О Борее, Понте и древнем саде Феба: замечания к географии европейского севера у Софокла

 
Код статьиS032103910013422-7-1
DOI10.31857/S032103910013422-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 3
Страницы699-712
Аннотация

В статье рассматривается цитата из неизвестной драмы Софокла, сохраненная Страбоном (VII. 3. 1), в которой говорится, что Борей унес похищенную им дочь Эрехтея Орифию «через весь Понт к крайним пределам земли, к истокам ночи, к открытому небу, к древнему саду Феба». Понимание этих строк представляет немалые трудности, их интерпретация различными исследователями неоднозначна. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой Борей уносит свою будущую жену в страну гипербореев, располагающуюся на севере Восточной Европы «за Понтом (Эвксинским)», в вотчине Аполлона («древнем саду Феба»), который, в представлении древних греков, имел тесные связи с гипербореями. Более того, по некоторым версиям мифа, гипербореями управляли Бореады, потомки Борея и Орифии. Весь комплекс античных представлений о Борее, Бореадах, Рипейских горах, Понте Эвксинском, Аполлоне, гипербореях, полярной ночи («истоки ночи»), проанализированный в статье, приводит к выводу, что Софоклу была известна связь «фракийского» Борея с гипербореями (букв. «живущими за Бореем»). Тем самым фонд источников древней истории Северного Причерноморья пополняется еще одним интересным свидетельством.

Ключевые словаСофокл, Страбон, Борей, Орифия, гипербореи, Аполлон, Рипейские горы, античная география и мифология, Северное Причерноморье
Получено15.09.2021
Дата публикации16.09.2021
Кол-во символов27924
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В VII книге «Географии» Страбон, описывая северные части Европы, резко критически отзывается о фантастических, мифических и поэтических сюжетах, связанных с этой окраиной ойкумены (VII. 3. 1): Из-за неизвестности этих мест до сих пор пользуются успехом некоторые сочинители басен (μυθοποιοῦντες) о Рипейских горах и гипербореях и то, что выдумал массалиот Пифей об этом же побережье, прикрываясь [положениями] небесной и математической науки. Их следует оставить без внимания.
2 Ибо, если Софокл что-то описывает в трагедии об Орифии, говоря, что, похищенная Бореем, она была унесена
  • «через весь Понт к крайним пределам земли,
  • к истокам ночи, к открытому небу,
  • (и) к древнему саду Феба»,
то это, пожалуй, не имеет никакого отношения к настоящему [исследованию] и должно быть оставлено без внимания, как [делает] Сократ в «Федре». Мы же намерены обсуждать то, что получили из истории – как древней, так и современной1. Речь у Страбона идет о неизвестной трагедии Софокла, и эта цитата Страбона обычно публикуется как ее фрагмент (Fr. 879 Nauck = Fr. 956 Pearson). В ней, как мы видим, описывалось похищение Орифии, дочери афинского царя Эрехтея, фракийским царем Бореем, который выступал в этом мифе и как северный ветер (рис. 1)2. В оценке реальности этой легенды Страбон солидаризируется со словами Сократа из диалога Платона «Федр». Имеется в виду следующее место (Plato. Phaedr. 229):
1. Διὰ δὲ τὴν ἄγνοιαν τῶν τόπων τούτων οἱ τὰ Ῥιπαῖα ὄρη καὶ τοὺς Ὑπερβορείους μυθοποιοῦντες λόγου ἠξίωνται καὶ ἃ Πυθέας ὁ Μασσαλιώτης κατεψεύσατο ταῦτα τῆς παρωκεανίτιδος προσχήματι χρώμενος τῇ περὶ τὰ οὐράνια καὶ τὰ μαθηματικὰ ἱστορίᾳ. ἐκεῖνοι μὲν οὖν ἐάσθωσαν· οὐδὲ γὰρ εἴ τινα Σοφοκλῆς τραγῳδεῖ περὶ τῆς Ὠρειθυίας λέγων ὡς ἀναρπαγεῖσα ὑπὸ Βορέου κομισθείη

2. См. подробнее об этом мифе Finkelberg 2014, 87–100.
3

Федр. Скажи мне, Сократ, не здесь ли где-то, с Илиса, Борей, по преданию, похитил Орифию? Сократ. Да, по преданию… Федр. … Но скажи, ради Зевса, Сократ, ты веришь в истинность этого сказания? Сократ. Если бы я и не верил, подобно мудрецам, ничего в этом не было бы странного – я стал бы тогда мудрствовать и сказал бы, что порывом Борея сбросило Орифию, когда она резвилась с Фармакеей на прибрежных скалах; о такой ее кончине и сложилось предание, будто она была похищена Бореем. Или он похитил ее с холма Арея? Ведь есть и такое предание – что она была похищена там, а не здесь. Впрочем, я-то, Федр, считаю, что подобные толкования хотя и привлекательны, но это дело человека особых способностей; трудов у него будет много, а удачи – не слишком, и не по чему другому, а из-за того, что вслед за тем придется ему восстанавливать подлинный вид гиппокентавров, потом химер и нахлынет на него целая орава всяких горгон и пегасов и несметное скопище разных других нелепых чудовищ.

Пер. А.Н. Егунова

4
podosinov1

5 В данной работе нас интересует загадочный маршрут, по которому, согласно Софоклу, Борей, похитив Орифию, перенес ее в свое царство. В далекой древности Борея помещали во Фракии, которая представлялась лежащей на самом севере ойкумены3: Борей как северный ветер упоминается уже у Гомера (Od. V. 295); он дует из Фракии (Il. IX. 5; ср. также Schol. Od. XIV. 533 о Фракии как резиденции Борея; так же в римской поэзии: Ovid. Met. VI. 710; Sil. Ital. XIV. 120). У Пиндара он царь ветров (Pyth. IV. 181), живущий в Пангейских горах во Фракии (Pyth. IV. 326; ср. Val. Flacc. I. 575), ему молятся и приносят жертвы; согласно мифу Борей похищает в Афинах Орифию и уносит ее во Фракию, где она становится его женой и родит ему сыновей Зета и Калаиса (будущих аргонавтов) и дочь Клеопатру4. 3. См. Ivantchik 2005, 104.

4. Wernicke 1897, 721–724 с указанием источников. Подробное исследование образа Борея как северного ветра и как фракийского царя также см. Rausch 2013, 11–14.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 7

Оценка читателей: голосов 0

1. Beckers, W.J. 1914: Die rätselhafte Hochgebirge des Altertums, die sogenannten Rhipäen. Geographische Zeitschrift 20/9–10, 534–557.

2. Bridgman, T.P. 2005: Hyperboreans: Myth and History in Celtic-Hellenic Contacts. London–New York.

3. Daebritz, R. 1914: Hyperboreer. In: RE. Hlbd. 17, 258–279.

4. Денисов, А.О, Подосинов, А.В. Рипейские горы в античной и средневековой геокартографии. Аристей. Вестник классической филологии и античной истории 14, 2016. 53–160.

5. Dion, R. 1976: La notion d’Hyperboréens: ses vicissitudes au cours de l’Аntiquité. Bulletin de l’Аssociation G. Budé 2, 143–157.

6. Dion, R. 1977: Aspects politiques de la géographie antique. Paris.

7. Доватур, А.И., Каллистов, Д.П., Шишова, И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. (Древнейшие источники по истории народов СССР). М., 1982.

8. Dueck, D. 2005: Strabo’s use of poetry. In: D. Dueck, H. Lindsay, S. Pothecary (eds.), Strabo’s Cultural Geography. The Making of a Kolossourgia. Cambridge–New York, 86–107.

9. Dueck, D. 2021: Illiterate Geography in Classical Athens and Rome. London–New York.

10. Finkelberg, M. 2014: Boreas and Oreithyia: a case-study in multichannel transmission of myth. In: R. Scodel (ed.), Between Orality and Literacy: Communication and Adaptation in Antiquity. Leiden, 87–100.

11. Harmatta, J. 1955–1956: Sur l’origine du mythe des Hyperboréens. Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae 3, 57–66.

12. Hölscher, U. 1988: Die Odyssee. Epos zwischen Märchen und Roman. München.

13. Иванчик, А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва–Берлин, 2005.

14. Käppel, L. 2001: Bilder des Nordens im frühen antiken Griechenland. In: A. Engel-Braunschmidt, G. Fouquet, W. von Hinden, I. Schmidt (Hrsg.), Ultima Thule. Bilder des Nordens von der Antike bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main et al., 11–27.

15. Kiessling, E. 1914: ῾Ρίπαια ὄρη. In: RE. 2. Reihe, Hlbd. 1, 846–916.

16. Köhnken, A. 1971: Die Funktion des Mythos bei Pindar. Interpretation zu sechs Pindargedichten. Berlin–New York.

17. Kyriazopoulos, A. 1993: The land of the Hyperboreans in Greek religious thinking. Parnassos 35, 395–398.

18. Lazova, Tz. 1996: The Hyperboreans. A Study on the Palaeo-Balkan Tradition. Sofia.

19. Losev, A.F. 1957: Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii [Ancient Mythology in Its Historical Development]. Moscow.

20. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

21. Marg, W. 1970: [Rez.:] Hans-Helmut und Armin Wolf. Der Weg des Odysseus. Tunis – Malta – Italien in den Augen Homers. Tübingen: Wasmuth 1968. Gnomon 42/3, 225–237.

22. Мищенко, Ф.Г. География Стpaбoна в семнадцати книгах. Перевод с греческого с предисловием и указателем Ф.Г. Мищенко. М., 1879.

23. Pearson, A.C. 1917: The Fragments of Sophocles. Vol. I–III. Cambridge.

24. Подосинов, А.В. Гекатей Абдерский. «О гипербореях». Введение, публикация древнегреческого и латинского текста фрагментов, русский перевод и комментарий. В сб.: Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ. Вып. 3. М., 2012. 146–185.

25. Подосинов, А.В. Куда плавал Одиссей? О географических представлениях греков архаической эпохи. М., 2015.

26. Подосинов, А.В. Где жили гипербореи Геродота – «у моря» или «за морем»? В сб.: О.Л. Габелко, А.В. Махлаюк, А.А. Синицын (ред.), ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Исследования по античной истории и культуре. Сборник статей, посвященный юбилею Игоря Евгеньевича Сурикова. СПб., 2018. 286–289.

27. Radt, S. 2003: Strabons Geographika. Bd. 2. Buch V–VIII: Text und Übersetzung. Göttingen.

28. Ramin, J. 1979: Mythologie et Géographie. Paris.

29. Rausch, S. 2013: Bilder des Nordens. Vorstellungen vom Norden in der griechischen Literatur von Homer bis zum Ende des Hellenismus. Darmstadt.

30. Roller, D.W. 2014: The Geography of Strabo. Cambridge.

31. Romm, J. 1989: Herodotus and mythic geography: the case of Hyperboreans. Transactions of the American Philological Association 119, 97–113.

32. Romm, J. 1992: The Edges of the Earth in Ancient Thought: Geography, Exploration and Fiction. Princeton.

33. Sandin, P. 2014: “Famous Hyperboreans”. Nordlit 33, 205–221.

34. Скржинская, М.В. Тема Северного Причерноморья в творчестве Софокла. ВДИ 2, 1985. 142–148.

35. Скржинская, М.В. Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. Киев, 1991.

36. Stenger, J. 2001: Rhipaia ore. Der neue Pauly 10, 992–993.

37. Страбон. География в 17 книгах. Перевод, вступит. статья и комментарии Г.А. Стратановского. М., 1964.

38. Werhahn, H.M. 1994: Hyperboreer. In: E. Dassmann et al. (Hrsg.), Reallexikon für Antike und Christentum. Vol. 16. Stuttgart, 967–986.

39. Wernicke, K. 1897: Boreas 2. In: RE. Hlbd. 5, 721–730.

40. Wikén, E. 1939: Die Ansichten der Hellenen über den Nordrand der Oikoumene vor Pytheas: Rhipaien und Hyperboreer. In: ΔΡΑΓΜΑ. Festschrift für Martin P. Nilsson. Lund, 540–552.

41. Яйленко, В.П. Локализация Эи и страны киммерийцев в раннегреческой мифологической традиции. В кн.: В.П. Яйленко, Очерки этнической, политической и культурной истории Скифии VIII–III вв. до н.э. М., 2013. 11–21.

42. Zelinskiy, F.F. (ed.) 1915: Sofokl. Dramy [Sophocles. Dramas]. Vol. III. Moscow.

43. Софокл. Драмы. Пер. и вступ. очерк Ф.Ф. Зелинского. Т. III. М., 1915.

Рис. 1. Борей, преследующий Орифию. Афинский краснофигурный кратер V в. до н.э. (Museum of Fine Arts, Boston) (Софокл-рис.1.jpg, 38 Kb) [Link]

Рис. 2. Аполлон Гиперборейский, скачущий на грифоне. Афинский краснофигурный килик IV в. до н.э. (Kunsthistorisches Museum Wien) (софокл-рис.2.jpg, 90 Kb) [Link]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх