R. Gagné. Cosmography and the Idea of Hyperborea in Ancient Greece. A Philology of Worlds. Cambridge, 2021

 
PIIS032103910019003-6-1
DOI10.31857/S032103910019003-6
Publication type Review
Source material for review R. Gagné. Cosmography and the Idea of Hyperborea in Ancient Greece. A Philology of Worlds. Cambridge, 2021
Status Published
Authors
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Institute of World History, RAS
Russia Petrozavodsk State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 83 Issue 1
Pages207-215
Abstract

          

Keywords
Received01.03.2022
Publication date29.03.2023
Number of characters34076
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Книга Рено Ганье, профессора Кембриджского университета, продолжает серию его трудов в области античной литературы и религии1. Этот труд, как видно из заглавия, посвящен образу гипербореев и идее Гипербореи в античной литературе, а также филологическому осмыслению космографических аспектов этого мифологического дискурса. Существует много частных исследований, посвященных этому загадочному народу, но никогда эта тема не рассматривалась на монографическом уровне, предполагающем многоаспектность исследования. И в самом деле, концепт Гипербореи прослеживается здесь в самых разных жанрах и на протяжении всей истории греческого восприятия этого концепта – от архаического до императорского. 1. См. его книги: Ancestral Fault in Ancient Greece (Cambridge, 2013); Choral Meditations in Greek Tragedy (Cambridge, 2013; в соавторстве с M. Hopman); Sacrifices humains (Liège, 2013; в соавторстве с P. Bonnechere); Regimes of Comparatism: Frameworks of Comparison in History, Religion and Anthropology (Leiden, 2018; в соавторстве с S. Goldhill и G.E.R. Lloyd); Les dieux d’Homère II. Anthropomorphismes (Paris, 2019; в соавторстве с M. Herrero de Jáuregui).
2 Уже Введение к книге называется “Cosmography”, и первая фраза звучит почти провокационно: “Pindar is a cosmographer” (c. 1). Далее автор показывает, как прославление победителей в спортивных состязаниях в эпиникиях Пиндара образует «песенные тропы» (“paths of song”), отражающие пространственную структуру мира, включая богов и людей, и соединяющие мир автора и мир аудитории с возможными мирами нарратива. К одному из таких миров и принадлежит крайний предел ойкумены – Гиперборея, отвечающая стремлению Пиндара вписать близкий мир в пространство всего мира. Под космографией Ганье понимает, как он пишет во Введении, «риторику космологии», т.е. искусство придумывания миров, включая «космографию культа» и «космографию литературы». Уже здесь видна та многоаспектность исследования, которая характерна для книги Ганье.
3 В первом разделе Введения, который называется “A Hyperborean Tree” (с. 4–24), автор анализирует 3-ю Олимпийскую оду Пиндара в качестве конкретного примера «филологии космографии». В этой оде поэт рассказывает миф о путешествии Геракла в страну гипербореев, служителей Аполлона, и о доставке оттуда в Олимпию оливкового дерева, которое должно было давать тень спортсменам и увенчивать победителей своей листвой (Pind. Ol. 3. 9–35). Кстати, этот эпизод «истории» Олимпии и ее игр не упоминает ни один другой античный автор.
4 Подробный анализ композиции и смыслов сложного метафорического текста оды (написана в 476 г.) показывает, как именно встраивает поэт хвалу Ферону в общий космологический контекст. И здесь мы сталкиваемся не только с «космографией литературы», но и, возможно, с «космографией политики», поскольку Ганье усматривает в оливковом дереве, принесенном Гераклом из Гипербореи в Олимпию, некий противовес политике и идеологии ионийско-афинско-делосского объединения (478 г. – образование Делосской Лиги), в центре которого, на Делосе, «гиперборейские дары», и в частности оливковое дерево, воспринимались как символическое начало всех начал (в том числе, по предположению Ганье, и знаменитого фороса объединенных в Лиге городов). Киренейская лань, которую Геракл будто бы настиг в Гиперборее, будучи также «находкой» Пиндара, в такой же степени служит космографическому осмыслению победы колесниц Ферона Акрагантского на Олимпийских играх, как и гиперборейская олива Геракла.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 245

Readers community rating: votes 0

1. Dan, A. 2012: Quand Apollon portait en vol au-delà des Scythes. Aristeas 6, 68–90.

2. Bonnechere, P., Gagné, R. 2013: Sacrifices humains. Liège.

3. Bianchetti, S. 2021: The Journey of Aristeas of Proconnesus. Aristey [Aristeas] 23, 66–82. Бьянкетти, С. Путешествие Аристея Проконнесского. Аристей 23, 66–82.

4. Bravo, B. 2007: Testi iniziatici da Olbia Pontica (VI e V sec. a.C.) e osservazioni su orfismo e religione civica. Palamedes 2, 55–92.

5. Burkert, W. 1994: Olbia and Apollo of Didyma: A New Oracle Text. In: J. Solomon (ed.), Apollo. Origins and Influence. Tucson–London, 49–60.

6. Descola, P. 2010: Cognition, Perception and Worlding. Interdisciplinary Science Reviews 35, 334–340.

7. Descola, P. 2014: La composition des mondes. Entretiens avec Pierre Charbonnier. Paris.

8. Gagné, R. 2013: Ancestral Fault in Ancient Greece. Cambridge.

9. Gagné, R., Goldhill, S., Lloyd, G.E.R. 2018: Regimes of Comparatism: Frameworks of Comparison in History, Religion and Anthropology. Leiden.

10. Gagné, R., Herrero de Jáuregui, M. 2019: Les dieux d’Homère II. Anthropomorphismes. Paris.

11. Gagné, R., Hopman, M.G. 2013: Choral Meditations in Greek Tragedy. Cambridge.

12. Herda, A. 2006: Der Apollon-Delphinios-Kult in Milet und die Neujahrprozession nach Didyma: ein neuer Kommentar der sog. Molpoi-Satzung. Mainz am Rhein.

13. Ivantchik, A.I. 1993: La datation du poème L’Arimaspée d’Aristéas de Proconnèse. L’Antiquité Classique 62, 35–67.

14. Jacoby, F. 1912: Hekataios aus Abdera. In: RE. Hlbd. 14, 2750–2769.

15. Morgan, J.R. 2009: Lucian’s True Histories and the Wonders beyond Thule of Antonius Diogenes. Classical Quarterly 35/2, 475–490.

16. Musbachova, V.T. 2012: On the Reliability of Herodotus’ Calculation of Aristeas Proconnesius’ Date. Aristey [Aristeas] 5, 21–52. Мусбахова, В.Т. К вопросу о достоверности свидетельства Геродота о времени жизни Аристея из Проконнесса и времени создания «Аримаспеи». Аристей 5, 21–52.

17. Podossinov, A.V. 2012: [Hekataeus of Abdera. “About the Hyperboreans”. Introduction, Publication of Ancient Greek and Latin Texts of Fragments, Russian Translation and Commentary]. In: A.V. Podossinov (ed.), Trudy kafedry drevnikh yazykov istoricheskogo fakul’teta MGU [Proceedings of the Department of Ancient Languages of the Faculty of History of Moscow State University]. Issue 3. Moscow, 146–185. Подосинов, А.В. Гекатей Абдерский. «О гипербореях». Введение, публикация древнегреческого и латинского текста фрагментов, русский перевод и комментарий. В сб.: А.В. Подосинов (ред.), Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ. Выпуск 3. М., 146–185.

18. Podossinov, A.V. 2021: [On Boreas, Pontos and the Ancient Garden of Phoibos: Some Remarks on the Sophoclean Geography of the European North]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/3, 699–712. Подосинов, А.В. О Борее, Понте и древнем саде Феба: замечания к географии европейского севера у Софокла. ВДИ 81/3, 699–712.

19. Rusyaeva, A.S. 1986: [Miletus – Didyma – Borysthenes – Olbia. The Colonization of the Lower Bug Region]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 25–64. Русяева, А.С. Милет – Дидимы – Борисфен – Ольвия. Проблемы колонизации Нижнего Побужья. ВДИ 2, 25–64.

20. Sheglov, D.A 2010: Aristeas of Proconnesus: Facts And Interpretations. Aristey [Aristeas] 1, 9–34. Щеглов, Д.А. Аристей из Проконнеса: факты и интерпретации. Аристей 1, 9–34.

21. Shnirelman, V. 2014: Hyperborea: the Arctic Myth of Contemporary Russian Radical Nationalists. Journal of Ethnology and Folkloristics 8/2, 121–138.

22. Zhmud’ L. 2016: Pythagoras Northern Connections: Zalmoxis, Abaris, Aristeas. Classical Quarterly 66/2, 446–462.

Система Orphus

Loading...
Up