Специфика телеоперы как нового формата старого жанра

 
Код статьиS268667300013923-5-1
DOI10.31857/S268667300013923-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 3
Страницы98-109
Аннотация

Статья посвящена специфическим чертам телеоперы, получившей широкое распространение во второй половине ХХ века. Взаимодействие оперного жанра с кино и телевидением в прошлом столетии было оригинальным и разнообразным, сценически камерными, но насыщенными событиями и деталями становились телевизионные версии мюзиклов, опер, рок-опер и оперетт. Телеопера также приобрела жанровую специфику благодаря приёмам, используемым в кино и на телевидении и придающим оперным сценам выразительные эффекты. Более подробно рассматриваются телеоперы одного из самых преданных этому жанру композиторов – Роберта Эшли. Методами исследования послужили музыковедческий анализ партитур телеопер, анализ текста вокальных партий, эстетическая оценка видеоэффектов и постановочных деталей, а также драматургии развития сюжета. Основным выводом исследования стало утверждение того, что телеопера, сохранив коренные черты классического жанра, приобрела новый формат, расширив свои художественно-эстетические возможности благодаря новым средствам коммуникации. Опера обогатила арсенал средств выразительности за счёт возможностей телевидения и кино – использования таких приёмов, как ускоренный монтаж, рассеянный свет и светотень, разные положения и расфокусировку камеры, «замирание», наплыв или коллаж кадров, крупный и панорамный планы и др. Телевидение же в свою очередь благодаря музыке приобрело эстетику подлинного искусства и творческое вдохновение, привнесённое оперным жанром в средства массовой информации. При этом телевидение позволило приобщить широкие массы людей к высокому искусству и познакомить их с музыкальным авангардом. Все эксперименты Эшли с жанрами видео- и телеоперы, его интерес к языку и речи и желание использовать аудиовизуальные средства для выражения музыкальных идей свидетельствуют о стремлении композитора создать оперу для телевидения, которая бы не просто давала максимум впечатлений зрителю, но и преобразовывала бы его изнутри, служа богатой духовной пищей, способной заменить телевизионный «фаст-фуд».

Ключевые словаопера, телеопера, мюзикл, кино, телевидение, спецэффекты, драматургия, Роберт Эшли
Получено22.12.2020
Дата публикации23.03.2021
Кол-во символов27213
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Опера как самый «визуальный» из музыкальных жанров не могла пройти мимо завоеваний эпохи кино и телевидения. Взаимодействие оперного жанра с «важнейшим из искусств» в ХХ столетии было оригинальным и разнообразным. ХХ век оказался щедрым на музыкальные открытия в области музыкального театра и легко соединял его жанровые разновидности – оперу, ревю, бурлеск, мюзикл, рок-оперу и даже хэппенинг – со средствами телевидения и кино. Кроме собственно оперных телеспектаклей или киноопер, композиторы эпохи авангарда создали такие гибридные жанры, как телемюзиклы, телеоперы и оперы-хэппенинги с использованием слайдов, радиоприёмников, граммофонов и телевизоров [Piccolomini M., 1996: 246].
3 Мюзикл как одна из форм музыкального театра ХХ века, основу которого составляют песенные и танцевальные номера в стиле популярной музыки, мог опираться на принцип единого драматургического развития, а мог включать несколько последовательно сменяющих друг друга сценических номеров, что впоследствии сблизило мюзиклы с кино. Современные мюзиклы могут быть сценической, телевизионной или кинопостановкой, использующей популярные песни и диалоги, либо рассказывающей некую историю (book musicals), либо демонстрирующей искусство постановщиков и актёров (revues). Режиссёры самых успешных проектов нередко становятся призёрами международных фестивалей и премии «Оскар». Возможности телевидения позволили создать яркие визуальные эффекты, заметно обогатившие сценические постановки музыкальных спектаклей, а также позволившие «вовлечь широкую аудиторию в мир профессиональной музыкальной культуры» [Алексеева A., 2013: 157]. Видеоэффекты не просто были включены в сценическое оформление мюзиклов, но и повлияли на драматургию и композицию спектаклей. Мюзиклы смогли воспользоваться достижениями современной индустрии кино и телевидения, в которой «постоянно работают над развитием функций изображения, расширяющих визуальный опыт зрителей, увеличением пространственного разрешения, частоты кадров, контрастностью, а в последнее время и достижением более ярких цветов на экране» [Zamir S., Vazquez J., Bertalmio M.,2018: 69].
4 Объединение музыки, видеотехники и аудиовизуальных средств массовой информации привело к появлению новой формы музыкального театра – телевизионной оперы. Это опера, специально созданная для трансляции по телевидению, отличающаяся от спектакля, который ставится на оперной сцене и записывается на видео. После успешной премьеры первой телевизионной оперы «Амаль и ночные гости» Джан-Карло Менотти в 1951 г. стало очевидно, что телевизионная опера станет связующим звеном между массовым зрителем и высоким оперным искусством и что эта форма представляет собой новый вид оперы. Несмотря на большие затраты на производство (телеоперы исполнялись и записывались в телестудиях), успех телевизионных опер был закреплён последующими постановками.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 668

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева А. 2013. Теле- и киномузыка. Театр. Живопись. Кино. Музыка. № 2. С. 157–174. DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14006.

2. Кисеева Е.В. 2018. Проблема обновления оперного жанра в творчестве современных американских композиторов. Южно-Российский музыкальный альманах. № 4 (33). С. 42–46.

3. Barnes J. 2003. Television opera: The fall of opera commissioned for television. Woodbridge (Suffolk): Boydell press, 124 p.

4. Gann K. 2012. Robert Ashley: A Biography. Champaign: University of Illinois Press, 184 p.

5. Gutkin D. 2014. “Meanwhile, Let's Go Back in Time”: Allegory, Actuality, and History in Robert Ashley's Television Opera Trilogy. Opera Quarterly. Vol. 30 (1). P. 5–48.

6. Khvatova S.I., Shak, T.F., Shevlyakov, E.G. 2019. Film music in the aspect of stylistic modeling. Music Scholarship. № 1 (34). С. 98–105. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.098-105.

7. Piccolomini M. 1996. Europeras. Writings about John Cage. Ed. by R. Kostelanetz. Ann Arbor: University of Michigan Press, Р. 242–247.

8. Ward-Griffin D. 2018. As seen on TV: Putting the NBC opera on stage. Journal of the American Musicological Society. № 71 (3). Р. 595–654. DOI: 10.1525/jams.2018.71.3.595

9. Wingstedt J., Brandstrom S., Berg J. 2010. Narrative Music, Visuals and Meaning in Film // Visual Communication. № 9 (2). Р. 193–210. DOI: 10.1177/1470357210369886

10. Zamir S. W., Vazquez-Corral J., Bertalmío M. 2018. Variational Methods for Gamut Mapping in Cinema and Television // Mathematic and Visualization. № 221219. P. 67–100. DOI: 10.1007/978-3-319-91274-5_4

Система Orphus

Загрузка...
Вверх