Идейные истоки движения «Жизни чёрных имеют значение»

 
Код статьиS268667300017547-1-1
DOI10.31857/S268667300017547-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 12
Страницы101-114
Аннотация

В статье рассматривается идеология афроамериканского движения «Жизни чёрных имеют значение», оказывающего большое воздействие на современную общественную жизнь США, проанализированы основные пункты программы движения, созданной под влиянием идей социализма и чёрного национализма и направленной на радикальную трансформацию американского сообщества. В целях изучения идейной преемственности между афроамериканскими общественными движениями, в статье проводится сравнение движения «Жизни чёрных имеют значение» с движением за гражданские права чернокожих в США 1950–1960-х годов, а также с радикальным движением «Власть чёрных», наиболее влиятельным представителем которого была партия «Чёрные пантеры», пик популярности которой пришёлся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Особое внимание уделяется рассмотрению основ идеологии революционного национализма «Чёрных пантер», а также её влиянию на фундаментальные принципы движения «Жизни чёрных имеют значение».

Ключевые словадвижение «Жизни чёрных имеют значение», межрасовые отношения в США, институциональный расизм, движение «Власть чёрных», партия «Чёрные пантеры», движение за гражданские права чернокожих в США
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено30.09.2021
Дата публикации03.12.2021
Кол-во символов29527
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В наше время сложно найти человека, который хотя бы раз не слышал лозунг «Жизни чёрных имеют значение», причем это касается не только стран Запада, где одноимённое движение не сходит с новостных лент на протяжении последних лет, но и расположенной вдали от арены этих событий России. Деятельность движения «Жизни чёрных имеют значение» (Black Lives Matter Movement) вызывает жаркие споры по всему миру, а оценка его деятельности чаще всего имеет две полярные точки зрения – от сугубо положительной до крайне отрицательной.
3 В то время как в российском медийном пространстве движение «Жизни чёрных имеют значение» ассоциируется, в первую очередь, с противостоянием чернокожего населения существующей в Соединённых Штатах системе охраны общественного порядка, в особенности полиции, на деле сфера деятельности движения намного шире. Как и прочие новые социальные движения нашего времени «Жизни чёрных имеют значение» уделяет внимание проблемам самого разного спектра: гендерное равноправие, права ЛГБТ, иммиграция, экология, экономическое неравенство, межрасовые отношения и т.д. При этом движение рассматривает эти проблемы, сугубо с точки зрения их влияния на чернокожее население не только США, но и других стран. В результате идеология движения «Жизни чёрных имеют значение» представляет собой необычный синтез современных идейных тенденций, свойственных левому и прогрессивному движению США, а также наследия афроамериканских общественных движений второй половины XX века.
4

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

5 Лозунг «Жизни чёрных имеют значение», авторами которого были три активистки-афроамериканки Опал Томети, Алисия Гарза и Патрис Калорс, появился в качестве хэштега в социальных сетях в 2013 г. в ответ на оправдательный приговор патрульного – добровольца Джорджа Циммермана, застрелившего безоружного чернокожего подростка Трейвона Мартина во время потасовки. Звучная фраза быстро набрала популярность в интернете, стала широко использоваться в протестных акциях, в первую очередь, против полицейского насилия [Покудов З.В., 2020: 77]. В том же году создательницы лозунга основали сетевую организацию «Жизни чёрных имеют значение» (Black Lives Matter Network), которая в скором времени обзавелась ячейками во всех штатах. Спустя год было заявлено о формировании объединения «Движение за жизни чёрных» (Movement for Black Lives, M4BL) – коалиции из более чем 50 организаций по всей стране, специализирующихся на проблемах чернокожего населения. Ведущее место среди входящих в «Движение за жизни чёрных», заняла сетевая организация «Жизни чёрных имеют значение», которая объявила в 2017 г. о преобразовании в фонд глобальной сети «Жизни чёрных имеют значение» (Black Lives Matter Global Network Foundation), чтобы подчеркнуть международный характер своей деятельности. За общественным движением, объединяющим разнообразные организации, аффилированные с фондом глобальной сети «Жизни чёрных имеют значение» и объединением «Движение за жизни чёрных», закрепилось название «Жизни чёрных имеют значение», связанное с их главным лозунгом.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 844

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson M., Menasce-Horowitz J., Parker K. Amid Protests, Majorities Across Racial and Ethnic Groups Express Support for the Black Lives Matter Movement. 12.06.2020 // Pew Research Center. Available at: https://www.pewsocialtrends.org/2020/06/12/amid-protests-majorities-across-racial-and-ethnic-groups-express-support-for-the-black-lives-matter-movement/ (ac-cessed 25.06.2020).

2. Buchanan L., Bui Q., Patel J.K. Black Lives Matter May Be the Largest Movement in U.S. History // The New York Times. 03.07.2020. Available at: https://www.nytimes.com/interactive/2020/07/03/us/george-floyd-protests-crowd-size.html (accessed 05.16.2021).

3. Crouch S. By Any Means Necessary // The New York Times. 10.09.2006. Available at: https://www.nytimes.com/2006/09/10/books/review/crouch.html?_r=0 (accessed 17.07.2021).

4. Cunningham W.M. Black Lives Matter: Corporate America Has Pledged $1.678 Billion So Far // The Black Enterprise. 10.06.2020. Available at: https://www.blackenterprise.com/black-lives-matter-corporate-america-has-pledged-1-678-billion-so-far/ (accessed 09.10.2020).

5. Do you support or oppose the Black Lives Matter movement? // Civiqs survey. Available at: https://civiqs.com/results/black_lives_matter?annotations=true&uncertainty=true&zoomIn=true (accessed 05.09.2021).

6. Editorial Department of Renmin Ribao (People’s Daily). Chairman Mao’s Theory of the Differentiation of the Three Worlds is a Major Contribution to Marxism-Leninism // People’s Daily. 01.11.1977. Available at: https://www.marxists.org/history/erol/ncm-5/theory-3-worlds/index.htm (accessed 16.07.2021).

7. Loving Your Enemies, Sermon Delivered at the Detroit Council of Churches' Noon Lenten Services. 07.03.1961 // The Martin Luther King, Jr. Research and Education Institute. Available at: https://kinginstitute.stanford.edu/king-papers/documents/loving-your-enemies-sermon-delivered-detroit-council-churches-noon-lenten (accessed 02.04.2021)

8. Newton H.P. Panthers // Ebony Magazine. August 1969.

9. The Black Panther Party Ten-Point Program. 1966 // Blackpast. Available at: https://www.blackpast.org/african-american-history/primary-documents-african-american-history/black-panther-party-ten-point-program-1966/ (accessed 22.07.2021)

10. Vision for Black Lives: Policy Platform // M4BL. Available at: https://m4bl.org/policy-platforms/end-the-war-on-black-communities/ (accessed 05.12.2021).

11. Покудов З.В. Барак Обама и расовый фактор в американской политике: движение «Жизни чёрных важны» // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. 50 (9). С. 71-81. DOI: 10.31857/S268667300010264-0

12. Bloom J, Waldo M. E. Jr., 2013. Black against Empire: The History and Politics of the Black Panther Party. N.Y.: University of California Press, – 568 p.

13. Bonilla T; Tillery A. B., 2020. Which Identity Frames Boost Support for and Mobilization in the #BlackLivesMatter Movement? An Experimental Test // American Political Science Review. Vol. 114. N. 4, pp. 947-962.

14. Fanon F., 1966. The Wretched of the Earth. Translated By Constance Farrington. N.Y.: Grove Press, – 320 p.

15. Klehr H., 1988. Far Left of Center: The American Radical Left Today. Piscataway: Transaction Publishers, – 210 p.

16. Malcolm X., 1970. By Any Means Necessary: Speeches, Interviews, and a Letter by Malcolm X. N.Y.: Pathfinder Press, – 184 p.

17. Mantler G. K., 2013. Power to the Poor: Black-Brown Coalition and the Fight for Economic Justice, 1960-1974 (Justice, Power, and Politics). Chapel Hill: University of North Carolina Press, – 376 p.

18. Pickney A., 1979. Red, Black, and Green: Black Nationalism in the United States. N.Y.: Cambridge University Press, – 272 p.

19. Spencer R. C., 2008. Engendering the Black Freedom Struggle: Revolutionary Black Womanhood and the Black Panther Party in the Bay Area, California // Journal of Women's History. Vol. 20. N. 1, pp. 90-113.

20. Tillery A. B., 2019. What Kind of Movement is Black Lives Matter? The View from Twitter // The Journal of Race, Ethnicity, and Politics. Vol. 4, pp. 297–323.

21. Ture K., 1992. Black Power: The Politics of Liberation in America. N.Y.: Vintage Books, – 256 p.

22. Van Deburg W.L., 1996. Modern Black Nationalism: From Marcus Garvey to Louis Farrakhan. N.Y.: New York University Press, – 396 p.

23. Washington J. M., 1991. A Testament of Hope: The Essential Writings and Speeches of Martin Luther King, Jr. N.Y.: HarperCollins, – 676 p.

24. Zedong M., 1968. Problems of Strategy in China’s Revolutionary War. Beijing: Foreign Languages Press, – 107 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх