Ногинский трамвай: грядущий юбилей без юбиляра

 
Код статьиS020596060014107-9-1
DOI10.31857/S020596060014107-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Москва, ул. Балтийская, д.14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 42 №1
Страницы29-45
Аннотация

В статье рассматривается по-своему уникальная и в то же время достаточно типичная для Российской империи – СССР – Российской Федерации история трамвайного предприятия подмосковного города Ногинска (до 1930 г. – Богородска), которое стало вторым (после Баку) предприятием такого рода, открытым в советское время. Рассматриваются причины создания богородской трамвайной системы и ход ее строительства, восприятие начала движения трамвая жителями Богородска и возможное отражение этого события в художественной литературе («Двенадцать стульев» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова), технические особенности трамвайной системы и ее развитие на протяжении десятилетий, динамика обновления подвижного состава. К сожалению, к собственномустолетию ногинский трамвай движется в состоянии фактической ликвидации, хотя и существующим де-юре. Тем не менее, кроме проблем с финансированием, ничто не мешает, в принципе, восстановлению, а точнее строительству, новой трамвайной сети в Ногинске в соответствии с современными требованиями, и автор данной статьи хотел бы внести свой посильный вклад в реализацию этой идеи.

Ключевые словатрамвай, Богородск (Ногинск), история, техника, туризм
Получено27.03.2021
Дата публикации29.03.2021
Кол-во символов39922
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 2 марта 1924 г. в крупном промышленном центре Подмосковья Богородске (с 1930 г. – Ногинск) была торжественно открыта трамвайная линия. Она стала второй (после Баку) электротранспортной системой, созданной в СССР всецело при новой советской власти. Открытая до того в 1922 г. в Старой Руссе трамвайная система не была совершенно новой – она использовала оборудование трамвайного хозяйства, эвакуированного туда во время Первой мировой войны из города Кемери (Латвия)1. 1. См.: Атлас городского электротранспорта Российской Федерации / Ред. М. Денщик, О. Бодня. Краснодар: Традиция, 2016.
2 О причинах создания богородского трамвая и ходе его строительства газета «Правда» писала следующее:
3 «Вот что побудило приступить к постройке трамвая [в Богородске]. Необходимо было использовать 2.000 рабочих закрытой Истомкинской текстильной фабрики на Глуховской фабрике, находящейся на расстоянии 6–7 верст от первой. Сначала возникла мысль построить новые общежития для перебрасываемых с Истомкинской фабрики рабочих, но это требовало продолжительного срока и огромных затрат. Тогда решено было построить электрический трамвай, который можно было бы использовать для перевозки грузов (до 1.000.000 п[удов] топлива) из района Истомкинской фабрики на Глуховскую, а также с последней к ст. Богородск. Эти два обстоятельства – перевозка рабочих на работу и переброска грузов – создают экономическую базу для нормальной эксплуатации трамвая. Кроме этого, трамвай имеет большое значение для пролетарского населения огромной Глуховской фабрики и гор. Богородска, смягчая ощущавшийся в последнее время довольно остро жилищный кризис соединением с рядом местностей, находившихся на далеком расстоянии от фабрик. Постройка трамвая была решена в мае, начата же она была в июле [19]23 г. Для проведения работ и финансирования их решено было организовать акционерное о-во в составе Богородско-Щелковского треста (заинтересованного в перевозке рабочих и переброске грузов), Эльмаштреста и Богородского уисполкома. Несмотря на крайне тяжелые материальные условия, при косности некоторых организаций, эту работу удалось провести в очень короткий срок. Все работы по постройке велись исключительно хозяйственным путем, при активном участии ленинградского Эльмаштреста. В настоящее время совершенно закончена постройка трамвайной линии, трамвайного парка на 16 вагонов и электрической подстанции (электрическая энергия получается от МОГЭС). Кроме того, в наличности имеются уже 4 моторных вагона (постройки Мытищинского завода с электрооборудованием Эльмаштреста). В ближайшее время будут готовы еще 4 вагона. Остальные 8 вагонов будут готовы в мае-июне мес. с. г. Необходимо указать, что все работы были проведены в рекордный срок – 5–6 месяцев. Огромное значение для дела постройки сыграла энергия идейного вдохновителя трамвая – тов. Стюнкеля и строителя-инженера С. Тыртова. Необходимо также отметить огромное содействие постройке трамвая, оказанное богородскими партийными и советскими организациями, а также директором Глуховской фабрики тов. Четвериковым и инженерами этой фабрики Панкрашиным и Барто. Итак, не в крупном центре, в рабочем городке и для рабочих советской властью построен трамвай. Трудно передать тот интерес и волнение, с которыми пролетарии Богородского района следят за постройкой своего трамвая, который должен обслуживать их нужды. Недавно открылся трамвай в Баку, теперь в Богородске, за кем же следующая очередь?2 2. Франкфурт С. 2-й советский трамвай // Правда. 2 марта 1924 г. С. 5.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 281

Оценка читателей: голосов 0

1. Bodnia, O., and Denshchik, M. (eds.) (2016) Atlas gorodskogo elektrotransporta Rossiiskoi Federatsii [Atlas of Urban Electric Transport in the Russian Federation]. Krasnodar: Traditsiia, 2016.

2. Borodina, E. (2019) S perspektivoi na razvitie. Rekonstruktsia tsentralТnoi chasti Noginska polozhit nachalo masshtabnym meropriiatiiam po sozdaniiu komfortnoi gorodskoi sredy [With a Prospect for Redevelopment. The Renovation of Downtown Noginsk Will Set the Stage for Major Efforts Aimed at Creating Comfortable Urban Environment], Bogorodskie vesti (Noginsk), January 24, p. 1.

3. Dubrovskii (1924) Bogorodskii tramvai (beseda s zam. zav. obshchim otdelom Uispolkoma tov. Spulanovym) [The Bogorodsk Tram (A Conversation with Deputy Head of the General Department of the Uyezd Executive Committee, Comrade Spulanov), Golos rabochego (Bogorodsk), February 27, p. 1.

4. Frankfurt, S. (1924) 2-i sovetskii tramvai [The 2nd Soviet Tram], Pravda, March 2, p. 5.

5. Il'f, I. A., and Petrov, E. P. (1961) Dvenadtsat' stul'ev (The Twelve Chairs), in: IlТf, I. A., and Petrov, E. P. Sobranie sochinenii v 5 t. [Collected Works in 5 vols.]. Moskva: Goslitizdat, vol. 1.

6. Moskovskie gorodskie zheleznie dorogi. Al'bom sooruzhenii [Moscow Urban Railways. The Album of Facilities] (1912). Moskva, 1912.

7. Poiasnitel'naia zapiska k proektu elektricheskoi zheleznoi dorogi oblegchennogo tipa Moskva Ц Bogorodsk [An Explanatory Note to the Project of the Light Electric Railway Moscow – Bogorodsk] (1912). Moskva.

8. Semenov, N. M. (1984) Relikvii Oktiabria [The Relics of the October], StroitelТstvo i arkhitektura Moskvy, no. 10, p. 29.

9. Semenov, N. M. (1984). Moskovskii tramvai (problemy sokhraneniia pamiatnikov gorodskogo transporta) [The Moscow Tram (Problems of Preservation of the Monuments of Urban Transport)], in: Gavriushin, N. K., and Kuzin, A. A. (eds.) Pamiatniki nauki i techniki, 1984 [Monuments of Science and Technology, 1984]. Moskva: Nauka, pp. 98–104.

10. Semenov, N. M. (1988) Zvonki nad Podmoskoviem [Tram Bells over The Moscow Suburbs], Turist, no. 1, p. 31.

11. Semenov, N. M. (1989) A mozhet, vse-taki trolleibus? [Maybe, After All, a Trolleybus?], Znamia kommunizma (Noginsk), January, 21, p. 1.

12. Semyonov, N. (1994) The Noginsk (Bogorodsk) Tramway, Light Rail and Modern Tramway (UK), vol. 57, no. 677 (May), pp. 118–120.

13. Tramvai iz proshlogo [A Tram from the Past] (1987), GorТkovskaia pravda, July 21, p. 4.

14. Tuvaeva, L. V. (1989) Priglasite turistov [Invite the Tourists], Leninskoe znamia, March 1, p. 1.

15. Zamorozhennyi iubiliar [A Frozen Hero of the Anniversary) (1994), Bogorodskie vesti (Noginsk), March 2, p. 1.

16. Zhuravlev, G. (1974). Tramvaiu polveka [50th Anniversary of the Tram], Znamia kommunizma (Noginsk), March 8, p. 4.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх