«Полудержавный властелин»: евнух Багой в истории Ахеменидской империи

 
Код статьиS032103910010618-2-1
DOI10.31857/S032103910010618-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Казань
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 3
Страницы590-614
Аннотация

В статье детально исследуется деятельность евнуха Багоя, фактического правителя Персидской империи Ахеменидов в конце царствования Артаксеркса III Оха (359–338 гг. до н.э.), Арсеса (338–336 гг. до н.э.) и в начале царствования Дария III Кодоманна (336–330 гг. до н.э.). Основная проблема, поднимаемая в данной статье, – почему Багой сумел столь возвыситься при цар-ском дворе. В ходе рассмотрения основных вех карьеры Багоя делается вывод о том, что именно в качестве придворного евнуха он получил возможность оказы-вать неформальное влияние на царя Артаксеркса III, однако занятие им военных и административных должностей в Ахеменидской империи и, наконец, должно-сти хилиарха, который обеспечивал охрану царя, контролировал доступ к нему посетителей и занимал фактически второе положение в государстве, позволило Багою не только эффективно влиять на принятие царем решений, но и самому решать многие текущие вопросы, связанные с проведением внутренней и внеш-ней политики. При попытках Великого царя ограничить такую деятельность все-могущий евнух Багой устранял его физически. Такая судьба постигла Артаксер-кса III и Арсеса, уготовил ее Багой и для Дария III, однако пришедший к власти при его помощи монарх сам убил Багоя. Кроме этого, в данной статье в рамках исследования деятельности Багоя рассматриваются более общие вопросы, свя-занные с положением евнухов в Персидской империи Ахеменидов, их ролью при царском дворе и влиянием на политику.

Ключевые словаБагой, евнухи, персы, Персия, Ахемениды
Источник финансированияИсследование в части, подготовленной Э.В. Рунгом, выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 20-18-00374, выполняемый на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
Получено15.09.2021
Дата публикации16.09.2021
Кол-во символов62710
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 По сведениям античной традиции, одним из наиболее могущественных и одиозных деятелей в истории империи Ахеменидов был Багой, определяемый как евнух (Diod. XVII. 5. 3; Ael. VH. VI. 8; FGrHist. 255. F. 1; Curt. VI. 3. 9; Strabo. XV. 3. 24; Plut. Mor. 337e). Он достиг вершины власти, однако сам не царствовал, но определял деятельность двух монархов из династии Ахеменидов – Артаксеркса III и Арсеса. Оказавшись виновным в смерти двух последних, Багой стремился также к контролю над третьим, который, очевидно, не без его помощи взошел на престол, – Дарием III, но в конечном итоге стал жертвой собственных интриг при дворе. Исключительная же роль Багоя в качестве неофициального правителя Ахеменидской империи была обусловлена не только его статусом придворного евнуха, но и занятием им административной должности хилиарха, позиционируемой как второй после царя. В данной статье предполагается ответить на вопрос о причинах столь стремительной карьеры Багоя и мотивации его действий при царском дворе последних Ахеменидов.
2 В современной историографии фигура Багоя привлекает внимание лишь в самых общих работах, посвященных истории Персидской империи1. Несколько статей, в названиях которых присутствует имя Багоя, фактически посвящены другому Багою – известному евнуху при дворе Александра Великого2. Однако в историографии часто можно встретить скептическое отношение к сведениям древнегреческих источников о влиятельном положении при дворе евнухов вообще и Багоя в частности. В случае с Багоем основной массив информации предоставляет Диодор Сицилийский, и это естественно, учитывая тот хронологический период, на который приходится отмеченная в источниках деятельность знаменитого евнуха: 345–336 гг.3 (от начала второй египетской кампании Артаксеркса III и до воцарения Дария III). Cведения Диодора дополняются и другими, более поздними авторами (Страбоном, Аррианом, Курцием и др.), однако их информативность, как правило, ограничивается упоминаниями Багоя, когда речь идет о дворцовых переворотах в Персии. 1. Dandamaev, Lukonin 1980, 107; Dandamaev 1985, 254; 2013, 51; 2015, 309–310; Cook 1983, 224–225; Wiesehöfer 1999, 38; Frye 2002, 172; Olmstead 2012, 524–526; Briant 1996, 287; 2002, 376; Waters 2014, 198.

2. Badian 1958, 144–157; Charles, Anagnostou-Laoutides 2018a, 704–710; 2018b, 166–183.

3. Все даты в статье – до нашей эры.
3 Данная статья не только призвана восполнить отмеченный пробел в историографии, но и представляет Багоя как в контексте политической истории Ахеменидской империи, так и в связи с темой придворного общества, неотъемлемой частью которого были евнухи. Поэтому исследование статуса Багоя и основных аспектов его деятельности неизбежно поднимает более общие вопросы о положении евнухов в Ахеменидской империи: о путях их попадания ко двору, этнической принадлежности, функциях и обязанностях; особый интерес вызывает проблема политического влияния евнухов на царей4. В данной статье мы попытаемся отчасти ответить на эти вопросы, несмотря на известные трудности, вызванные полным отсутствием сведений о евнухах при дворе Ахеменидов в древневосточных источниках и тем, что в значительном большинстве примеров в античных источниках сохранились только имена евнухов и лишь в отдельных случаях говорится об их действиях при дворе, и еще реже сообщается об их этнической принадлежности. 4. О евнухах, евнухизме и их связи с явлением кастрации в древнем мире см. Guyot 1980; Bullough 2002, 1–17.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 13

Оценка читателей: голосов 0

1. Ambos, C. 2009: Eunuchen als Thronprätendenten und Herrscher im alten Orient. In: M. Luukko, S. Svärd, R. Mattila (eds.), Of God(s), Trees, Kings, and Scholars: Neo-Assyrian and Related Studies in Honour of Simo Parpola. Helsinki, 1–8.

2. Azoulay, V. 2000: Xénophon, le roi et les eunuques: généalogie d’un monstre? Revue Française d’Histoire des Idées Politiques 11, 3–26.

3. Badian, E. 1958: The eunuch Bagoas. Classical Quarterly 8/3–4, 144–157.

4. Badian, E. 1977: A document of Artaxerxes IV? In: K.H. Kinzl (ed.), Greece and the Eastern Mediterranean in Ancient History and Prehistory: Studies Presented to Fritz Schachermeyr on the Occasion of his Eightieth Birthday. Berlin–New York, 40–50.

5. Badian, E. 2000: Darius III. Harvard Studies in Classical Philology 100, 241–267.

6. Barjamovic, G. 2011: Pride, pomp and circumstance: palace, court and household in Assyria 879–612 BCE. In: J. Duindam, T. Artan, M. Kunt (eds.), Royal Courts in Dynastic States and Empires. A Global Perspective. Leiden, 27–61.

7. Bichler, R. 2004: Ktesias ‘korrigiert’ Herodot. Zur literarischen Einschätzung der Persika. In: H. Heftner, K. Tomaschitz (Hrsg.), Ad Fontes! Festschrift für Gerhard Dobesch zum 65. Geburtstag. Wien, 105–116.

8. Briant, P. 1996: Histoire de l’empire perse : de Cyrus à Alexandre. Paris.

9. Briant, P. 2002: From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Transl. by P.T. Daniels. Winona Lake.

10. Бриан, П. Дарий в тени Александра. Пер. А.Н. Степановой. М., 2007.

11. Brosius, M. 2006: The Persians. London.

12. Bullough, V.L. 2002: Eunuchs in history and society. In: S. Tougher (ed.), Eunuchs in Antiquity and Beyond. Swansea, 1–17.

13. Chantraine, P. 1968: Dictionnaire étymologique de la langue grecque : histoire des mots. Paris.

14. Chaumont, M.-L. 1973: Chiliarque et curopalate à la cour des Sassanides. Iranica antiqua 10, 139–165.

15. Charles, M. 2015: The chiliarchs of Achaemenid Persia: towards a revised understanding of the office. Phoenix 69 (3/4), 279–303.

16. Charles, M. 2016a: The Achaemenid chiliarch par excellence. Commander of guard infantry, cavalry or both? Historia 65, 392–412.

17. Charles, M. 2016b: Two notes on Darius III. Cambridge Classical Journal 62, 52–64.

18. Charles, M.B., Anagnostou-Laoutides, E. 2018a: Aelian, VH 3.23. Alexander and Bagoas’ house. Athenaeum: studi periodici di letteratura e storia dell’ antichita 106, 704–710.

19. Charles, M.B., Anagnostou-Laoutides, E. 2018b: Curtius 6, 5, 22–3, Darius III and the eunuch Bagoas. Rheinisches Museum für Philologie 161, 166–183.

20. Collins, A.W. 2001: The office of chiliarch under Alexander and the successors. Phoenix 55 (3–4), 259–283.

21. Collins, A.W. 2012: Alexander and the Persian court chiliarchy. Historia 61, 159–167.

22. Cook, M.J. 1983: The Persian Empire. London–Melbourne–Toronto.

23. Cowley, A.E. 1923: The Aramaic Papyri of the Fifth Century B.C. Oxford.

24. Дандамаев, М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

25. Dandamaev, M.A. 1992: Iranians in Achaemenid Babylonia. Costa Mesa–New York.

26. Дандамаев, М.А. Вавилония в 626–330 годы до н.э.: социальная структура и этнические отношения. СПб., 2010.

27. Дандамаев, М.А. Ахеменидская империя: социально-административное устройство и культурные достижения. СПб., 2013.

28. Дандамаев, М.А. Политическая история Ахеменидской державы. 3-е изд. СПб., 2015.

29. Дандамаев, М.А., Луконин, В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980.

30. Dandamayev, M. 1988: Bagōas. In: Encyclopaedia Iranica. Vol. III. 4, 418–419.

31. Frye, R.N. 1962: The Heritage of Persia. London.

32. Frye, R.N. 1984: The History of Ancient Iran. München.

33. Фрай, Р. Наследие Ирана. Пер. В.А. Лившица и Е.В. Зеймаля. 2-е изд. М., 2002.

34. Garelli, P. 1974: Remarques sur l’administration de l’empire Assyrien. Revue d’Assyriologie et d’archéologie orientale 68/2, 129–140.

35. Gignoux, P. 1991: Chiliarch. In: Encyclopaedia Iranica. Vol. V. 4, 423–434.

36. Grabbe, L.L. 1992: Who was the Bagoses of Josephus (Ant. 11.7.1, 297–301)? Transeuphratène 5, 49–61.

37. Грантовский, Э.А., Иванчик, А.И. «Вестники» при дворах иранских царей. ВДИ 2, 1995. 162–169.

38. Grayson, A.K. 1975: Babylonian Historical-Literary Texts. Toronto–Buffalo.

39. Guyot, P. 1980: Eunuchen als Sklaven und Freigelassene in der griechisch-römischen Antike. Stuttgart.

40. Hackl, J., Oelsner, J. 2018: Babylonisches zu Artaxerxes IV. Klio 100/3, 688–708.

41. Harding, P. (ed.) 2006: Didymus: On Demosthenes. Transl. with Introduction, Text, and Commentary. Oxford.

42. Hirschy, N.C. 1909: Artaxerxes III Ochus and His Reign (with Special Consideration of the Old Testament Sources Bearing Upon the Period). Chicago.

43. Hornblower, S. 2003: Panionios of Chios and Hermotimos of Pedasa. In: P. Derow, R. Parker (eds.), Herodotus and His World. Essays from a Conference in Memory of George Forrest. Oxford, 37–57.

44. Hunger, H., Sachs, A.J., Steele, J.M. 2001: Astronomical Diaries and Related Text from Babylonia. Vol. V. Lunar and Planetary Texts. Wien.

45. Jacoby, F. 1922: Ktesias 1. In: Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XI.2, 2032–2073.

46. Junge, P.J. 1940: Hazarapatiš. Zur Stellung des Chiliarchen der kgl. Leibgarde im Achämenidenstaat. Klio 33, 13–38.

47. Jursa, M. 2011: «Höflinge» (ša rēši, ša rēš šarri, ustarbaru) in babylonischen Quellen des ersten Jahrtausends. In: J. Wiesehöfer, R. Rollinger, G. Lanfranchi (eds.), Ktesias’ Welt – Ctesias’ World. Wiesbaden, 159–223.

48. Keaveney, A. 2010: The chiliarch and the person of the king. In: B. Jacobs, R. Rollinger (eds.), Der Achämenidenhof – The Achaemenid Court. Wiesbaden, 499–508.

49. Кивни, А. Чужие как свои: евнухи при Ахеменидском дворе. В кн.: О.Л. Габелко, Э.В. Рунг, А.А. Синицын, Е.В. Смыков (ред.), IRAN-ICA. Иранские империи и греко-римский мир в VI в. до н.э. – VI в. н.э. Казань, 2017. 31–44.

50. Kholod, M.M. 2018: Achaemenid grants of cities and lands to Greeks: the case of Mentor and Memnon of Rhodes. Greek, Roman and Byzantine Studies 58, 177–197.

51. Klinkott, H. 2005: Der Satrap. Ein achaimenidischer Amtsträger und seine Handlungsspielräume. Frankfurt am Main.

52. Kuhrt, A. 2007: The Persian Empire: A Corpus of Sources from the Achaemenid Period. London.

53. Ладынин, И.А. Начало македонского времени в категориях традиционного мировоззрения древних египтян конца IV – начала III вв. до н.э. Дисс. … д.и.н. М., 2017.

54. Ладынин, И.А. Античная традиция о кощунствах Артаксеркса III против священных животных и вопрос о ее датировке. В сб.: И.А. Ладынин (ред.), Восток, Европа, Америка в древности. Вып. 4. Сборник научных трудов Сергеевских чтений на кафедре истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М.–СПб., 2019. 5–18.

55. Lenfant, D. 1996: Ctésias et Hérodote ou les réécritures de l’histoire dans la Perse achéménide. Revue des Études Grecques 109/2, 348–380.

56. Lenfant, D. 2012: Ctesias and his Eunuchs: a challenge for modern historians. Histos 6, 257–297.

57. Lenfant, D. 2015: Le satrape et l’Œil du Roi : les hommes du pouvoir perse passés au filtre grec. In: F. Colin, O. Huck, S. Vanseveren (éds.), Interpretatio. Traduire l’altérité culturelle dans les civilisations de l’Antiquité. Paris, 95–122.

58. Llewellyn-Jones, L. 2002: Eunuchs and the royal harem in Achaemenid Persia (539–331 BC). In: S. Tougher (ed.), Eunuchs in Antiquity and Beyond. Swansea, 19–49.

59. Llewellyn-Jones, L. 2013: King and Court in Ancient Persia 559 to 331 BCE. Edinburgh.

60. Meeus, A. 2009: Some institutional problems concerning the succession to Alexander the Great: «prostasia» and chiliarchy. Historia 58/3, 287–310.

61. Меликян, А.Т. Институт «второй после царя» в иранской государственной системе Ахеменидской эпохи. Метаморфозы истории 4, 2013. 88–118.

62. Mildenberg, L. 1999: Artaxerxes III Ochus (358–338 B.C.): a note on the maligned king. Zeitschrift des Deutschen Palästina–Vereins 115/2, 201–227.

63. N’Shea, O. 2016: Royal eunuchs and elite masculinity in the Neo-Assyrian Empire. Near Eastern Archaeology 79/3, 214–221.

64. Nissinen, M. 2017: Relative masculinities in the Hebrew Bible/Old Testament. In: I. Zsolnay (ed.), Being a Man: Negotiating Ancient Constructs of Masculinity. London–New York, 221–247.

65. Olmstead, A.T. 1948: The History of the Persian Empire (Achaemenid Period). Chicago.

66. Олмстед, А.Т. История Персидской империи. Пер. А.А. Карповой. М., 2012.

67. Oppenheim, A.L. 1973: A note on ša rēši. Journal of the Near Eastern Society of the University of Columbia 5, 325–334.

68. Орлов, В.П. Социальный статус персидской аристократии в Ахеменидской империи (к вопросу о значении термина bandakā). Проблемы истории, филологии, культуры 4, 2018. 66–77.

69. Pirngruber, R. 2011: Eunuchen am Königshof Ktesias und die altorientalische Evidenz. In: J. Wiesehöfer, R. Rollinger, G. Lanfranchi (eds.), Ktesias’ Welt – Ctesias’ World. Wiesbaden, 279–312.

70. Pirngruber, R., Groß, M. 2014: On courtiers in the Neo-Assyrian Empire: ša-rēši and mazzāz pāni. Altorientalische Forschungen 41/2, 161–175.

71. Radner, K. 2011: Royal decision-making: kings, magnates, and scholars. In: K. Radner, E. Robson (eds.), The Oxford Handbook of Cuneiform Cul-ture. Oxford, 358–379.

72. Rop, J. 2019: Greek Military Service in the Ancient Near East, 401–330 BCE. Cambridge.

73. Рунг, Э.В. Военно-политическая деятельность Ментора Родосского. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира 14, 2014. 143–160.

74. Rung, E. 2015: Some notes on karanos in the Achaemenid Empire. Iranica antiqua 50, 333–356.

75. Рунг, Э.В., Орлов, В.П. Имя «Масист» в истории Ахеменидской империи. Проблемы истории, филологии, культуры 2, 2016. 83–91.

76. Ruzicka, S. 2012: Trouble in the West: Egypt and the Persian Empire, 525–332 B.C. Oxford.

77. Sánchez, M.G. 2014: The second after the King and Achaemenid Bactria on Classical sources. In: B. Antela-Bernárdez, J. Vidal (eds.), Central Asia in Antiquity: Interdisciplinary Approaches. Oxford, 37–42.

78. Schmitt, R. 1982: Achaemenid throne-names. AION Linguistica 42/1, 83–95.

79. Schmitt, R. 2000: Menostanes. In: Encyclopædia Iranica online. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/menostanes; дата обращения: 18.07.2021.

80. Schmitt, R. 2007: Bemerkungen zu den Belegformen des Titels iran. *hazahrapati-. In: M. Macuch, M. Maggi, W. Sundermann (eds.), Iranian Languages and Texts from Iran and Turan: Ronald E. Emmerick Memorial Volume. Wiesbaden, 355–364.

81. Schmitt, R: 2011: Iranische Personennamen in der griechischen Literatur vor Alexander d. Gr. (Iranisches Personennamenbuch, V/5a). Wien.

82. Shayegan, M.R. 2003: Hazārbed. In: Encyclopaedia Iranica XII.1, 93–95.

83. Шенкарь, М.А. Божество на крылатом колесе: к вопросу идентификации «первой иудейской монеты». ВДИ 2, 2008. 98–108.

84. Spek, van der R.J. 2003: Darius III, Alexander the Great and Babylonian scholarship. In: W. Henkelman, A. Kuhrt (eds.), A Persian Perspective: Essays in Memory of Heleen Sancisi-Weerdenburg. (Achaemenid History, XIII). Leiden, 289–346.

85. Stolper, M.W. 1985: Entrepreneurs and Empire. The Murašû Archive, the Murašû Firm, and Persian Rule in Babylonia. Leiden.

86. Stronk, J.P. 2017: Semiramis’ Legacy. The History of Persia According to Diodorus of Sicily. Edinburgh.

87. Torrey, C.C. 1939: The two Persian officers named Bagoas. American Journal of Semitic Languages and Literatures 56/3, 300–301.

88. Waters, M. 2014: Ancient Persia: A Concise History of the Achaemenid Empire, 550–330 BCE. Cambridge.

89. Waters, M. 2017: Ctesias’ Persica and Its Near Eastern Context. Madison.

90. Werba, Ch. 1982: Die arischen Personennamen und ihre Träger bei den Alexanderhistorikern (Studien zur iranischen Anthroponomastik). Diss. Wien.

91. Wiesehöfer, J. 1980: Die «Freunde» und «Wohltater» des Grosskönigs. Studia Iranica 9, fasc. 1, 7–21.

92. Wiesehöfer, J. 1999: Das Frühe Persien. Geschichte eines antiken Weltreichs. Zürich–München.

93. Williamson, H.G.M. 2004: Studies in Persian Period History and Historiography. Tübingen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх