«Арий, поклоняющийся Ормазду»: к политической биографии Шаханшаха Нарсе

 
Код статьиS032103910008630-6-1
DOI10.31857/S032103910008630-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 2
Страницы434-461
Аннотация

Фигура шаханшаха Нарсе (293–302 гг.) является одной из самых колоритных и в то же время самых драматичных среди всех представителей династии Сасанидов. Будучи наиболее вероятным претендентом на корону после смерти своего брата Ормизда-Ардашира (Ормизда I) (272–273 гг.), Нарсе дважды (в 273 и 276 г.) был оттеснен от трона конкурентами – братом Варахраном I (273–276 гг.) и сыном последнего Варахраном II (276–293 гг.). Все это время Нарсе являлся наместником («царем») важных пограничных провинций сасанидского Ирана: до 273 г. – Сакастана, с 273 по 293 г. – Армении. Стать шаханшахом Нарсе смог только в 293 г., отстранив от власти преемника Варахрана II Варахрана III (293 г.). Правление Нарсе было омрачено поражением Ирана в римско-персидской войне 296–298 гг. и уступкой Риму нескольких областей в Северной Месопотамии. Пользуясь ослаблением Персидской державы, Армянское царство в 301 г. приняло христианство и таким образом окончательно превратилось в противника сасанидского Ирана. Во внутренней политике царствование Нарсе было ознаменовано ослаблением религиозных гонений, направленных против незороастрийцев, возрождением культа богини Анахид и дальнейшим усилением позиций родовой знати. В 302 г. Нарсе, вероятно, отрекся от престола под давлением недовольной его правлением аристократической группировки. Однако считать Нарсе главным виновником бед, обрушившихся в годы его царствования на державу Сасанидов, было бы неверно. Все происходившее в это время во многом являлось итогом разрушительного для Иранского государства двадцатилетнего пребывания у власти его предшественников, и исправить положение одному Нарсе за тот короткий срок, который он находился на троне, вряд ли было под силу.

Ключевые словасасанидский Иран, династия Сасанидов, Нарсе, Варахран I, Варахран II, Варахран III, династическая история, политическая борьба, престолонаследие
Получено11.03.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов71452
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Фигура шаханшаха Нарсе (ср.-перс. nersah, греч. Ναρσῆς, лат. Narseus) (293–302 гг.) является одной из самых колоритных и в то же время самых драматичных среди других представителей династии Сасанидов. Являясь прямым потомком основателя сасанидской державы Ардашира Папакана (224–242 гг.), он смог вступить на трон лишь на склоне лет, будучи не раз обойденным своими более удачливыми родственниками. Когда Нарсе все же добился своей цели и, наконец, возложил на себя корону «царя Ирана и не-Ирана», то не смог добиться каких-то значительных успехов, и годы его правления стали временем упадка империи Сасанидов.
2 В отечественной историографии личность Нарсе крайне редко становилась самостоятельным объектом научного интереса. Единственным специалистом, обратившим внимание на политическую карьеру этого представителя династии Сасанидов, является В.Г. Луконин, одна из статей которого, опубликованная в 1964 г., была посвящена истории противостояния Нарсе и его племянника Варахрана II в борьбе за персидский трон1. Отдельные сюжеты, связанные с жизнью и деятельностью Нарсе, затрагивались Лукониным и в ряде других его исследований2. 1. Lukonin 1964, 48–63.

2. Lukonin 1969; 1979; 1987 и др.
3 Зарубежные иранисты обращались к фигуре Нарсе несколько чаще, однако и здесь работы, посвященные непосредственно интересующему нас персонажу, носят единичный характер и, как правило, раскрывают лишь отдельные аспекты биографии Нарсе (обстоятельства прихода к власти3, отношения с Римом4, официальная иконография Нарсе5 и др.). Единственным исключением на этом фоне является немецкая исследовательница У. Вебер, относительно недавно опубликовавшая обстоятельную статью, посвященную Нарсе6. 3. Weber, Wiesehöfer 2010.

4. Wiesehöfer 2007.

5. Tanabe 1986; Göbl 1959; DeShazo 1993; Mosig-Walburg 2011; Alram 2012.

6. Weber 2012. Эта работа У. Вебер позднее легла в основу подготовленной ею же одноименной статьи в «Encyclopaedia Iranica» (Weber 2016b).
4 Представляется, что столь незначительное внимание ученых к фигуре Нарсе не соответствует роли этого правителя в истории Сасанидского государства. Как мы увидим ниже, многие из векторов развития Ирана (да и не только Ирана) в последующие столетия берут свое начало именно в годы правления этого царя, а потому комплексная и, насколько это возможно, всесторонняя историческая реконструкция событий, связанных с его приходом к власти и последующим правлением, представляется принципиально важной для более полного и точного понимания процессов, происходивших на Ближнем Востоке в период поздней античности.
5 Наши сведения о раннем этапе политической карьеры Нарсе крайне немногочисленны, и судить о ней мы можем исключительно на основе скудных данных сасанидской эпиграфики. Впервые имя будущего шаханшаха встречается в трехъязычной надписи шаханшаха Шапура I (242–272 гг.) на «Каабе Зороастра» (далее – ŠKZ), высеченной в начале 260-х годов (вероятно, в 262 (или 263) г.7), где при перечислении сыновей царя Нарсе назван «арием, поклоняющимся Ормазду8 (ēr mazdēsn9), царем Синда, Сакастана и Турестана до берега моря», в честь которого отцом, Шапуром I, был учрежден отдельный храм огня (ŠKZ. MP. 24; Parth. 19; Gr. 42–43)10. Здесь же, но чуть ниже, Нарсе упомянут как «царь саков» (саканшах) (ŠKZ. MP. 25; Parth. 20; Gr. 47–48). Таким образом, можно заключить, что к 262 г. Нарсе уже был вполне зрелым человеком и исполнял функции наместника огромной территории («Синда, Сакастана и Турестана до берега моря», т.е. фактически всего Восточного Ирана). Учитывая, что в сасанидском Иране правитель считался способным к самостоятельной деятельности по достижении 16-летнего возраста11, можно предположить, что Нарсе родился не позднее 246 г. Но если принять во внимание огромные размеры и важность подконтрольной ему приграничной территории, а также применение Шапуром I характеристики «арий, поклоняющийся Ормазду» только в отношении Нарсе12, то становится очевидным, что на момент составления ŠKZ Нарсе уже успел зарекомендовать себя в качестве хорошего администратора (а возможно и полководца)13 и правоверного зороастрийца, а потому дату его рождения скорее всего следует отнести к еще более раннему периоду. 7. Henning 1939, 845; 1954, 40; Lukonin 1969, 61; Weber 2016a, 315.

8. Ормазд – среднеперсидский вариант имени зороастрийского бога Ахурамазды.

9.  В историографии нет полного единодушия в вопросе о том, действительно ли в данном случае выражение ēr mazdēsn следует понимать буквально (т.е. «арий (иранец. – В.Д.), поклоняющийся Ормазду»); о возможных подходах к интерпретации словосочетания ēr mazdēsn см. Gnoli 1989, 142–148; 1998.

10. Здесь и далее MP. означает среднеперсидский, Parth– парфянский, Gr. – греческий варианты текста ŠKZ.

11. На это, в частности, указывает сообщение Табари о том, что самостоятельное правление внука Нарсе шаханшаха Шапура II (309–379 гг.) началось, когда последнему исполнилось 16 лет: Ta’rīkh al-rusūl wa’l-mulūk [The History of al-Tabarī]. Vol. 5. The Sāsānides, the Byzantines, the Lakhmids and Yemen. Transl. and annot. by C.E. Bosworth. New York, 1999. P. 54 (далее – Tabarī).

12. Остальные сыновья Шапура I (Ормизд-Ардашир, Варахран и Шапур) подобных эпитетов не удостоились.

13. Weber 2012, 161.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 361

Оценка читателей: голосов 0

1. Alram, M. 2012: Narseh (293–302/3). In: M. Alram, R. Gyselen (eds.), Sylloge Nummorum Sasanidarum Paris–Berlin–Wien. Vol. II. Ohrmazd I. – Ohrmazd II. Vienna, 277–352, 488–523.

2. Azarnoush, M. 2009: New evidence on the chronology of the “Anahita temple”. Iranica Antiqua 44, 393–402.

3. Bivar, A.D.H. 1983: The history of Eastern Iran. In: E. Yarshater (ed.), The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Pt. 1. The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Cambridge, 181–231.

4. Blockley, R.C. 1984: The Romano-Persian peace treaties of A.D. 299 and 363. Florilegium 6, 28–49.

5. Bonner, M.R.J. 2014: An Historiographical Study of Abū Ḥanīfa Aḥmad Ibn Dāwūd Ibn Wanand Al-Dīnawarī’s Kitāb Al-Aḫbār Al-Ṭiwāl’. PhD. diss. Oxford.

6. Carter, M.L. 1985: A numismatic reconstruction of Kushano-Sasanian history. Museum Notes (American Numismatic Society) 30, 215–281.

7. Carter, M.L. 1990: Early Sasanian and Kushano-Sasanian coinage from Merv. Bulletin of the Asia Institute 4, 11–16.

8. Cereti, C.G., Terribili, G. 2014: The Middle Persian and Parthian inscriptions on the Paikuli tower. New blocks and preliminary studies. Iranica Antiqua 49, 347–412.

9. Chaumont, M.-L. 1958: Le culte d’Anāhitā à Staxr et les premiers Sassanides. Revue de l’histoire des religions 153/2, 154–175.

10. Choksy, J.K. 1988: Sacral kingship in Sasanian Iran. Bulletin of the Asia Institute 2, 35–52.

11. Daryaee, T. 2009: Sasanian Persia. The Rise and Fall of an Empire. London–New York.

12. Daryaee, T. 2017: A note on the ‘Great King of Armenia’. In: P.S. Avetisyan, Y.H. Grekyan (eds.), Bridging Times and Spaces. Papers in Ancient Near Eastern, Mediterranean and Armenian Studies. Honouring Gregory E. Areshian on the Occasion of His Sixty-Fifth Birthday. Oxford, 85–87.

13. DeShazo, A.S. 1993: The order of Narsehs’s coin portraits. Pahlavi Palaver 2, 2–3.

14. Dignas, B., Winter, E. 2007: Rome and Persia in Late Antiquity. Neighbours and Rivals. New York.

15. Дмитриев, В.А. Военная разведка в сасанидском Иране: организация деятельности и источники информации. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки» 1, 2016. С. 9–22.

16. Дмитриев, В.А. Восточные кампании Шапура II. Восток. Афроазиатские общества: история и современность 2, 2019. С. 49–63.

17. Dodgeon, M.H., Lieu, S.N.C. (eds.) 1994: The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars (AD 226–363). A Documentary History. London–New York.

18. Duchesne-Guillemin, J. 1983: Zoroastrian religion. In: E. Yarshater (ed.), Cambridge History of Iran. Vol. 3. Pt. 2. The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Cambridge, 866–908.

19. Enßlin, W. 1942: Zur Ostpolitik des Kaisers Diokletian. München.

20. Erdmann, K. 1943: Die Kunst Irans zur Zeit der Sasaniden. Berlin.

21. Frye, R.N. 1983: The political history of Iran under the Sasanians. In: T. Yarshater (ed.), The Cambridge History of Iran. Vol. 3. Pt. 1. The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Cambridge, 116–180.

22. Гарсоян, Н.Г. Армения в IV в. (к вопросу уточнения терминов «Армения» и «верность»). Вестник общественных наук АН Армянской ССР 3, 1971. С. 55–62.

23. Garsoïan, N. 1997: The Aršakuni dynasty (A.D. 12–[180?]–428). In: R.G. Hovannisian (ed.), The Armenian People from Ancient to Modern Times. Vol. 1. The Dynastic Periods: from Antiquity to the Fourteenth Century. New York, 63–94.

24. Ghirshman, R. 1974: Les scènes d’investiture royale dans l’art rupestre des Sassanides. Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 118e année 1, 35–42.

25. Gignoux, Ph. 1984: Church-state relations in the Sasanian period. In: T. Misaka (ed.), Monarchies and Socio-Religious Traditions in the Ancient Near East. Papers Read at the 31st International Congress of Human Sciences in Asia and North Africa. (Bulletin of the Middle Eastern Cul-ture Center in Japan, I). Wiesbaden, 72–80.

26. Gnoli, G. 1989: The Idea of Iran. An Essay on Its Origin. Roma.

27. Gnoli, G. 1998: Ēr, ēr mazdēsn. In: E. Yarshater (ed.), Encyclopædia Iranica. Vol. VIII. Fasc. 5. London, 533. (URL: http://www.iranicaonline.org/articles/er-er-mazdesn; дата обращения: 21.02.2020).

28. Goldman, B. 1965: Persian fire temples or tombs? Journal of Near Eastern Studies 24/4, 305–308.

29. Göbl, R. 1959: Narsē und nicht Bahrām III: Das Problem des Herrschers mit Lamellenkrone, zugleich ein Beitrag zur frühsasanidischen Münzepigraphik. Numismatische Zeitschrift 78, 5–13.

30. Gyselen, R. 2008: The great families in the Sasanian empire: some sigillographic evidence. In: D. Kennet, P. Luft (eds.), Current Research in Sasanian Archaeology, Art and History. Proceedings of a Conference Held at Durham University, November 3rd and 4th, 2001. (BAR International Series, 1810). Oxford, 107–113.

31. Henning, W.B. 1939: The Great inscription of Šāpūr I. Bulletin of the School of Oriental and African Studies 9/4, 823–849.

32. Henning, W.B. 1954: Notes on the Great inscription of Šāpūr I. In: Professor Jackson Memorial Volume. Papers on Iranian Subjects. Bombay, 40–54.

33. Herzfeld, E. 1924: Paikuli. Monument and Inscription of the Early History of the Sasanian Empire. Vol. 1. Berlin.

34. Humbach, H., Skjærvø, P.O. 1983: The Sassanian Inscription of Paikuli. Vol. III. Pt. 1. Restored Text and Translation. Wiesbaden.

35. Justi, F. 1895: Iranisches Namenbuch. Marburg.

36. Kaim, B. 2009: Investiture or Mithra. Towards a new interpretation of so-called investiture scenes in Parthian and Sasanian art. Iranica Antiqua 44, 403–415.

37. Хуршудян, Э.Ш. Государственные институты парфянского и сасанидского Ирана. III в. до н.э. – VII в. н.э. Алматы, 2015.

38. Kleiss, W. et al. 1973: Survey of excavations in Iran 1971–72. Iran 11, 185–214.

39. La Vaissière, E., de. 2016: Kushanshahs. I. History. In: E. Yarshater (ed.), Encyclopædia Iranica. Online Edition. New York. (URL: http://www.iranicaonline.org/articles/kushanshahs-01; дата обращения: 21.02.2020).

40. Laubscher, H.P. 1975: Der Reliefschmuck des Galeriusbogens in Thessaloniki. Berlin.

41. Луконин, В.Г. Варахран II и Нарсе (Иран, 70–90-е годы III в.). ВДИ 1, 1964. С. 48–63.

42. Луконин, В.Г. Картир и Мани. ВДИ 3, 1966. С. 65–81.

43. Луконин, В.Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III–V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969.

44. Луконин, В.Г. Иран в III веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. М., 1979.

45. Луконин, В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. М., 1987.

46. Maksymiuk, K. 2015: Geography of Roman-Iranian Wars. Military Operations of Rome and Sasanian Iran. Siedlce.

47. Marquart, J. 1901: Ērānšahr: nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac‘i. Berlin.

48. Mosig-Walburg, K. 2011: Das „sasanidische Kronengesetz“: Entstehung und Entwicklung eines modernen Konstrukts. Zugleich ein Beitrag zur Deutung des Reliefs Narses in Naqsh-i Rustam. Klio 93/2, 446–473.

49. Nikitin, A. 1999: Notes on the chronology of the Kushano-Sasanian kingdom. In: M. Alram, D.E. Klimburg-Salter (eds.), Coins, Art and Chronology: Essays on the Pre-Islamic History of the Indo-Iranian Borderlands. Wien, 259–263.

50. Olbrycht, M.J. 2016: Dynastic connections in the Arsacid empire and the origins of the House of Sāsān. In: V.S. Curtis, E.J. Pendleton, M. Alram, T. Daryaee (eds.), The Parthian and Early Sasanian Empires: Adaptation and Expansion. Proceedings of a Conference Held in Vienna, 14–16 June 2012. Oxford–Philadelphia (PA), 23–35.

51. Overlaet, B. 2013. And man created god? Kings, priests and gods on Sasanian investiture reliefs. Iranica Antiqua 48, 313–354.

52. Patterson, L.E. 2017: Minority religions in the Sasanian empire: suppression, integration and relations with Rome. In: E.W. Sauer (ed.), Sasanian Persia: Between Rome and the Steppes of Eurasia. Edinburgh, 181–198.

53. Potter, D.S. 2004: The Roman Empire at Bay. AD 180–395. London–New York.

54. Schindel, N. 2012: The beginning of Kushano-Sasanian coinage. In: M. Alram, R. Gyselen (eds.), Sylloge Nummorum Sasanidarum Paris–Berlin–Wien. Bd. II. Ohrmazd I. – Ohrmazd II. Wien, 65–73.

55. Shahbazi, A.Sh. 1983: Studies in Sasanian prosopography I: Narse’s relief at Naqsh-i Rustam. Archäologische Mitteilungen aus Iran 16, 255–268.

56. Shahbazi, A.Sh. 1988: Bahrām I. In: E. Yarshater (ed.), Encyclopædia Iranica. Vol. III. Fasc. 5. London, 514–522. (URL: http://www.iranicaonline.org/articles/bahram-01; дата обращения: 21.02.2020).

57. Shavarebi, E. 2018: The temples of Anāhīd at Estakhr (Southern Iran): historical documents and archaeological evidence. In: J. Belaj, M. Belaj, S. Krznar, T. Sekelj Ivančan, T. Tkalčec (eds.), Sacralization of Landscape and Sacred Places. Proceedings of the 3rd International Scientific Conference of Mediaeval Archaeology of the Institute of Archaeology. Zagreb, 2nd and 3rd June 2016. (Zbornik Instituta za arheologiju, 10). Zagreb, 179–194.

58. Шенкарь, М.А. Богиня или царица? К интерпретации женского персонажа на рельефе Нарсе из Накш-е Рустама. В сб.: М.Д. Бухарин (ред.), Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры 3. М., 2013. С. 614–634.

59. Skjærvø, P.O. 2011: Kartīr. In: E. Yarshater (ed.), Encyclopædia Iranica. Vol. XV. Fasc. 6. London, 608–628. (URL: http://www.iranicaonline.org/articles/kartir; дата обращения: 21.02.2020).

60. Soudavar, A. 2009: The vocabulary and syntax of iconography in Sasanian Iran. Iranica Antiqua 44, 417–460.

61. Tanabe, K. 1986: A study of the investiture of Narseh at Naqsh-i Rustam: Anahitah or Queen of Queens? Orient 22, 105–127.

62. Tanabe, K. 2018: Not the queen Šābuhrduxtag but the goddess Anāhitā: identification of the female figure in the investiture scene of Narseh at Naqsh-i Rustam. Japan Society for Hellenistic-Islam Archaeological Studies 25, 9–26.

63. Toumanoff, C. 1969a: Chronology of the early kings of Iberia. Traditio 25, 1–33.

64. Toumanoff, C. 1969b: The third-century Armenian Arsacids: a chronological and genealogical commentary. Revue des Études Arméniennes 6, 233–281.

65. Циркин, Ю.Б. «Военная анархия» в Римской империи. СПб., 2015.

66. Weber, U. 2007: Hormezd I., König der Könige von Ērān und Anērān. Iranica Antiqua 42, 387–418.

67. Weber, U. 2009: Wahrām II., König der Könige von Ērān und Anērān. Iranica Antiqua 44, 559–643.

68. Weber, U. 2010a: Wahrām III., König der Könige von Ērān und Anērān. Iranica Antiqua 45, 353–394.

69. Weber, U. 2010b: Zu den Feldbildnissen des Königs Narseh. R. Gyselen, (ed.), Sources for the History of Sasanian and Post-Sasanian Iran. (Res Orientalis, XIX). Leuven, 305–319.

70. Weber, U. 2012: Narseh, König der Könige von Ērān und Anērān. Iranica Antiqua 47, 153–302.

71. Weber, U. 2016a: Hormezd II., König der Könige von Ērān und Anērān. Iranica Antiqua 51, 313–360.

72. Weber, U. 2016b: Narseh. In: E. Yarshater (ed.), Encyclopædia Iranica. Online Edition. New York. (URL: http://www.iranicaonline.org/articles/narseh-sasanian-king; дата обращения: 21.02.2020).

73. Weber, U., Wiesehöfer, J. 2010: König Narsehs Herrschaftsverständnis. In: H. Börm, J. Wiesehöfer (eds.), Commutatio et сontentio: Studies in the Late Roman, Sasanian and Early Islamic Near East in Memory of Zeev Rubin. Düsseldorf, 89–132.

74. Wiesehöfer, J. 2007: Narseh, Diokletian, Manichäer und Christen. In: A. Mustafa, J. Tubach, G. S. Vashalomidze (eds.), Inkulturation des Christentums im Sasanidenreich. Wiesbaden, 161–169.

75. Winter, E., Dignas, B. 2001: Rom und das Perserreich. Zwei Weltmächte zwischen Konfrontation und Koexistenz. Berlin.

76. Зограф, А.Н. Античные монеты. М., 1951.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх