R. Gagné. Cosmography and the Idea of Hyperborea in Ancient Greece. A Philology of Worlds. Cambridge, 2021

 
Код статьиS032103910019003-6-1
DOI10.31857/S032103910019003-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва R. Gagné. Cosmography and the Idea of Hyperborea in Ancient Greece. A Philology of Worlds. Cambridge, 2021
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Институт всеобщей истории РАН
Петрозаводский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 83 Выпуск 1
Страницы207-215
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено01.03.2022
Дата публикации29.03.2023
Кол-во символов34076
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Книга Рено Ганье, профессора Кембриджского университета, продолжает серию его трудов в области античной литературы и религии1. Этот труд, как видно из заглавия, посвящен образу гипербореев и идее Гипербореи в античной литературе, а также филологическому осмыслению космографических аспектов этого мифологического дискурса. Существует много частных исследований, посвященных этому загадочному народу, но никогда эта тема не рассматривалась на монографическом уровне, предполагающем многоаспектность исследования. И в самом деле, концепт Гипербореи прослеживается здесь в самых разных жанрах и на протяжении всей истории греческого восприятия этого концепта – от архаического до императорского. 1. См. его книги: Ancestral Fault in Ancient Greece (Cambridge, 2013); Choral Meditations in Greek Tragedy (Cambridge, 2013; в соавторстве с M. Hopman); Sacrifices humains (Liège, 2013; в соавторстве с P. Bonnechere); Regimes of Comparatism: Frameworks of Comparison in History, Religion and Anthropology (Leiden, 2018; в соавторстве с S. Goldhill и G.E.R. Lloyd); Les dieux d’Homère II. Anthropomorphismes (Paris, 2019; в соавторстве с M. Herrero de Jáuregui).
2 Уже Введение к книге называется “Cosmography”, и первая фраза звучит почти провокационно: “Pindar is a cosmographer” (c. 1). Далее автор показывает, как прославление победителей в спортивных состязаниях в эпиникиях Пиндара образует «песенные тропы» (“paths of song”), отражающие пространственную структуру мира, включая богов и людей, и соединяющие мир автора и мир аудитории с возможными мирами нарратива. К одному из таких миров и принадлежит крайний предел ойкумены – Гиперборея, отвечающая стремлению Пиндара вписать близкий мир в пространство всего мира. Под космографией Ганье понимает, как он пишет во Введении, «риторику космологии», т.е. искусство придумывания миров, включая «космографию культа» и «космографию литературы». Уже здесь видна та многоаспектность исследования, которая характерна для книги Ганье.
3 В первом разделе Введения, который называется “A Hyperborean Tree” (с. 4–24), автор анализирует 3-ю Олимпийскую оду Пиндара в качестве конкретного примера «филологии космографии». В этой оде поэт рассказывает миф о путешествии Геракла в страну гипербореев, служителей Аполлона, и о доставке оттуда в Олимпию оливкового дерева, которое должно было давать тень спортсменам и увенчивать победителей своей листвой (Pind. Ol. 3. 9–35). Кстати, этот эпизод «истории» Олимпии и ее игр не упоминает ни один другой античный автор.
4 Подробный анализ композиции и смыслов сложного метафорического текста оды (написана в 476 г.) показывает, как именно встраивает поэт хвалу Ферону в общий космологический контекст. И здесь мы сталкиваемся не только с «космографией литературы», но и, возможно, с «космографией политики», поскольку Ганье усматривает в оливковом дереве, принесенном Гераклом из Гипербореи в Олимпию, некий противовес политике и идеологии ионийско-афинско-делосского объединения (478 г. – образование Делосской Лиги), в центре которого, на Делосе, «гиперборейские дары», и в частности оливковое дерево, воспринимались как символическое начало всех начал (в том числе, по предположению Ганье, и знаменитого фороса объединенных в Лиге городов). Киренейская лань, которую Геракл будто бы настиг в Гиперборее, будучи также «находкой» Пиндара, в такой же степени служит космографическому осмыслению победы колесниц Ферона Акрагантского на Олимпийских играх, как и гиперборейская олива Геракла.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. Dan, A. 2012: Quand Apollon portait en vol au-delà des Scythes. Aristeas 6, 68–90.

2. Bonnechere, P., Gagné, R. 2013: Sacrifices humains. Liège.

3. Bianchetti, S. 2021: The Journey of Aristeas of Proconnesus. Aristey [Aristeas] 23, 66–82. Бьянкетти, С. Путешествие Аристея Проконнесского. Аристей 23, 66–82.

4. Bravo, B. 2007: Testi iniziatici da Olbia Pontica (VI e V sec. a.C.) e osservazioni su orfismo e religione civica. Palamedes 2, 55–92.

5. Burkert, W. 1994: Olbia and Apollo of Didyma: A New Oracle Text. In: J. Solomon (ed.), Apollo. Origins and Influence. Tucson–London, 49–60.

6. Descola, P. 2010: Cognition, Perception and Worlding. Interdisciplinary Science Reviews 35, 334–340.

7. Descola, P. 2014: La composition des mondes. Entretiens avec Pierre Charbonnier. Paris.

8. Gagné, R. 2013: Ancestral Fault in Ancient Greece. Cambridge.

9. Gagné, R., Goldhill, S., Lloyd, G.E.R. 2018: Regimes of Comparatism: Frameworks of Comparison in History, Religion and Anthropology. Leiden.

10. Gagné, R., Herrero de Jáuregui, M. 2019: Les dieux d’Homère II. Anthropomorphismes. Paris.

11. Gagné, R., Hopman, M.G. 2013: Choral Meditations in Greek Tragedy. Cambridge.

12. Herda, A. 2006: Der Apollon-Delphinios-Kult in Milet und die Neujahrprozession nach Didyma: ein neuer Kommentar der sog. Molpoi-Satzung. Mainz am Rhein.

13. Ivantchik, A.I. 1993: La datation du poème L’Arimaspée d’Aristéas de Proconnèse. L’Antiquité Classique 62, 35–67.

14. Jacoby, F. 1912: Hekataios aus Abdera. In: RE. Hlbd. 14, 2750–2769.

15. Morgan, J.R. 2009: Lucian’s True Histories and the Wonders beyond Thule of Antonius Diogenes. Classical Quarterly 35/2, 475–490.

16. Musbachova, V.T. 2012: On the Reliability of Herodotus’ Calculation of Aristeas Proconnesius’ Date. Aristey [Aristeas] 5, 21–52. Мусбахова, В.Т. К вопросу о достоверности свидетельства Геродота о времени жизни Аристея из Проконнесса и времени создания «Аримаспеи». Аристей 5, 21–52.

17. Podossinov, A.V. 2012: [Hekataeus of Abdera. “About the Hyperboreans”. Introduction, Publication of Ancient Greek and Latin Texts of Fragments, Russian Translation and Commentary]. In: A.V. Podossinov (ed.), Trudy kafedry drevnikh yazykov istoricheskogo fakul’teta MGU [Proceedings of the Department of Ancient Languages of the Faculty of History of Moscow State University]. Issue 3. Moscow, 146–185. Подосинов, А.В. Гекатей Абдерский. «О гипербореях». Введение, публикация древнегреческого и латинского текста фрагментов, русский перевод и комментарий. В сб.: А.В. Подосинов (ред.), Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ. Выпуск 3. М., 146–185.

18. Podossinov, A.V. 2021: [On Boreas, Pontos and the Ancient Garden of Phoibos: Some Remarks on the Sophoclean Geography of the European North]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/3, 699–712. Подосинов, А.В. О Борее, Понте и древнем саде Феба: замечания к географии европейского севера у Софокла. ВДИ 81/3, 699–712.

19. Rusyaeva, A.S. 1986: [Miletus – Didyma – Borysthenes – Olbia. The Colonization of the Lower Bug Region]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 25–64. Русяева, А.С. Милет – Дидимы – Борисфен – Ольвия. Проблемы колонизации Нижнего Побужья. ВДИ 2, 25–64.

20. Sheglov, D.A 2010: Aristeas of Proconnesus: Facts And Interpretations. Aristey [Aristeas] 1, 9–34. Щеглов, Д.А. Аристей из Проконнеса: факты и интерпретации. Аристей 1, 9–34.

21. Shnirelman, V. 2014: Hyperborea: the Arctic Myth of Contemporary Russian Radical Nationalists. Journal of Ethnology and Folkloristics 8/2, 121–138.

22. Zhmud’ L. 2016: Pythagoras Northern Connections: Zalmoxis, Abaris, Aristeas. Classical Quarterly 66/2, 446–462.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх