Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого. К предыстории возникновения «геласианской теории»

 
Код статьиS032103910010638-4-1
DOI10.31857/S032103910010638-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 4
Страницы1103-1114
Аннотация

Статья посвящена анализу двух понятий, встречающихся в сочинениях римского папы Льва Великого (440–461): «дела божественные» (res divinae), которые, по мнению папы, относятся к Церкви и управляются «священниками» (sacerdotes), и «дела мирские» (res saeculares), которые относятся к ведению римского императора. Эти понятия, трактовку которых первым из римских понтификов предложил Лев, в дальнейшем были восприняты одним из его преемников Геласием I (492–496) и легли в основу представленной последним системы взглядов, обыкновенно называемой геласианской теорией, из которой впоследствии выросла и средневековая теория двух мечей. В статье исследуются время и политические обстоятельства, при которых папа Лев сформулировал свой взгляд на разделение «дел мирских» и «дел божественных». Необходимость указать на различие обеих сфер возникла в результате неудовлетворительных для папства результатов Эфесского и Халкидонского соборов 449 и 451 г., созванных императорами Феодосием II (407–450) и Маркианом (450–457). Папа Лев сделал первую в истории папства попытку оспорить императорские решения, принятые на этих соборах, утверждая, что к компетенции императора по преимуществу относятся дела светские, в то время как дела духовные имеют другое свойство и должны управляться священниками (sacerdotes). При этом папа Лев игнорировал те полномочия римского императора in sacris (в священных делах), которые последний имел как гарант и исполнитель публичного права. Попытка папы не была успешной: к концу своего понтификата он вполне согласился с руководящей ролью императора в церковных делах.

Ключевые словаres divinae, res saeculares, теория Геласия, теория двух мечей, папа Лев Великий, папа Николай I, император Феодосий II, император Маркиан, папское первенство, царство и священство
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов28280
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1114

Оценка читателей: голосов 0

1. Batiffol, P. 1924a: Le siège apostolique (359–451). Paris.

2. Batiffol, P. 1924b: Petrus initium episcopatus. Revue des sciences religieuses 4, 440–453.

3. Benson, R.L. 1982: The Gelasian doctrine: uses and transformations. In: G. Makdisi, D. Sourdel, J. Sourdel-Thomine (eds.), La notion d’autorité au Moyen Age: Islam, Byzance, Occident. Colloques internationaux de La Napoule, session des 23–26 octobre 1978. Paris, 13–44.

4. Berger, A. 1953: Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia.

5. Bishop, J.C. 1980: Pope Nicolas I and the First Age of Papal Independence. PhD Thesis. Columbia University.

6. Blaudeau, Ph. 2012: Between Petrine ideology and Realpolitik. The see of Constantinople in Roman geo-ecclesiology (449–536). In: L. Grig, G. Kelly (eds.), Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity. Oxford–New York, 364–384.

7. Боровой, В. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск.

8. Bougard, F. 2000: Niccolò I, santo. In: Enciclopedia dei papi. Vol. 2. Roma, 1–22.

9. Bury, J.B. 1931: History of the Later Roman Empire. From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (A.D. 395 to A.D. 565). Vol. 1. London.

10. Caspar, E. 1933: Geschichte des Papsttums. Vol. 2. Tübingen.

11. Caspary, G.E. 1979: Politics and Exegesis: Origen and the Two Swords. Berkeley–Los Angeles–London.

12. Dvornik, F. 1951: Emperors, popes, and general councils. Dumbarton Oaks Papers 6, 1–23.

13. Dvornik, F. 1970: The Photian Schism: History and Legend. Cambridge.

14. Dvornik, F. 1974: Photius, Nicholas I and Hadrian II. In: F. Dvornik, Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. London, 33–50.

15. Dyson, R.W. 2009: Medieval Rulers and Political Ideology. In: C. Lansing, Ed.D. English (eds.), A Companion to the Medieval World. London, 354–371.

16. Ensslin, W. 1955: Auctoritas und Potestas. Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. Historisches Jahrbuch 74, 661–668.

17. Fichtenau, H. 1957: Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkun-denformeln. Graz–Köln.

18. Field, L.L. 1998: Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, Ind.

19. Frend, W.H.C. 1972: The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries. London.

20. Грацианский, М.В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го Никей-ского канона. В сб.: Церковь в истории России. Сб. 11. М., 159–175.

21. Грацианский, М.В. «Акакианская» или все же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише. ВВ 100, 44–63.

22. Грацианский, М.В. Борьба римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики. ВВ 102, 46–70.

23. Грацианский, М.В., Кузенков, П.В. Папа Лев Великий и пасхалисти-ческие споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений. ВВ 102, 71–95.

24. Грацианский, М.В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование ис-ключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской православной церкви 89, 27–48.

25. Грацианский, М.В. Исторический и идейный контекст послания па-пы Геласия I «Famuli vestrae pietatis». ВВ 103, 85–112.

26. Greinacher, A. 1909: Die Anschauungen des Papstes Nikolaus I. über das Verhältnis von Staat und Kirche. Berlin–Leipzig.

27. Grill, J. 1904: Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübingen.

28. Haller, J. 1951: Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. 2. Aufl. Bd. 2. Stuttgart.

29. Hoffmann, H. 1964: Die beiden Schwerter im hohen Mittelalter. Deutsches Ar-chiv für Erforschung des Mittelalters 20, 78–114.

30. Hofmann, F. 1953: Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519). In: A. Grill-meier, H. Bacht (Hrsg.), Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Bd. II. Entscheidung um Chalkedon. Würzburg, 13–94.

31. Hoskin, M. 2015: Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh.

32. Jalland, T. 1941: The Life and Times of St. Leo the Great. London.

33. Jasper, D., Fuhrmann, H. 2001: Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington.

34. Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford.

35. Kaldellis, A. 2015: The Byzantine Republic. People and Power in New Rome. Cambridge (MA)– London.

36. Kissling, W. 1921: Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. (440–496). Paderborn.

37. Knabe, L. 1936: Die gelasianische Zweigewaltenlehre bis zum Ende des Investiturstreits. Berlin.

38. Кофанов, Л.Л. (ред.): Дигесты Юстиниана. Перевод с латинского. Т. I. М.

39. Кузенков, П.В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 53, 25–51.

40. Langen, J. 1892: Geschichte der römischen Kirche von Nikolaus I. bis Gregor VII. Bonn.

41. Lecler, J. 1931: L’argument des deux glaives (Luc. XXII, 38) dans les controverses politiques du Moyen Âge: ses origines et son développement. Recherches de science religieuse 21/3, 299–339.

42. Levison, W. 1952: Die mittelalterliche Lehre von den beiden Schwertern. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 9, 14–42.

43. Maccarrone, M. 1962: „Cathedra Petri“ und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert. Saeculum 13, 278–292.

44. Markus, R.A. 1991: The Latin Fathers. In: J.H. Burns (ed.), The Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 92–122.

45. Максимович, К.А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 17, 27–44.

46. Ottmann, H. 2004: Geschichte des politischen Denkens. Von den Anfängen bei den Griechen bis auf unsere Zeit. Bd. 2.2. Stuttgart.

47. Perels, E. 1912: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die Handschriften. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 37, 535–586.

48. Perels, E. 1914: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die kanonische Überlieferung. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 39, 43–153.

49. Perels, E. 1920: Papst Nikolaus I. und Anastasius Bibliothecarius: Ein Beitrag zur Geschichte des Papsttums im neunten Jh. Berlin.

50. Powell, D. 2008: Haeres Petri: Leo I and church order. International Journal for the Study of the Christian Church 8–3, 203–210.

51. Rainer, J.M. 2006: Römisches Staatsrecht. Republik und Prinzipat. Darmstadt.

52. Riché, P. 1994: Nicolas Ier. In: Ph. Levillain (dir.), Dictionnaire historique de la papauté. Paris, 1161–1163.

53. Robinson, I.S. 1991: Church and papacy. In: J.H. Burns (ed.), Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 252–305.

54. Schwartz, E. 1926: Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon. Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche 25, 38–88.

55. Stein, E. 1959: Histoire du Bas-Empire. Vol. 1. Paris.

56. Stockmeier, P. 1959. Leo I. des Grossen Beurteilung der kaiserlichen Religionspolitik. Μünchen.

57. Studer, B. 1980: Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs. In: J. Brantschen, P. Selvatico (Hrsg.), Unterwegs zur Einheit. Festschrift für Heinrich Stirnimann. Freiburg, 617–630.

58. Thiel, A. 1859: De Nicolao papa I commentationes duae historico-canonicae. Vol. 1–2. Brunsbergae.

59. Thiel, A. (ed.) 1868: Epistulae Romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae.

60. Ullmann, W. 1960: Leo I and the theme of papal primacy. Journal of Theological Studies 11, 25–51.

61. Ullmann, W. 1970: The Growth of Papal Government in the Middle Ages: A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. 3rd ed. Lon-don.

62. Ullmann, W. 1978: Der Grundsatz der Arbeitsteilung bei Gelasius I. Histori-sches Jahrbuch 97–98, 41–70.

63. Ullmann, W. 1981: Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart.

64. Вальденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII в. СПб.

65. Voigt, K. 1965: Staat und Kirche von Konstantin dem Grossen bis zum Ende der Karolingerzeit. Stuttgart.

66. Wessel, S. 2008: Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. Leiden–Boston.

67. Виллемс, П. Римское государственное право. Вып. 2. Пер. с 6 изд. Киев.

68. Wojtowytsch, M. 1981: Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart.

69. Ziegler, A.K. 1942: Pope Gelasius I and his Teaching on the Relation of Church and State. Catholic Historical Review 27, 412–437.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх