Binary Training Sessions: Meaningful Content and Educational Effects

 
PIIS181570410023830-8-1
DOI10.54884/S181570410023830-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Management and Innovation
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages117-124
Abstract

The advantages of binary classes in domestic and foreign pedagogy have been discussed for quite a long time. However, in most cases, various binary activities (lessons) at school are described. The study is based on the practical experience of using binary classes in an educational organization of higher education (on the example of such disciplines as "management" and "logic"). The article presents the development of a specific task, taking into account the relationship of such scientific fields as logic and management, and also an attempt is made to consider further possibilities for the active use of various interdisciplinary connections (interdisciplinary integration) for organizing and conducting various binary / integrated classes in order to stimulate and develop cognitive interest, increasing attention to the material studied by students, to the further study of various training courses, etc. The importance of binary classes for the intellectual development of students and the development of such practical skills as applying, transferring to new areas and supplement/expand existing knowledge is also substantiated.

Keywordsbinary classes, integrated classes, academic disciplines, interdisciplinary connections
Received26.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters14846
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время очень много доступной разнообразной информации находится в распоряжении современных учащихся, что наряду с определенными преимуществами создает и некоторые трудности в образовательном процессе. Современного ученика (школьника, студента) становится все труднее чем-то заинтересовать, труднее удерживать его внимание на занятии. В устных беседах учащиеся признаются, что они получают удовольствие от учебного процесса в ситуациях, когда необходимо выполнить задания, где необходимо думать, проявлять творчество, и предпочитают работать в команде в противовес заданиям, которые уже находятся в открытом доступе. По сути, их интересуют не просто разработанные преподавателем задания, но и отчасти сложные для выполнения учебные (зачастую командные) проекты, нацеленные на развитие необходимых навыков и компетенций. Здесь вспоминается понятие «зона ближайшего развития», введенное отечественным педагогом и психологом Львом Семеновичем Выготским [1].
2 Однако для педагогов (учителей, преподавателей) это создает определенные трудности: необходимо больше времени и творческого потенциала для разработки таких заданий.
3 В качестве одной из форм нестандартного обучения, которая позволяет удерживать внимание учащихся на высоком уровне, признаются бинарные занятия.
4 Материалы исследования. Обратимся к разнообразным педагогическим словарям и учебникам [3–6], раскрывающим понятие «бинарное занятие/урок»:
  • «бинарный урок – разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» [2, с. 14];
  • «бинарный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)» [3].
5 Более подробно бинарный урок описывается в словаре А.М. Новикова: «Бинарный урок – (совмещенный, интегрированный урок) – особый тип урочной формы проведения педагогического процесса. На бинарном уроке изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных предметов, например: математики и информатики; физики и химии; спецтехнологии и производственного обучения и др. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. Бинарный урок обычно проводят два педагога: два учителя или преподаватель и мастер производственного обучения и т.д. Сообща они решают общую задачу» [4, с. 19].
6 Т.В. Конценебина и Ж.А. Панкратова предлагают следующие определения: «Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей… является разновидностью интегрированного, его ведут два преподавателя» [7].

views: 230

Readers community rating: votes 0

1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya / pod red. D.B. Ehl'konina. M.: Pedagogika, 1984. 432 s.

2. Sovremennyj obrazovatel'nyj protsess: osnovnye ponyatiya i terminy / Avtory-sostaviteli M.Yu. Oleshkov i V.M. Uvarov. M.: Kompaniya Sputnik+, 2006. 191 s.

3. Terminologicheskij slovar' po pedagogike // Rossijskaya natsional'naya biblioteka [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nlr.ru/cat/edict/PDict/ (data obrascheniya: 21.10.2022).

4. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatij. M.: Izdatel'skij tsentr IEhT, 2013. 268 s.

5. Kharlamov I.F. Pedagogika: ucheb. posobie. M.: Gardariki, 2003. 519 s.

6. Pedagogicheskij ehntsiklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M.: Bol'shaya Rossijskaya ehntsiklopediya, 2002. 528 s.

7. Materialy sajta «FGOS ONLAJN». URL: https://fgosonline.ru/vyisshee/binarnye-i-integrirovannye-uroki/ (data obrascheniya: 20.10.2022).

8. Dvorokovskaya T.V., Novikova N.V. Integrirovannyj binarnyj urok kak sposob formirovaniya universal'nykh uchebnykh dejstvij mladshikh shkol'nikov // Ehlektronnaya gazeta «Interaktivnoe obrazovanie». URL: http://www.io.nios.ru/articles2/51/3/integrirovannyy-binarnyy-urok-kak-sposob-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (data obrascheniya: 20.10.2022).

9. Timoshkina N.A. Pedagogicheskoe masterstvo kak osnova professional'noj deyatel'nosti sovremennogo pedagoga // Trudy instituta biznes-kommunikatsij: sbornik nauchnykh statej / pod obsch. red. M.Eh. Vil'chinskoj-Butenko. SPb., 2021. S. 65–68.

10. Timoshkina N.A., Demina T.M. Samovospitanie i samoobrazovanie kak puti razvitiya pedagogicheskogo masterstva sovremennogo uchitelya // Voprosy pedagogiki. 2022. № 1–2. S. 325–328.

11. Nevezhina T.V. Binarnye uroki kak sposob uspeshnogo osvoeniya predmetnoj sredy biblioteki // Bibliotechnoe delo – XXI vek: nauch.-prakt. sb.: pril. k zhurn. «Bibliotekovedenie». M., 2008. № 1(15). S. 232–234.

Система Orphus

Loading...
Up