Коммуникативно-социальный опыт женщины в пространстве традиционной культуры (на примере произведений Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и Лу Синя «Моление о счастье»)

 
Код статьиS023620070005972-6-1
DOI10.31857/S023620070005972-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт иностранных языков при Столичном педагогическом университете
Адрес: КНР, 100048 Пекин, Северная ул. Западного третьего кольца, № 105
Должность: Профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №4
Страницы156-175
Аннотация

Исследованы сакральные коммуникативные практики женщины в пространстве традиционного образа жизни, представленные в произведениях современной российской писательницы Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и китайского литератора XX века Лу Синя «Моление о счастье». Показано, что посредством раскрытия образов главных героинь авторы демонстрируют универсальность проблем жизненного мира «маленького человека», обращая при этом особое внимание, как религиозные верования, народные предрассудки и обусловленное ими общественное мнение управляют поведением женщины в рамках традиционной культуры и как сквозь призму сакральных образов и представлений женщина воспринимает окружающий социальный и природный мир. Подчеркивается обусловленность сакральных коммуникативных практик этнокультурными ценностями и этнопсихологическими установками. На основе проведенного сравнительного анализа двух произведений выявляются особенности основных способов взаимодействия женщины традиционного типа с различными сегментами сакрального пространства. Рассматриваются типы ее взаимодействия с миром богов и духов (религиозно-духовный, анимистический, магический), а также отличительные черты сакрализации субъектов социальной коммуникации. Анимистические представления, доминирующие в картине мира главных героинь Зулейхи и Сян-линь, основаны на древней мифологии и языческих ценностях, характеризующих соответственно татарскую и китайскую традиционные этнические культуры. Священно-религиозные представления являются проекциями социальных отношений и в то же время образы, мифы и символы сакрального пространства проецируются на сферу повседневной жизни. Коммуникативные практики женщины, описанные Г.Ш. Яхиной и Лу Синем, анализируются в их взаимосвязи с элементами пространства обыденной, повседневной жизни и сферы духовно-религиозных представлений.

Ключевые словасакральная коммуникация, традиционная женщина, этнокультурная традиция, традиционный уклад жизни, коммуникативные практики, Лу Синь, Г.Ш. Яхина
Получено24.07.2019
Дата публикации30.07.2019
Кол-во символов37340
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1731

Оценка читателей: голосов 0

1. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей-Гайд, 1999.

2. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение / сочинение монаха Иакинфа. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1840. С. 391–392.

3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.

4. Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000.

5. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. и предисл. Н.А. Спешнева. М.: Вост. лит., 2010.

6. Лу Синь. Моление о счастье / пер. с кит. Ал. Рогачева // Лу Синь. Избранное / вступ. ст. Н. Федоренко; пер. с кит. под ред. Вл. Рогова. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. С. 130–149.

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель: АСТ: Дизайн. Информация. Картография, 2000.

8. Малявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М.: Наука, 1985. С. 11–78.

9. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2011.

10. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. М.: Наталис: Рипол классик, 2006.

11. Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.

12. 常人春 著,老北京的风俗,北京:北京燕山出版社, 1996年。第93-97 页。Чан Жэньчунь. Обычаи и нравы старого Пекина. Пекин: Бэйцзин яньшань чубаньшэ, 1996. С. 93–97. (На кит.).

13. 古泽尔·雅辛娜 ﹝俄罗斯﹞著,张杰, 谢云才 译。《祖列依哈睁开了眼睛》,北京:人民文学出版社, 2017年。495页. Яхина Г. Зулейха открывает глаза / пер. с рус. Чжан Цзе, Се Юаньцай. Пекин: Жэньмин вэньсюе чубаньшэ, 2017. (На кит.).

14. 李宗英,张梦阳编。六十年来鲁迅研究论文选(下)。北京:中国社会科学出版社,1982年。81-82 页. Ли Цзунъин, Чжан Мэнъян. Исследовательские очерки творчества Лу Синя за последние 60 лет: в 2 ч. Ч. 2. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1982. С. 81–82. (На кит.).

15. 张晓华 主编。中国传统节日文化研究。北京:中国青年出版社, 2007年。第117 页。Исследование культуры традиционных китайских праздников / под ред. Чжан Сяохуа. Пекин: Чжунго циньнянь чубаньшэ, 2007. (На кит.).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх