«Эфиопы» и образ «эфиопа» в монашеской литературе Египта IV–V вв.

 
Код статьиS032103910001280-1-1
DOI10.31857/S032103910001280-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центр египтологических исследований РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 78 Выпуск 3
Страницы644-664
Аннотация

Статья посвящена исследованию сведений о жителях Черной Африки, встречаемых в агиографической литературе Египта периода поздней античности. Все данные могут быть отнесены к четырем основным темам: сведения о чернокожих монахах, данные о контактах местного населения c негроидами, сведения о нападениях соседних племен (прежде всего, ноба и блеммиев) и сведения о демонах, посещающих монахов в виде «эфиопов». Особое внимание в статье обращено на последнюю тему, проанализирована связь между появлением этого агиографического «топоса» и представлениями о негроидах, бытовавшими в Египте в позднеантичный период.

Ключевые словапоздняя античность, египетское монашество, агиография, коптская литература, образ «чужого»
Получено03.10.2018
Дата публикации11.10.2018
Кол-во символов49290
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1849

Оценка читателей: голосов 0

1. Alland, K., Black, M. et al. (eds.) 1994: The Greek New Testament. Stuttgart.

2. Amélineau, E. 1895: Monuments pour servir à l’histoire de l’Égypte chrétienne. (Mémoires publiés par les membres de la Mission archéologique française au Caire, 4/2). Paris.

3. Bagnall, R.S. 1993: Egypt in Late Antiquity. Princeton.

4. Bartelink, G.J.M. (ed.), 1994: Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine. (SC 400). Paris.

5. Берзина С.Я. Мероэ и окружающий мир I–VIII вв. н.э. М.

6. Bhabha, Н. 1994: The Locaton of Culture. London.

7. Bianchi, R.S. 1982: Perser in Ägypten. In: Lexicon der Ägyptologie 4, 943–951.

8. Bingen, J. 1983: Les Thrace en Égypte ptolémaïque. Pulpudeva. Semaines philippopolitaines de l'histoire et de la culture thrace 4, 72–79.

9. Болотов, В.В. Из церковной истории Египта. Вып. 2. СПб.

10. Brakke, D. 2001: Ethiopian demons: Male sexuaity, the black-skinned other, and the monastic self. Journal of the History of Sexuality 10/3–4, 501–535.

11. Brakke, D. 2006: Demons and the Making of the Monk. Spiritual Combat in Early Christianity. Cambridge (MA)–London.

12. Bresson, A. 1980: Rhodes, l'Hellénion et le statut de Naucratis (VI–IV s. av. n. é). Dialogues d'histoire ancienne 6, 291–349.

13. Budge, E.A. Wallis (ed.) 1915: Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. Oxford.

14. Butler, C. 1898–1904: The Lausiac History of Palladius. I–II. (Texts und Studies V–VI). Cambridge.

15. Читти, Д. Град пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб.

16. Cook, R.M. 1937: Amasis and the Greeks in Egypt. Journal of Hellenic Studies 57, 227–237.

17. Crum, W.E. 1979: A Coptic Dictionary. Compiled with the help of many scholars by W.E. Crum. Oxford.

18. Dahlman, B. (ed.) 2007: Saint Daniel of Scetis. A Group of Hagiographic Texts Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Uppsala.

19. Dana, D. 2003: Les Daces dans les ostraca du désert Oriental de l’Égypte. Morphologie des noms daces. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 143, 2003, 166–186.

20. Dölger, F. 1918: Die Sonne der Gerechtigkeit und der Schwarze. Münster.

21. Дрейер, О.К. (отв. ред.). История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия. Составители: С.Я. Берзина, Л.Е. Куббель. М.

22. Edwards, D.N. 2004: The Nubian Past. An archaeology of Sudan. London–New York.

23. Еланская, А.И. (изд.). Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. Спб.

24. Festugière, A.-J. (ed.) 1961: Historia monachorum in Aegypto. Édition critique du texte grec. Bruxelles (SH 34).

25. Фихман, И.Ф. Введение в документальную папирологию. М.

26. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб.

27. Gascou, J. (ed.) 1994: Un codex fiscal hermopolite (P. Sorb. II 69). (American Studies in Papyrology 32). Atlanta.

28. Гуревич, А.Я. (отв. ред.). Одиссей. Человек в истории. 1993: Образ «другого» в культуре.

29. Halkin, Fr. (ed.) 1932: S. Pachomii vitae graecae. Bruxelles (SH 19).

30. Helck, W.H. 1975: Fremde in Ägypten. In: Lexicon der Ägyptologie 2, 306–310.

31. Иванов, С.А. Душеполезная история о раскаявшемся разбойнике (BHG, 1450m). Византийский Временник 60 (85), 247–253.

32. Kasser, R. 1967: Kellia 1965. Topographie génerale, mensurations et fouilles aux Qouçoûr 'Îsâ et aux Qouçoûr el-'Abîd, mensurations aux Qouçour̂ el-'Izeila. Première expédition archéologique de l'Université de Genève au site copte appelé Kellia, en Basse-Égypte occidentale. Genève.

33. Хосроев А.Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. Санкт-Петербург–Кишинев–Париж.

34. Kortenbeutel, H. 1938: Germanen in Ägypten. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Abt. Kairo 8, 177–184.

35. Łajtar, A., van der Vliet, J. (eds.) 2010: Qasr Ibrim. The Greek and Coptic Inscriptions. Warsaw.

36. Лазарев, В.Н. История византийской живописи. Т. I. М.

37. Leipoldt, J. (ed.) 1906: Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia. (CSCO 41. Scriptores Coptici, Ser. 2. T. 2). Paris.

38. Leipoldt, J. (ed.) 1908: Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia. (CSCO 42. Scriptores Coptici, Ser. 2. T. 4). Leipzig.

39. Лучицкая, С.И. Образ другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.

40. Luisier, Ph. 1999: [Review] Gascou 1994. Orientalia Christiana Periodica 65/2, 478–480.

41. Malingery, A.-M., Leclerque, Ph. (ed.) 1988: Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. I–II (SC 341–342). Paris.

42. Mallet, D. 1922: Les rapport des Grecs avec l'Égypt (de la conquête de Cambyses, 525, à celle d'Alexandrie, 331). (MIFAO, 48). Le Caire.

43. Maspero, J. 1932: Fouilles exécutées à Baouît par J. Maspero. Notes mises en ordre et éditées par E. Drioton. (MIFAO, 39). Le Caire.

44. Mihailov, G. 1968: Les Thraces en Égypte. Linguistic balcanique 13/1, 31–44.

45. Mullachius, Fr.G.A. 1867: Fragmenta philosophorum graecorum. T. 2. Parisiis.

46. Nagel, M. 1974: Un samaritain dans l'Arsinoïte au II siècle après J.-C. (à propos du nom Sambas). Chronique d'Égypte 49, 356–365.

47. Нахов, И.М. (изд.). Антология кинизма: Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион. M.

48. Nau, F. 1908: Histoires des solitaires égyptiens. Revue de l’Orient chrétien 13, 47–57; 266–283.

49. Nugent, A. 1998: Black Demons in the Desert. The American Benedictine Review 49, 209–221.

50. Oates, J.F. 1980: Arabs in Ptolemaic Egypt. In: XVI International Congress of Papyrology New York, 24–31 July 1980, Abstracts. New York, 31.

51. Obłuski, A. 2014: The Rise of Nobatia. Social Changes in Nothern Nubia in Late Antiquity. Warsaw.

52. Papadopulos, T. 1966: Africanobyzantina. Byzantine Influence on Negro-Sudanese Culture. Athens.

53. Pichery, E. (ed.) 1955: Jean Cassien. Conférences. I–VII. (SC 42). Paris.

54. Pichery, E. (ed.) 1958: Jean Cassien. Conférences. VIII–XVII. (SC 54). Paris.

55. Полторак, С.Н. (отв. ред.). «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании. Материалы научной конференции. СПб.

56. Полякова, С.В. (пер.): Византийские легенды. М.

57. Prigent, P., Kraft, R.A. (ed.) 1971: Epître de Barnabé. (SC 172). Paris.

58. Regnault, L. 1977: Les sentences des Pères du désert. Nouvau recueil. Solesmes.

59. Regnault, L. 1985: Les sentences des Pères du désert. Série des anonymes. Solesmes.

60. Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М.

61. Репина, Л.П. Межкультурный диалог в историческом контексте. В сб.: Копелевские чтения 2007. Россия и Германия: диалог культур. Липецк, 69–94.

62. Репина, Л.П. «Национальный характер» и «образ Другого». Диалог со временем 39, 9–19.

63. Rossi, F. 1886: Trascrizione di tre manoscritti Copti del Museo Egizio di Torino, con traduzione italiana. Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Serie II. XXXVII, 67–84.

64. Schulz-Flügel, E. (ed.) 1990: Tyrannus Rufinus. Historia monachorum sive de vita sanctorum patrum. Berlin.

65. Schwartz, J. 1953: Les Palmyréens en Égypte. Bulletin de la Société archéologique d'Alexandrie 40, 63–81.

66. Шукуров, Р.М. (отв. ред). Чужое. Опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. М.

67. Snowden, F.M.Jr. 1970: Blacks in Antiquity: Ethiopians in Greco-Roman Experience. Cambridge (MA).

68. Sophocles, E.A. 1914: Greek-Lexicon of the Roman and Byzantine Period. Leipzig.

69. Steidle, B. 1958: Der schwarze kleine Knabe in der Alten Mönchserzählung. Benediktinische Monastsschrift 34, 339–350.

70. Струве, В.В. Подлинная причина разрушения иудейского храма в Элефантине в 410 г. до н.э. ВДИ 4, 99–119.

71. Сванидзе, А.А. «Свой» и «чужой» в процессе общественных игр. В сб.: От Средних веков к Возрождению. СПб., 180–185.

72. Thompson (Crawford), D.J. 1984: The Idumaeans of Memphis and the Ptolemaic Politeumata. In: Atti dell'XVII Congresso Internazionale di Papirologia (Napoli 19–26 maggio 1983). 3 vols. Napoli, 1069–1075.

73. Trynkowski, J., Wipszycka, E. 1965: Les Daces dans les papyrus. Archeologia 16, 233–234.

74. Vaggi, G. 1937: Siria e Siri nei documenti dell'Egitto greco-romano. Aegyptus 17, 29–51.

75. Волков, И.М. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р.Х. М.

76. Winnicki, J.K 2009: Late Egypt and Her Neighbours: Foreign Population in Egypt in the First Milenium BC. Warsaw.

77. Желтова, Е.В. (изд.). Житие Андрея Юродивого. Спб.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх