Trade activity of the Russian hundreds of the South of Russia at the turn of the XVII – XVIII centuries

 
PIIS241328880013316-1-1
DOI10.18254/S241328880013316-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory 1
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Abstract

This article highlights the features of trade of different types and product specialization of groups of the South As a reflection of the functioning of trade at the turn of the XVII-XVIII centuries. The author touches on the role of shops, which became decisive for this region in the total income and the terms of trade in departure, which brought the most profit, but also carried considerable risks.

Keywordsliving room hundred, trade, South of Russia, merchants
Received31.12.2020
Publication date31.12.2020
Number of characters10170
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Гостиная сотня - привилегированная корпорация русских купцов в конце XVI - начале XVIII вв., 2-я после гостей по богатству её членов и значению. В Гостиную сотню правительство зачисляло торговых людей из посада и крестьян. Члены корпорации освобождались от государственного тягла, исключались из юрисдикции местных властей и получали иные привилегии.
2 Юг России, хоть и отражает механизмы и внутренние взаимосвязи рынка и государства, никогда не славился большим имущественным расслоением купцов, не отмечалось большое количество богатых родов и фамилий, как это было с Центральным регионом или Поволжьем, привлекающих внимание исследователей, главный по численности торговый контингент составляли служилые люди (не только приборные, но и по отечеству)1. 1. Заозерская, Е. И. Торги и промыслы гостиной сотни Среднего Поволжья на рубеже XVII-XVIII вв../Петр Великий. Сборник статей. Т.1/ М.-Л., 1947. С. 14
3 В конце 17 – нач. 18 вв. о повышении активности купечества свидетельствует увеличение в южных городах фамилий купцов, записанных в Гостиную сотню2. В данной статье мы попытаемся разобраться с особенностями торговли различных по виду и товарной специализации групп гостиной сотни юга и причинах, которые могли этому способствовать. 2. Голикова, Н. Б. К вопросу о составе русского купечества во второй половине XVII - первой четверти XVIII в./Русский город. Вып. 3./ – М: Изд-во Московского университета, 1980. С. 33
4 Торговля в отъезд – зачастую, именно в ней участвуют наибольшие партии и прибыли, поэтому именно с нее стоит начать рассмотрение данного вопроса. Около 46% процентов членов гостиной сотни торгуют именно в отъезд, хотя, стоит учесть, что 29 % при этом имели лавки, скамьи или мельницы, торгуя на месте или сдавая их в аренду3. Среди купечества как категории людей, систематически занимающихся торговлей, прежде всего, выделялись лица, ведущие отъезжий торг. Закупки в городах, населенных пунктах и на ярмарках. В основе лежала скупка и продажа оптом, розничная имела второстепенное значение. Именно отъезжая торговля остается наиболее прибыльным видом, так как приносит, согласно «Сказкам торговых людей о торгах и промыслах 1704 г.» от 50 рублей4 до 2000 рублей5. 3. Сказки торговых людей о торгах и промыслах 1704 г. Ч. II, М., 1984

4. Там же. С. 241

5. Там же. С. 246
5 У них, естественно, существовала специализация, однако стоит и некие традиции в торговле у отдельных родов: часто братья, такие, как, например, Василий и Аким Гагины6, дав разные сказки, что предполагает их несовместную торговлю, продавали один и тот же товар. Похожие случаи мы видим в случае с братьями Чамовыми7, которые продавали пенку и юфть. Наиболее выгодно было продавать сукно, так как прибыли с него было больше всего, однако и на приобретение оного требовались немалые деньги, что мог позволить не каждый. Поэтому более традиционными предметами для торговли в отъезд для южного региона по убывающей служили «москатильные» товары (бытовая химия, краски, клей и т.д.), на равном уровне пенька, юфть, мед, воск, хлеб, рожь и пшеница, меньше всего специализировались на сукне (известен только один случай братьев Шелеховых). Чаще члены гостиной сотни тратили вырученные деньги на закупку новой партии товара, что примечательно, не отрекаясь от своей специализации. Такая логика понятна и естественна, ведь в силу специализации нарабатывались связи и опыт, которые помогали при конкуренции. Хотя, порой, когда надо было выручить денег для жизни быстро, некоторые, такие, как Бесчастные8, Шанин9, Чамовы10 брались за торговлю чем-то иным: перевозками, арендой лавок или занятием капиталов. 6. Там же. С. 248

7. Там же. С. 238

8. Там же. С. 216

9. Там же. С. 301

10. Там же. С. 262

views: 673

Readers community rating: votes 0

1. Zaozerskaya, E. I. Torgi i promysly gostinoj sotni Srednego Povolzh'ya na rubezhe XVII-XVIII vv../Petr Velikij. Sbornik statej. T.1/ M.-L., 1947

2. Golikova, N. B. K voprosu o sostave russkogo kupechestva vo vtoroj polovine XVII - pervoj chetverti XVIII v./Russkij gorod. Vyp. 3./ – M: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1980

3. Skazki torgovykh lyudej o torgakh i promyslakh 1704 g. Ch. II, M., 1984

Система Orphus

Loading...
Up