«Эллины» императора Юлиана: проблема культурной самоидентичности в среде позднеантичных интеллектуалов

 
Код статьиS032103910012760-9-1
DOI10.31857/S032103910012760-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 82 Выпуск 1
Страницы117-132
Аннотация

В статье рассматривается идеология сформировавшегося вокруг императора Юлиана в начале 360-х годов кружка позднеантичных интеллектуалов, являвшихся сторонниками традиционной пайдейи и называвших себя «эллинами». На примере воззрений таких представителей этого сообщества, как Юлиан, Либаний и Гимерий, анализируется кризис самоидентичности в среде эллинистов того времени. Исследуется проблема соотношения религиозного и культурно-исторического элемента в «эллинистической» самоидентичности. «Эллинизм» рассматривается в контексте усиливающегося христианства (проблема соотношения классической пайдейи и христианства с точки зрения истории кризиса «эллинизма» анализируется на примере полемики Григория Назианзина против Юлиана). Автор приходит к выводу, что идеологию «эллинизма» разрушает внутренний конфликт между серьезным отношением к религии и процессами метафоризации, которые отделяли религиозную составляющую от литературно-художественной. Этот конфликт использовали христианские интеллектуалы, чтобы присвоить себе классическую пайдейю, результатом чего и была постепенная христианизация «эллинизма».

Ключевые словаэллинизм, эллины, пайдейя, самоидентичность, позднеантичные интеллектуалы, император Юлиан, Либаний, Гимерий
Получено25.03.2022
Дата публикации28.03.2022
Кол-во символов38817
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 569

Оценка читателей: голосов 0

1. Athanassiadi-Fowden, P. 1981: Julian and Hellenism. An Intellectual Biography. Oxford.

2. Barnes, T.D. 1987: Himerius and the fourth century. In: Classical Philology 82/3, 206–225.

3. Becker, M. (ed.) 2013: Eunapios aus Sardes. Biographien über Philosophen und Sophisten. Stuttgart.

4. Bernardi, J. (ed.) 1983: Grégoire de Nazianze. Discours 4–5. Contre Julien. Paris.

5. Bidez, J., Lacombrade, C., Rochefort, G. (eds.) 1932–1964: Julien. Œuvres Complètes. 2 vols. Paris.

6. Bouffartigue, J. 1991: Julien ou l’hellénisme décomposé. In: S. Saїd (ed.), ἙΛΛΗΝΙΣΜΟΣ. Quelques jalons pour une histoire de l’identité grecque. Actes du Colloque de Strasburg 25–27 octobre. Leiden, 251–266.

7. Bouffartigue, J. 2016: Saloustios. In: R. Goulet (ed.), Dictionnaire des philosophes antiques. Vol. 6. Paris, 91–95.

8. Bowersock, G. 1978: Julian the Apostate. London.

9. Bowersock, G. 1990: Hellenism in Late Antiquity. Ann Arbor.

10. Bowie, E.L. 1991: Hellenes and Hellenism in writers of the early 2nd Sophistic. In: S. Saїd (ed.), ἙΛΛΗΝΙΣΜΟΣ. Quelques jalons pour une histoire de l’identité grecque. Actes du Colloque de Strasburg 25–27 octobre. Leiden, 183–204.

11. Boulanger, F. (éd.) 2012: Basile de Césarée. Aux jeunes gens : sur la manière de tirer profit des lettres hellénique. Paris.

12. Browning, R. 1975: The Emperor Julian. London.

13. Clark, E.A. 1992: The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton.

14. Colonna, A. (ed.) 1951: Himerius. Declamationes et Orationes. Roma.

15. Cribiore, R. 2013: Libanius the Sophist. Rhetoric, Reality and Religion in the Fourth Century. London.

16. Dawson, D. 1992: Allegorical Readers and Cultural Revision in Ancient Alexandria. Berkeley.

17. Edwards, M. 2004: Pagan and Christian monotheism in the Age of Constantine. In: S. Swain, M. Edwards (eds.), Approaching Late Antiquity. Oxford, 211–234.

18. Elm, S. 2003: Hellenism and historiography: Gregory and Julian in dialogue. In: Journal of Medieval and Early Modern Studies 33, 493–515.

19. Elm, S. 2012: Sons of Hellenism, Fathers of the Church. Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley–Los Angeles–London.

20. Elm, S. 2017: The letter collection of the Emperor Julian. In: C. Sogno, B.K. Storin, E.J. Watts (eds.), Late Antique Letter Collections: A Critical Introduction and Reference Guide. Oakland, 54–68.

21. Flinterman, J.-J. 1995: Power, paideia and Pythagorianism. Greek Identity, Conceptions of the Relationship between Philosophers and Monarchs and Political Ideas in Philostratus’ Life of Apollonius. Amsterdam.

22. Foerster, R. (ed.) 1963: Libanius. Opera. 12 vols. Leipzig.

23. Follet, S. 1991: Divers aspects de l’hellénisme chez Philostrate. In: S. Saїd (ed.), ἙΛΛΗΝΙΣΜΟΣ. Quelques jalons pour une histoire de l’identité grecque. Actes du Colloque de Strasburg 25–27 octobre. Leiden, 205–216.

24. Fortin, E.L. 1996: Christianity and Hellenism in Basil the Great’s address Ad Adulescentes. In: J. Brian Benestad (ed.), The Birth of Philosophic Christianity: Studies in Early Christian and Medieval Thought. Lanham, 137–151.

25. Fox, R.L. 1986: Pagans and Christians. Suffolk.

26. Giangrande, J.G. (ed.) 1956: Eunapius. Vitae sophistarum. Rome.

27. Goldhill, S. 2006: Artemis and cultural identity in Empire culture: How to think about polytheism, now? In: D. Konstan, S. Saïd (eds.), Greek on Greekness. Viewing the Greek Past under the Roman Empire. Cambridge, 112–161.

28. Gschnitzer, F., Högemann, P. 2006: Hellas. In: H. Cancik, H. Schneider (eds.), Brill’s New Pauly. URL: http://dx.doi.org/10.1163/1574-9347_bnp_e506760; accessed on: 14.02.2022.

29. Hahn, J. 2008: The conversion of the cult statues: The destruction of the Serapeum 392 AD and the transformation of Alexandria into the “Christ-loving” city. In: J. Hahn, S.E. Emmel, U. Gotter (eds.), From Temple to Church: Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity. Leiden, 336–367.

30. Hall, J.M. 2002: Hellenicity. Between Ethnicity and Culture. Chicago–London.

31. Impellizzeri, S. 1983: Basilio e l’Ellenismo. In: Basilio di Cesarea: La sua età, la sua opera e il basilianesimo in Sicilia. Vol. 2. Messine, 959–977.

32. Jaeger, W. 1963: Das frühe Christentum und die griechische Bildung. Berlin.

33. Jones, C.P. 2004: Multiple identities in the Age of the Second Sophistic. In: B.E. Borg (ed.). Paideia: The World of the Second Sophistic. Berlin, 13–21.

34. Konstan, D., Saïd, S. (eds.) 2006: Greek on Greekness. Viewing the Greek Past under the Roman Empire. Cambridge.

35. Kurmann, A. (ed.) 1988: Gregor von Nazianz. Oratio 4 gegen Julian. Basel.

36. Lacombrade, C. 1958: L’hellénisme de Julien et les lettres grecques. Pallas. Revue d'études antiques 6, 21–38.

37. Laistner, M.L.W. 1967: Christianity and Pagan Culture in the Later Roman Empire. Ithaka, N.Y.

38. Marcone, A. 2020: Pagan reactions to Julian. In: S. Rebenich, H.-U. Wiemer (eds.), A Companion to Julian the Apostate. Leiden, 326–359.

39. Masaracchia, E. (ed.) 1990: Giuliano Imperatore. Contra Galilaeos. Roma.

40. Millar, F. 2006: Rome, the Greek world and the East. Vol. 3. The Greek World, the Jews and the East. North Caroline.

41. Nesselrath, H.-G. 2014: Libanius and the literary tradition. In: L. Van Hoof (ed.), Libanius. A Critical Introduction. Cambridge, 241–267.

42. Nesselrath, T. 2013: Kaiser Julian und die Repaganisierung des Reiches. Konzept und Verbilder. Münster.

43. Penella, R.J. 1990: Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D. Studies in Eunapius of Sardis. Leeds.

44. Penella, R.J. 2007: Man and the Word. The Orations of Himerius. Berkeley–Los Angeles–London.

45. Rappe, S. 2001: The new math: How to add and to subtract pagan elements in Christian education. In: Y.L. Too (ed.), Education in Greek and Roman Antiquity. Leiden, 405–432.

46. Rousselle, A. 2001: Images as education in the Roman Empire (second-third centuries AD). In: Y.L. Too (ed.), Education in Greek and Roman Antiquity. Leiden, 373–403.

47. Saїd, S. 2006: The rewriting of the Athenian past from Isocrates to Aelius Aristides. In: D. Konstan, S. Saїd (eds.), Greek on Greekness. Viewing the Greek Past under the Roman Empire. Cambridge, 47–60.

48. Schouler, B. 1991: Hellénisme et humanisme chez Libanios. In: S. Saїd (ed.), ἙΛΛΗΝΙΣΜΟΣ. Quelques jalons pour une histoire de l’identité grecque. Actes du Colloque de Strasburg 25–27 octobre. Leiden, 267–286.

49. Smith, R. 1995: Julian’s Gods. Religion and Philosophy in the Thought and Action of Julian the Apostate. London–New York.

50. Stenger, J. 2009: Hellenische Identität in der Spätantike. Griechische Autoren und ihr Unbehagen an der eigenen Zeit. Berlin–New York.

51. Stenger, J.R. 2014: Libanius and the “game” of Hellenism. In: L. Van Hoof (ed.), Libanius. A Critical Introduction. Cambridge, 268–292.

52. Stenger, J.R. 2018: The “pagans” of Late Antiquity. In: J. Lössl, N.J. Baker-Brian (eds.), Companion to Religion in Late Antiquity. New York, 391–410.

53. Van Nuffelen, P. 2014: Not the last pagan: Libanius between elite rhetoric and religion. In: L. Van Hoof (ed.), Libanius: A Critical Introduction. Cambridge, 293–314.

54. Yıldırım, B. 2004: Identities and Empire: Local mythology and the self-representation of Aphrodisias. In: L. Van Hoof (ed.), Paideia: The World of the Second Sophistic. Berlin, 23–52.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Сокращения

Eunapius, Vitae sophistarum – Eunap. Vit. Soph.

Libanius, Orationes – Lib. Or.

Libanius, Epistulae – Lib. Ep.

Julianus imperator, Orationes – Jul. Or.

Julianus imperator, Epistulae – Jul. Ep.

Julianus imperator, Contra Galilaeos – Jul. C. Gal.

Himerius, Orationes – Him. Or.

Gregorius Nazianzenus, Orationes – Gr. Naz. Or.

Ad Adol.

Synesius, Epistulae – Syn. Ep.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх