downward Flexure, Cold Regions Science and Technology, vol. 165.

6. Bronnikov, A. V. (1959) Issledovanie soprotivleniia transportnogo sudna pri dvizhenii v bitykh lʼdakh [Investigation of the Resistance of a Transport Vessel When Moving in Broken Ice], Trudy Leningradskogo korablestroitelʼnogo instituta, no. 27, pp. 45–50.

7. Gramuzov, E. M., and Kalinina, N. V. (1998) Dvizhenie ledokola nabegami v tolstom sploshnom ledianom pole [Ramming of the Icebreaker in a Thick Continuous Field Ice], in: Fizicheskie tekhnologii v mashinostroenii. Nizhnii Novgorod: NGTU, pp. 145–152.

8. Ionov, B. P. (1988) Ledovoe soprotivlenie i ego sostavliaiushchie [Ice Resistance and Its Components]. Leningrad: Gidrometeoizdat.

9. Ionov, B. P., and Gramuzov, E. M. (2013) Ledovaia khodkostʼ sudov [Ice Propulsion Performance of Ships]. Sankt-Peterburg: Sudostroenie, 2013.

10. Jones, S. J. (1989) A Review of Ship Performance in Level Ice, in: Proceedings of the 8th International Conference on Offshore Mechanics and Arctic Engineering. Hague, Netherlands, March 19–23, 1989, vol. 4, pp. 325–342.

11. Kashtelian, V. I. (1960) Ispolʼzovanie modelʼnykh ispytanii dlia opredeleniia soprotivleniia sudna pri dvizhenii v sploshnykh lʼdakh [The Use of Model Tests to Determine the Resistance of a Vessel When Moving in Continuous Ice], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 237, pp. 30–45.

12. Kashtelian, V. I. (1960) Priblizhennoe opredelenie usilii, razrushaiushchikh ledianoi pokrov [Approximate Determination of Ice Breaking Forces], Problemy Arktiki i Antarktiki, no. 5, pp. 71–76.

13. Kashtelian, V. I. (1973) Metody otsenki ledovoi khodkosti sudna v sploshnykh lʼdakh [Methods for Assessing Ice Propulsion in Solid Ice], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 309, pp. 5–17.

14. Kashtelian, V. I., Pozniak, I. I., and Ryvlin, A. Ia. (1968) Soprotivlenie lʼda dvizheniiu sudna [Ice Resistance to Shipʼs Motion]. Leningrad: Sudostroenie.

15. Khanovich, I. G. (1978) Iulian Aleksandrovich Shimanskii (1883–1962) [Yulian Alexandrovich Shimansky (1883 – 1962)]. Moskva: Nauka.

16. Kheisin, D. E. (1960) Prochnostʼ ledianogo pokrova pod deistviem nagruzki, prilozhennoi k ego kromke [The Strength of Ice Sheet under the Stress of Force Applied to Its Edge], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 237, pp. 133–152.

17. Klementʼeva, N. Iu., and Sazonov, K. E. (2011) O razrushenii konsolʼnykh balok modelirovannogo lʼda [On the Destruction of Cantilever Beams of Simulated Ice], Trudy Tsentralʼnogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta im. akad. A. N. Krylova, no. 63 (347), pp. 18–26.

18. Lavrov, V. V. (1969) Deformatsiia i prochnostʼ lʼda [Ice Deformation and Strength]. Leningrad: Gidrometeoizdat.

19. Maksutov, D. D. (1973) Soprotivlenie lʼda dvizheniiu transportnykh sudov [Ice Resistance to the Movement of Transport Vessels], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 309, pp. 27–35.

20. Maslov, A. I. (1937) Opyt rascheta vneshnikh usilii, deistvuiushchikh na korpus sudna v ledovykh usloviiakh [Calculation of External Forces Acting on the Hull in Ice Conditions], Trudy Vsesoiuznogo nauchnogo inzhenerno-tekhnicheskogo obshchestva sudostroeniia, vol. 2, no. 3, pp. 129–132.

21. Nazarov, V. S. (1946) Rezulʼtaty sravnitelʼnykh ispytanii modeli ledokola novogo tipa [The Results of Comparative Tests of a New Type of Icebreaker Model], Morskoi flot, no. 5–6, pp. 12–15.

22. Nogid, L. M. (1951) O modelirovanii dvizheniia ledokola v ledianom pole [On Modeling an Icebreakers’ Motion in Field Ice], Problemy Arktiki, no. 1, pp. 116–127.

23. Nogid, L. M. (1959) Modelirovanie dvizheniia sudna v sploshnom ledianom pole i bitykh lʼdakh [Simulation of Vessel Movement in Continuous Field Ice and Broken Ice], Trudy Leningradskogo korablestroitelʼnogo instituta, no. 28, no. 45–62.

24. Nogid, L. M. (1959) Soprotivlenie dvizheniiu ledokola v bitykh lʼdakh po dannym modelʼnykh ispytanii 1949–1951 gg. [Resistance to Icebreaker Movement in Broken Ice Based on 1949–1951 Model Tests], Trudy Leningradskogo korablestroitelʼnogo instituta, no. 27, pp. 83–89.

25. Popov, Iu. N., Faddeev, O. V., Kheisin, D. E., and Iakovlev, A. A. (1967) Prochnostʼ sudov, plavaiushchikh vo lʼdakh [The Strength of Vessels Navigating in Ice]. Leningrad: Sudostroenie.

26. Ryvlin, A. Ia. (1960) Soprotivlenie bitogo lʼda dvizheniiu ledokola [Resistance of Broken Ice to Icebreaker’s Movement], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 237, pp. 82–98.

27. Sazonov, K. E. (2009) Istoriia razvitiia metodov rascheta ledovogo soprotivleniia sudna [The History of the Development of Methods for Calculating Ice Resistance of a Vessel], Morskoi vestnik, no. 3, pp. 83–89.

28. Sazonov, K. E. (2010) Rolʼ V. Fruda v sozdanii teorii korablia [The Role of W. Froude in the Creation of Ship Theory], Sudostroenie, no. 5, pp. 61–66.

29. Sazonov, K. E. (2012) Nachalʼnyi etap stanovleniia ledovoi prochnosti sudov [The Initial Stage of Formation of the Ships’ Ice Strength], Morskoi vestnik, no. 2 (42), pp. 91–94.

30. Sazonov, K. E. (2013) Razvitie morskoi ledotekhniki v Rossii: istoriia i sovremennostʼ [The Development of Sea Ice Engineering in Russia: History and Modernity], Arktika: ekologiia i ekonomika, no. 2 (10), pp. 92–103.

31. Sazonov, K. E. (2016) K voprosu o korrektirovke dannykh khodovykh naturnykh ispytanii sudov v ledovykh usloviiakh [Revisiting the Adjustment of the Data of Field Trials of Vessels in Ice Conditions], Problemy Arktiki i Antarktiki, no. 3 (109), pp. 94–99.

32. Sazonov, K. E. (2016) Obosnovanie metodov korrektsii rezulʼtatov modelʼnykh eksperimentov po opredeleniiu ledovogo soprotivleniia sudna [Substantiation of Methods for Correction of the Results of Model Experiments Conducted to Determine a Vessel’s Ice Resistance], Trudy Krylovskogo gosudarstvennogo nauchnogo tsentra, no. 92 (376), pp. 93–108.

33. Sazonov, K. E. (2017) Otsenka predelʼnoi tolshchiny lʼda, preodolevaemoi ledokolom pri rabote nabegami [Estimation of Maximum Ice Thickness, Penetrated by an Icebreaker’s Ramming], Sudostroenie, no. 4, pp. 9–11.

34. Shimanskii, Iu. A. (1938) Uslovnye izmeriteli ledovykh kachestv sudna [Conventional Indicators of a Vessel’s Ice Performance], Trudy Arkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 130. pp. 1–60.

35. Shimanskii, Iu. A. (1951) Metodika modelirovaniia dvizheniia ledokola v sploshnom ledianom pole [Methodology for Modeling Icebreaker Movement in Continuous Field Ice], Problemy Arktiki, no. 1, pp. 98–115.

36. Shimanskii, Iu. A. (1960) Teoriia modelirovaniia dvizheniia sudna v sploshnom ledianom pole [Theory of Modeling the Motion of a Ship in Continuous Field Ice], Trudy Arkticheskogo i Antarkticheskogo nauchno-issledovatelʼskogo instituta, vol. 237, pp. 9–29.

37. Shimanskii, Iu. A. (ed.) (1958) Pamiati Alekseia Nikolaevicha Krylova [Aleksey Nikolaevich Krylov. In Memoriam]. Moskva: Izdatelʼstvo AN SSSR.

38. Vinogradov, I. V. (1945) Suda ledovogo plavaniia [Ice Vessels]. Moskva: Oborongiz, Glavnaia redaktsiia literatury po sudostroeniiu.

Система Orphus

Loading...
Up