Федеральные финансы США: нарастание структурной неэффективности

 
Код статьиS268667300016895-4-1
DOI10.31857/S268667300016895-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы5-21
Аннотация

Анализируется текущее состояние системы федеральных финансов США, которое характеризуется рекордными абсолютными и относительными параметрами бюджетных дефицитов и валового долга федерального правительства. Подчёркивается, что рекордные показатели долга и дефицита объективно свидетельствуют о растущей уязвимости системы федеральных финансов США со стороны внешних шоков и потрясений. Таким шоковым потрясением для американской экономики стала коронавирусная пандемия, влияние которой американцы стали остро ощущать с весны 2020 г. В статье проводятся параллели между текущим кризисным состоянием системы федеральных финансов и кризисными явлениями середины 1940-х годов. Однако, если в середине 1940-х годов колоссальные размеры бюджетных дефицитов и долговой зависимости США стали следствием предыдущих 15 лет «Великой депрессии» 1930-х годов и Второй мировой войны в первой половине 1940-х годов, то сейчас рекордные показатели дефицита и задолженности федерального правительства образовались в последние год-два. В результате в США оказался нарушенным привычный процесс ранжирования и установления системы бюджетных приоритетов, распределения бюджетных средств между военными и гражданскими статьями расходов. Параллельно стал происходить процесс размывания между параметрами «бюджетных полномочий» и «бюджетных расходов», что не дает четкого представления о точном количестве бюджетных средств, выделяемых на основные направления деятельности федерального правительства. Тем не менее, можно говорить о том, что растущие финансовые ограничения уже обернулись стабилизацией военных расходов США на уровне порядка 700,0 млрд долл. ежегодно и о сокращении финансирования многих ключевых программ закупки новых систем вооружения. В США также растёт осознание того факта, что в современных условиях многие программы гражданского назначения, особенно в сфере здравоохранения, играют не менее важную роль в обеспечении национальной безопасности США в широком смысле этого слова, чем собственно военные программы. В целом, пока демократической администрации Дж.Байдена так и не удалось сформулировать чёткой и взаимосвязанной фискальной политики, которая осуществляется во многих сферах в режиме «ручного управления».

Ключевые словафискальная политика, бюджетные приоритеты, валовой долг федерального правительства, бюджетный дефицит, инфляция, бюджетные полномочия, бюджетные расходы, Бюджетное управление Конгресса (БУК), директор Административно-бюджетного управления (АБУ)
Получено21.07.2021
Дата публикации01.10.2021
Кол-во символов33118
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Кризисные потрясения в американской экономике в 2020–2021 гг., усугублённые коронавирусной пандемией, фундаментальным образом трансформировали состояние всей системы федеральных финансов США. Главные изменения затронули два бюджетных параметра. Во-первых, рекордных абсолютных и относительных значений, невиданных со времён окончания Второй мировой войны, достиг показатель бюджетного дефицита, и, во-вторых, абсолютные и относительные значения валового долга федерального правительства вышли на беспрецедентно высокие уровни за всю фискальную историю США.
3 В частности, в 2021 фин. г., окончившимся 30 сентября с.г., дефицит федерального бюджета составит не менее 3,1 трлн долл., или 13,9% ВВП. Текущий дефицит федерального бюджета обеспечивает в настоящее время финансирование почти половины всех расходов федерального правительства. В последний раз аналогичные рекордные показатели были зафиксированы в 1945 фин. г., когда дефицит составил 21,0% ВВП, при этом свыше 51% федеральных расходов в тот период покрывалось за счёт дефицитного финансирования [1: A)].
4 Стремительно растущие бюджетные дефициты предопределяют и рост пирамиды валового долга федерального правительства, поскольку арифметически федеральный долг увеличивается на величину бюджетного дефицита за определённый период времени – за квартал, за полугодие, за год. В результате валовой долг федерального правительства к концу 2021 фин. г. составил почти 29,0 трлн долл. и достиг рекордного за всю финансовую историю США значения 125% ВВП США (! - авт.). В последний раз рекордный показатель соотношения валового долга и ВВП был зафиксирован в 1946 фин. г., когда он равнялся 118,9% [1:B)].
5 На протяжении всего послевоенного периода этот показатель считался верхним пределом фискальной устойчивости США; выход за пределы этого соотношения валового федерального долга и ВВП рассматривался как вероятность вступления американской экономики в зону повышенной фискальной неустойчивости и уязвимости, когда резко возрастают риски катастрофического «обрушения» пирамиды накопленных долгов. В середине 1940-х годов, когда держателями практически всего объёма ценных бумаг Министерства финансов США являлись американские юридические и физические лица, у них не было весомых причин «раскачивать» долговую лодку. Даже в конце 1960-х годов доля иностранных держателей федеральных ценных бумаг, реализуемых на аукционах Министерства финансов, не превышала 5% их общего объёма [2: 36].
6

РАСТУЩАЯ УЯЗВИМОСТЬ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА К ВНЕШНИМ ПОТРЯСЕНИЯМ

7 Ситуация стала резко меняться с начала 1970-х годов, и в 2011–2012 фин. гг. доля иностранных держателей федеральных ценных бумаг превысила рекордное значение в 48%, однако затем пошла на убыль, и в 2019 г. сократилась до 41,2%. В 2020 фин. г. на фоне финансово-экономического кризиса она уменьшилась до 33,6%. Как отмечают финансовые аналитики федерального правительства, решения по увеличению или снижению приобретаемых объёмов ценных бумаг принимаются «исключительно иностранными центральными банками, корпорациями и физическими лицами, а не являются следствием их размещения на фондовых рынках для последующей продажи иностранным инвесторам» [2: 37]. В этом плане резкое уменьшение доли иностранных держателей федеральных бумаг в 2020 фин г. по сравнению с 2019 фин г. на фоне небольшого роста их абсолютных размеров – примерно на 150 млрд долл. до отметки в 7,1 трлн долл. – косвенно свидетельствует о том, что в условиях кризисных потрясений иностранные держатели федеральных ценных бумаг вынуждены считаться с фактором возможной паники на фондовых рынках, что может обернуться в итоге массовым сбросом и обесценением ценных бумаг Министерства финансов США. Тем не менее, международная устойчивость рынка ценных бумаг Казначейства США заключается в том, что в 2020 фин. г. 59% их держателей приходилось на долю центральных банков иностранных государств и только 41% – на долю частных инвесторов. Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что в 2020 фин. г. 18,1% (1,3 трлн долл.) американских ценных бумаг приходилось на долю японских держателей, а 15,5% (около 1,0 трлн долл.) – на долю китайских держателей [3]. Таким образом, учитывая растущую американо-китайскую конфронтацию и соперничество, внешние финансовые рынки создают определённую уязвимость для американской пирамиды долга федерального правительства.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 453

Оценка читателей: голосов 0

1. Budget of the U. S. Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. A) Table 1.3—Summary of Receipts, Outlays, and Surpluses or Deficits (-) in Current Dollars, Constant (FY 2012) Dollars, and as Percentages of GDP: 1940–2026: B) Table 7.1—Federal Debt at the End of Year: 1940–2026; C) Table 8.3—Percentage Distribution of Outlays by Budget Enforcement Act Category: 1962–2026. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/historical-tables (accessed 20.07.2021)

2. Budget of the U. S. Government. Fiscal Year 2022. Analytical Perspectives. Washington, USGPO, 2021, ix + 233 pp.

3. U.S. Treasury. Major Foreign Holders of Treasury Securities (in billions of dollars). Holdings at End of Period. June 15, 2021. Available at: https://ticdata.treasury.gov/Publish/mfh.txt (accessed 20.07.2021)

4. Президент России. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021». Владимир Путин выступил на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», организованного Всемирным экономическим форумом. 27 января 2021 года. Москва, Кремль. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/64938 (accessed 20.07.2021)

5. CRS Report. Introduction to the Federal Budget Process. February 26, 2020. R46240.

6. Committee for a Responsible Federal Budget. Eight Gimmicks to Look Out For This iii + 38 pp. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf (accessed 20.07.2021) Budget Season. May 16, 2017. 5 pp. Available at: https://www.crfb.org/papers/eight-gimmicks-look-out-budget-season (accessed 20.07.2021).

7. CBO. What is the difference between mandatory and discretionary spending? Available at: https://www.cbo.gov/content/what-difference-between-mandatory-and-discretionary-spending (accessed 20.07.2021)

8. The White House. OMB. The President’s FY 2022 Discretionary Request. April 9, 2021. P. 39. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/fy-2022-discretionary-request (accessed 20.07.2021)

9. Budget of the U. S. Government. Fiscal Year 2022. Wash: U.S.GPO, 2021, ii + 66 pp.

10. United States Senate Committee on Armed Services. OPEN/CLOSED: Department of Defense Budget Posture in review of the Defense Authorization Request for Fiscal Year 2022. Secretary of Defense lloyd J.Austin III. Prepared Remarks Before the Senate Armed Services Committee. June 10, 2021. 13 pp. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/department-of-defense-budget-posture-in-review-of-the-defense-authorization-request-for-fiscal-year-2022 (accessed 20.07.2021)

11. Stenographic Transcript Before the Committee on Armed Services, United States Senate. Hearings to Receive Testimony on the Department of Defense Budget Posture in Review of the Defense Authorization request for Fiscal Year 2022. June 10, 2021. 131 pp. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/department-of-defense-budget-posture-in-review-of-the-defense-authorization-request-for-fiscal-year-2022 (accessed 20.07.2021)

12. Kennedy S. End the Pentagon’s OCO slush fund. Defense News, October 14, 2020. Available at: https://www.defensenews.com/opinion/commentary/2020/10/14/end-the-pentagons-oco-slush-fund (accessed 20.07.2021).

13. United States Department of Defense. Defense Budget Overview. Fiscal Year 2022 Budget Request. Wash.: U.S.GPO, 2021, IV + 144 pp. Как отмечалось в июньском докладе Атлантического совета, спустя 20 лет американского военного присутствия в странах Ближнего и Среднего Востока администрация Дж. Байдена наконец-то признала, что «ближневосточная политика США делала слишком большой упор на военное присутствие и зачастую являлась контпродуктивной» (Ashford E. Reality Check #7: Red-teaming the Interim National Security Strategic Guidance. Jun 14, 2021. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/content-series/reality-check/reality-check-7-red-teaming-the-interim-national-security-strategic-guidance (accessed 20.07.2021).

14. CRS.Defense Primer: In Focus. RDT&E. June 14, 2021, 3 pp. Available at: https://fas.org › sgp › crs › natsec.pdf (accessed 20.07.2021).

15. Ashford E. Reality Check #7: Red-teaming the Interim National Security Strategic Guidance. Jun 14, 2021. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/content-series/reality-check/reality-check-7-red-teaming-the-interim-national-security-strategic-guidance (accessed 20.07.2021).

16. The White House. OMB. The President’s FY 2022 Discretionary Request. April 9, 2021. 58 pp. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/fy-2022-discretionary-request (accessed 20.07.2021).

17. Board of Governors of the Federal Reserve System. Monetaru Policy Report. July 9, 2021. iii + 67 pp. Available at: https://www.federalreserve.gov › files › 2021070 (accessed 20.07.2021).

18. BEA. Gross Domestic Product (Third Estimate), Corporate Profits (Revised Estimate), and GDP by Industry, First Quarter 2021. June 24, 2021. BEA 21-29. 28 pp. Available at: https://www.bea.gov/data/gdp/gross-domestic-product (accessed 20.07.2021)

19. Board of Governors of the Federal Reserve System. Money Stock Measures - H.6 Release. June 22, 2021. Tables 1-3. Available at: https://www.federalreserve.gov/releases/h6/current/default.htm (accessed 20.07.2021)

20. CBO. Estimated Budgetary Effects of H.R. 1319, American Rescue Plan Act of 2021. March 10, 2021. Cost Estimate. As Passed by the Senate on March 6, 2021. 2 pp. Available at: https://www.cbo.gov/publication/57056 (accessed 20.07.2021)

21. Williams J. Larry Summers blasts $1.9 T stimulus as 'least responsible economic policy in 40 years. The Hill, 03/20/21. Available at: https://thehill.com/policy/finance/544188-larry-summers-blasts-least-responsible-economic-policy-in-40-years (accessed 20.07.2021).

22. Does Rising National Debt Portend Rising Inflation? - “St. Louis Fed On The Economy Blog”. March 2, 2021. Available at: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2021/march/does-rising-national-debt-portend-rising-inflation (accessed 20.07.2021).

23. Mandelman F. Money Aggregates, Debt, Pent-Up Demand, and Inflation: Evidence from WWII. - “Federal Reserve Bank of Atlanta’s Policy Hub”, No. 2021-4, 19 pp.

24. CBO. An Update to the Budget and Economic Outlook: 2021 to 2031. July 1, 2021. 5 pp.; U.S. Department of Treasury. FiscalData. Debt to the Penny. Available at: https://fiscaldata.treasury.gov/datasets/debt-to-the-penny/debt-to-the-penny (accessed 20.07.2021).

25. Committee for a Responsible Federal Budget, What Would it Take to Stabilize the Debt? May 21, 2021. Available at: https://www.crfb.org/blogs/what-would-it-take-stabilize-debt (accessed 20.07.2021).

26. Samuels B. and Lane S. Biden's budget vacancy raises eyebrows. The Hill, 07/20/21. Available at: https://thehill.com/policy/finance/563779-bidens-budget-vacancy-raises-eyebrows (accessed 20.07.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх