Политика США в отношении миротворческих операций ООН

 
Код статьиS268667300016432-5-1
DOI10.31857/S268667300016432-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы54-69
Аннотация

Оценивается роль США в миротворческой деятельности ООН на современном этапе. Показаны ключевые виды операций ООН и механизмы их влияние на установление мира. Сделан вывод, что, хотя материально-техническое обеспечение операций ООН не может соперничать с военными возможностями США или НАТО, опыт проведения миротворческих операций доказывает, что всё же у ООН сохраняются широкие возможности оказывать помощь в сохранении мира в различных регионах. В исследовании подчёркивается важность финансовой поддержки Соединёнными Штатами миротворческой деятельности ООН, США долгое время остаются самым крупным спонсором миротворческих операций ООН. В исследовании показано, что когда США не выполняют своих обязательств по предоставлению финансовых ресурсов в установленной сумме, то ООН испытывает значительные трудности в решении миротворческих задач и выполнении программ по поддержанию мира. И если Соединённые Штаты действительно хотят оставаться мировым лидером, то администрации Дж. Байдена необходимо начать с погашения задолженности в ООН. На примере рассмотрения китайского участия в миротворческой деятельности обосновано предположение о возможном будущем переходе лидирующей роли в ООН от США к Китаю.

Ключевые словаСША, КНР, ООН, миротворчество, программы поддержания мира, бюджет ООН, Д. Трамп, Дж. Байден
Получено07.07.2021
Дата публикации30.08.2021
Кол-во символов35409
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Миротворческая деятельность является одним из самых заметных символов глобального управления и международного сотрудничества, а её перспективы неотделимы от перспектив развития ООН как всемирной организации. В то время как многие международные институты, созданные после Второй мировой войны, испытывают растущую нагрузку, миротворческая деятельность ООН оказалась более устойчивой, она остаётся центральным элементом всей системы Организации Объединённых Наций и важным инструментом управления конфликтами в мире.
3 С 1948 г., когда на Ближнем Востоке были размещены первые войска ООН в голубых касках, Совет Безопасности санкционировал 70 миротворческих миссий и направил более 1 млн миротворцев из 110 стран, чтобы помочь странам пройти трудный путь от конфликта к миру. Сегодня около 95 тыс. миротворцев участвуют в 13 операциях по всему миру [1]. Миротворческие операции остаются одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН, для содействия и поддержания международного мира и безопасности.
4 Миротворческие миссии ООН – это, прежде всего, политический инструмент. По сути, они требуют широкой политической поддержки в Совете Безопасности и среди большинства государств – членов Организации Объединённых Наций. Однако деятельность ООН по поддержанию мира не защищена от геополитических трений и соперничества. Противоречия между пятью постоянными членами СБ ООН мешают выработке её многосторонней политики в отношении конфликтов, что ведёт к непоследовательности в их разрешении, введению со стороны отдельных членов СБ материально-технических и бюрократических ограничений.
5 К тому же миротворчество ООН сталкивается с постоянным финансовым давлением и испытывает серьёзные материально-технические трудности. Вопрос о том, насколько миротворческие операции ООН эффективны и остаются пригодными для достижения поставленных целей, является предметом постоянных дебатов, в которых довольно остро критикуются США за невыполнение обязательств вносить наибольший финансовый вклад в операции ООН по поддержанию мира; в среднем Соединённые Штаты обеспечивают около 28% ежегодного объёма финансирования этих операций. Чтобы понять, много это или мало, необходимо рассмотреть основные факторы, регулирующие миротворческую деятельность ООН.
6

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ООН К МИРОТВОРЧЕСКИМ ОПЕРАЦИЯМ

7 Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на 75-й сессии ГА ООН в сентябре 2020 г. говорил о четырёх (а теперь – и пяти) «всадниках», которые угрожают «нашему общему будущему»: геостратегическая напряжённость, климатический кризис, растущее глобальное недоверие – то, что он назвал тёмной стороной цифрового мира (киберугрозы), и пандемия COVID-19. Он призвал мировое сообщество сплотиться вокруг общей повестки дня для мирного, инклюзивного и устойчивого мира, частью которого будут миротворческие операции [2].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 477

Оценка читателей: голосов 0

1. List of peacekeeping operations 1948 – 2020. United Nations Peacekeeping. Available at: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/un_peacekeeping_operation_list_3_2.pdf (accessed 25.06.2021).

2. António Guterres. Address to the Opening of the General Debate of the 75th Session of the General Assembly. September 22, 2020. Available at: https://www.un.org/sg/en/content/sg/speeches/2020-09-22/address-the-opening-of-the-general-debate-of-the-75th-session-of-the-general-assembly (accessed 25.06.2021).

3. Table of multilateral peace operations, 2018. May 29, 2019. Available at: https://www.sipri.org/sites/default/files/YB19%2003%20PKO%20Table.pdf (accessed 25.06.2021).

4. Three basic principles that continue to set UN peacekeeping operations. UN peacekeeping. September 03, 2020. Available at: https://peacekeeping.un.org/en/principles-of-peacekeeping (accessed 25.06.2021).

5. Security Council endorses importance of ‘multidimensional’ approach to peacekeeping. aimed at facilitating peacebuilding, preventing relapse into conflict // January 20, 2013. Available at: https://www.un.org/press/en/2013/sc10888.doc.htm (accessed 25.06.2021).

6. Implications of stabilisation mandates for the use of force in UN peace operations. February 21, 2018. Available at: https://reliefweb.int/report/world/implications-stabilisation-mandates-use-force-un-peace-operations (accessed 25.06.2021).

7. Cedric de Coning. Is stabilization the new normal? Implications of stabilization mandates for the use of force in UN peace operations. October 04, 2016. Available at: https://cedricdeconing.net/2016/10/04/is-stabilisation-the-new-normal-implications-of-stabilisation-mandates-for-the-use-of-force-in-un-peace-operations/ (accessed 25.06.2021).

8. Morello Carol. Trump shrugs as UN warns it’s about to run out of money//October 10, 2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/national-security/trump-shrugs-as-un-warns-its-about-to-run-out-of-money/2019/10/09/568f8756-eac5-11e9-85c0-85a098e47b37_story.html (accessed 25.06.2021).

9. Remarks at a UN Security Council Open Debate on Peacekeeping. March 28, 2018. Available at: https://usun.usmission.gov/remarks-at-a-un-security-council-open-debate-on-peacekeeping/ (accessed 25.06.2021).

10. UN Peacekeeping: Cost Estimate for Hypothetical U.S. Operation Exceeds Actual Costs for Comparable UN Operation. February 06, 2018. Available at: https://www.gao.gov/products/gao-18-243 (accessed 25.06.2021).

11. Williams Paul D. In U.S. Failure to Pay Peacekeeping Bills, Larger UN Financing Questions Raised. October 23, 2018. Available at: https://theglobalobservatory.org/2018/10/in-us-failure-pay-peacekeeping-bills-larger-financing-questions-raised/ (accessed 25.06.2021).

12. Amid Criticism Over Unpaid Dues, United States Delegate Asserts Strong Commitment to United Nations, as Fifth Committee Reviews Organization’s Financial Situation. October 23, 2018. Available at: https://www.un.org/press/en/2018/gaab4296.doc.htm (accessed 25.06.2021).

13. Concerned that United Nations Cash Flow Problems Are Hampering Programme Delivery, Delegates in Fifth Committee Criticize Non-Payment of Dues by One Member State. October 16, 2020. Available at: https://www.un.org/press/en/20202/gaab4358.doc.htm (accessed 25.06.2021).

14. Action for Peacekeeping (A4P) initiative. March 28, 2018. Available at: https://peacekeeping.un.org/en/action-for-peacekeeping-a4p (accessed 25.06.2021).

15. Review of the efficiency of the administrative and financial functioning of the United Nations. Programme budget for the biennium 2018-2019. March 26, 2019. Available at: https://undocs.org/en/A/73/809 (accessed 25.06.2021).

16. Mir Wasim. Financing UN Peacekeeping: Avoiding another Crisis. April 2019. Available at: https://www.ipinst.org/wp-content/uploads/2019/04/1904_Financing-UN-Peacekeeping.pdf (accessed 25.06.2021).

17. Assessment of Member States’ contributions to the United Nations regular budget for the year 2019. December 24, 2018. Available at: https://undocs.org/en/ST/ADM/SER.B/992 (accessed 25.06.2021).

18. Implementation of General Assembly resolutions 55/235 and 55/236. December 28, 2015. Available at: https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/70/331/Add.1 (accessed 25.06.2021).

19. Is China Contributing to the United Nations’ Mission? China Power. March, 2020. Available at: https://chinapower.csis.org/china-un-mission/ (accessed 25.06.2021).

20. China's Xi says to commit 8000 troops for U.N. peacekeeping force. September 29, 2015. Available at: https://www.reuters.com/article/us-un-assembly-china/chinas-xi-says-to-commit-8000-troops-for-u-n-peacekeeping-force-idUSKCN0RS1Z120150929 (accessed 25.06.2021).

21. China completes registration of 8000-strong UN peacekeeping force, defence ministry says. September 29, 2017. Available at: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2113436/china-completes-registration-8000-strong-un (accessed 25.06.2021).

22. Fung С. 2016. What explains China's deployment to UN peacekeeping operations? International Relations of the Asia-Pacific. Vol. 16, Issue 3. Available at: https://doi.org/10.1093/irap/lcv020 (accessed 25.06.2021).

23. Donais T., Tanguay E. 2020. Doing less with less? Peacekeeping retrenchment and the UN's protection of civilians agenda. May 14, 2020. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0020702020915209 (accessed 25.06.2021).

24. Hyde A. 2020. Money Matters: Using U.S. Diplomacy to Solidify Funding for UN Peacekeeping. Stimson research programs. December 09, 2020. Available at: https://www.stimson.org/2020/money-matters-using-u-s-diplomacy-to-solidify-funding-for-un-peacekeeping/# (accessed 25.06.2021).

25. Lanteigne M. 2018. The Role of UN Peacekeeping in China’s Expanding Strategic Interests. September 18, 2018. Available at: https://www.usip.org/publications/2018/09/role-un-peacekeeping-chinas-expanding-strategic-interests (accessed 25.06.2021).

26. United Nations Issues: U.S. Funding to the UN System. 2021 // Congressional Research Service (CRS). March 05, 2021. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10354.pdf (accessed 25.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх