Система иностранной экономической помощи США: от Трумэна до Трампа

 
Код статьиS268667300012344-8-1
DOI10.31857/S268667300012344-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 11
Страницы97-116
Аннотация

В работе рассматривается эволюция системы иностранной экономической помощи США после окончания Второй мировой войны, включая президентство Дональда Трампа. Даны характеристики масштабов и страновой направленности. США остаются лидером по предоставлению экономической помощи. Максимальные её объёмы оказывались в послевоенный период по плану Маршала. В последующие годы они колебались из-за внешних и внутренних причин, экономической и политической ситуации в мире и в США. Сразу после окончания Второй мировой войны сложилась идеологическая концепция помощи, основывающаяся на идеях особой роли и лидерства США и противодействия коммунистическому влиянию. Концепция противодействия коммунистическому влиянию после окончания холодной войны трансформировалась в противодействие терроризму, а впоследствии была дополнена идеей противодействия отдельным странам. В то же время концепция особой роли и лидерства США в мировых делах сохранилась. Институциональные основы современной системы иностранной помощи были заложены в период президентства Кеннеди, когда был принят закон «О международной помощи» (действующий до настоящего времени с многочисленными изменениями и поправками) и было создано Агентство по международному развитию США. В то же время постоянно звучала критика системы иностранной помощи, её фрагментарности, сложности и непрозрачности. В период президентства Обамы были приняты нормативные решения, направленные на повышение ее эффективности и прозрачности, однако действовать они начали в период президентства Трампа. Сделан вывод об инерционности системы иностранной помощи, связанной с процедурами бюджетного процесса, воздействием групп влияния, сложностями быстрого прекращения долгосрочных программ или переключения на другие направления.

Ключевые словасодействие международному развитию, международная помощь, иностранная экономическая помощь, Агентство по международному развитию США, Международная финансовая корпорация развития, Гарри Трумэн, Дональд Трамп
Получено27.08.2020
Дата публикации10.11.2020
Кол-во символов39822
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная экономическая помощь представляет собой многогранное явление в мировой экономической политике, значительна её роль в реализации внешнеполитических целей и задач стран доноров. США пока сохраняют лидерские позиции по объёмам экономической помощи. В 2019 г. по данным ОЭСР, объём официальной помощи развитию (ОПР) составил около 34 млрд долл., что соответствует 0,16% валового национального дохода [15]. Доля США в общемировом объёме ОПР имеет тенденцию к сокращению. В начале 1960-х годов она доходила почти до 60%, то в последующие годы сокращалась и в 2008–2017 гг. составляла от 14 до 19%1.

1. Расчёты автора на основе [14].
2 В то же время, как отмечается в работе американского исследователя Майкла Холма, в последние годы возрастает интерес к рассмотрению иностранной помощи как индикатора понимания внешней политики США [4]. Действительно, иностранная помощь представляет собой результат взаимодействия идеологии, экономики, политики, общественного мнения и даёт представление о тех приоритетах, которые выстраиваются в ходе противоборства носителей разных идей. С другой стороны, необходимо учитывать определённую инерционность иностранной помощи, которая определяется ранее взятыми обязательствами и продолжающимися проектами, порядком подготовки и исполнения бюджета, бюрократическими процедурами.
3 В целом определение объёмов, форматов и направленности помощи основывается на трёх аргументах: гуманитарных мотиваций, экономических выгод и потребностей национальной безопасности. Соотношение этих аргументов подвижно и изменяется в зависимости от складывающейся ситуации и видения перспектив развития международных отношений со странами – получателями помощи.
4 Различные аспекты иностранной помощи США являются предметом рассмотрения большого числа научных публикаций, в том числе американских авторов. Кроме монографий и научных статей вопросам помощи посвящены публикации Агентства по международному развитию США, информация, представленная на сайте агентства и на других правительственных сайтах, а также работы Исследовательской службы Конгресса при Библиотеке Конгресса США. Научная литература на русском языке в последние годы также активно обращается к теме иностранной помощи. В публикациях в основном раскрываются внешнеполитические аспекты предоставления США международной помощи. В недавно вышедшей монографии ИМЭМО РАН «Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт» [Барановский В.Г., Квашнин Ю.Д., Тоганова Н.В., 2018] специальный раздел посвящён США. Современные аспекты помощи рассматриваются в работах Давыдова А.А., Бартенева В.И. и других авторов.
5 Данная статья посвящена вопросам организации экономической иностранной помощи США, развитию её институциональной структуры, параметрам изменения объемов и страновой направленности. В первой части внимание уделено становлению системы иностранной помощи США, её идеологических принципов в период президентства Трумэна, Эйзенхауэра и Кеннеди. Поиск форматов экономической помощи и их институциализация в конечном счёте выразились в том, что был принят закон «О международной помощи», действующий и сегодня, правда, с многочисленными изменениями и поправками. Показаны различные подходы к помощи, связанные с изменениями внешних условий и идеологических установок находящихся у власти президентов. Завершается данная часть работы периодом президентства Рейгана.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 565

Оценка читателей: голосов 0

1. Aid Trends Data. USAID. Available at: https://explorer.usaid.gov/aid-trends.html (accessed 15.07.2020).

2. Amadeo K. 2020. US GDP by Year Compared to Recessions and Events. Available at: https://www.thebalance.com/us-gdp-by-year-3305543 (accessed 5.08.2020).

3. Eisenhower D. 1953. Inaugural Address. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/231580 (accessed 15.07.2020).

4. Holm M. 2014. Ideology, Rhetoric and US Foreign Aid in the Early Cold War. Unpublished paper. Available at: http://www.academia.edu/download/40486516/Holm_SHAFR_2014_Ideology_Rhetoric_and_US_Foreign_Aid_in_the_Early_Cold_War.pdf (accessed 15.07.2020).

5. U.S. Census Bureau. Statistical Abstracts Series. http://www.census.gov/library/publications/time-series/statistical_abstracts.html (accessed 10.07.2020).

6. Inter-American Foundation. Available at: https://www.iaf.gov/ (accessed 15.07.2020).

7. Johnson L. 1964. Special Message to the Congress on Foreign Aid. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/239584 (accessed 20.07.2020).

8. Johnson L. 1965. Special Message to the Congress on Foreign Aid. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/241895 (accessed 20.07.2020).

9. Johnson L. 1966. Special Message to the Congress on Foreign Aid. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/238983 (accessed 20.07.2020).

10. Johnson L. 1967. Special Message to the Congress on Foreign Aid. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/237369 (accessed 20.07.2020).

11. Kennedy J. 1961. Special Message to the Congress on Foreign Aid. The American Precedency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/236184 (accessed 15.07.2020).

12. Kennedy J. Inaugural Address. 1961. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/234470 (accessed 15.07.2020).

13. Legislation on Foreign Relations through 2002. 2003. Committee on Interna-tional Relations, Committee on Foreign Relations. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1868/faa.pdf (accessed 20.07.2020).

14. OECD Database. «Development», Total flows by donor (ODA+OOF+Private) [DAC1]. Available at: https://stats.oecd.org/ (accessed 15.07.2020).

15. OECD, Development Cooperation Profiles. Available at: http://www.oecd.org/dac/development-cooperation-report/#profiles (accessed 15.08.2020).

16. Statistical Abstract of the United States: 1969. 1969. (U.S. Bureau of the Census). Washington, D.C. P. 396.

17. Records of U.S. Foreign Assistance Agencies, 1948-1961. Available at: https://www.archives.gov/research/guide-fed-records/groups/469.html (accessed 10.07.2020).

18. Truman H. 1949. Inaugural Address. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/node/229929 (accessed 15.07.2020).

19. Truman H.S. 1947. Special Message to the Congress on Greece and Turkey: The Truman Doctrine. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/special-message-the-congress-greece-and-turkey-the-truman-doctrine (accessed 15.07.2020)

20. United States African Development Foundation. Available at: https://www.usadf.gov/ (accessed 15.07.2020)

21. World Economic Report 1948. 1949. (United Nations, Department of Economic Affairs). New York. P. 7.

22. Барановский В.Г., Квашнин Ю.Д., Тоганова Н.В. 2018. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт. М.: ИМЭМО. 248 с.

23. Бутенина Н.В. 2004. Ленд-лиз: сделка века. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ (ООО МАКС Пресс). 311 с.

24. Глазунова Е.Н. 2008. Программа «Четвёртого пункта» Г. Трумэна и начало «холодной войны» на периферии биполярной системы. Вестник Московского университета. Серия 8. История. №. 2. C. 39-55.

25. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша, 1789–2001 гг. / под ред Э.И. Иваняна. 2001. М.: Изд. дом «Стратегия». 528 с.

26. Butenina N.V. 2004. Lend-liz: sdelka veka [Lend-Lease: the deal of the century] (In Russ.). Moscow, HSE Publishing House (MAX Press LLC). 311 p.

27. Cardozo M.H. 1952. Foreign Aid Legislation Time for a New Look. Cornell LQ. Т. 38. P. 161-184.

28. Coyle D.C. 1957. Survey of United States foreign economic cooperation since 1945. New York, NY: Church Peace Union. 53 p.

29. De Long J.B., Eichengreen B. 1991. The Marshall Plan: History's Most Successful Structural Adjustment Program. NBER Working Papers 3899, National Bureau of Economic Research, Inc. 66 p.

30. Inaugural Addresses of the Presidents of the United States. 2001. M.: Ed. house Strategia. 528 p.

31. Fox G. 1950. The Origins of UNRRA. Political Science Quarterly. Т. 65. №. 4. PP. 561-584.

32. Gropman A. 1997. The BIG 'L': American Logistics in World War II. – National De-fense University Press .Washington, DC. 445 p.

33. Hjertholm P., White H. 2000. Survey of Foreign Aid: History, Trends and Allocation. Discussion Papers 00-04. Copenhagen: University of Copenhagen. 63 p.

34. Hofstadter R. 2012. Great Issues in American History, Vol. III: From Reconstruction to the Present Day, 1864-1981. Vintage. Т. 3. 626 p.

35. Kaufman B. I. 1982. Trade and aid: Eisenhower's foreign economic policy, 1953-1961. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 279 p.

36. Maier C. S. 2005. The Marshall Plan and the Division of Europe. Journal of Cold War Studies. Т. 7. №. 1. PP. 168-174.

37. Pach C. 2006. The Reagan Doctrine: Principle, Pragmatism, and Policy. Presidential Studies Quarterly. Т. 36. №. 1. PP. 75-88.

38. Plesch D. 2010. America, Hitler and the UN: How the Allies Won World War II and Forged a Peace. Bloomsbury Publishing. 125 p.

39. Reinisch J. 2011. Internationalism in relief: the birth (and death) of UNRRA. Past and Present. Т. 210. №. suppl_6. PP. 258-289.

40. Rostow W.W. 1985. Eisenhower, Kennedy, and foreign aid. University of Texas Press. Т. 5. 342 p.

41. Schain M. 2001. The Marshall Plan: Fifty Years After. Palgrave Macmillan, New York. 293 p.

42. Sinclair M. 2019. From Our Abundance: the Logics and Practices of US Foreign Assistance, 1789-1949. Dissertation. George Mason University, USA. 283 p.

43. Sneh I. N. 2005. Not radical enough: Why Jimmy Carter failed to change American Foreign Policy. Historia Actual Online. №. 6. PP. 55-70.

44. Tama J. 2010. More than Deference: Eisenhower, Congress, and Foreign Policy. Eisenhower and Congress: Lessons for the 21st Century,” American University. 28 p.

45. Trachtenberg M. 2005. The Marshall Plan as Tragedy. Journal of Cold War Studies. Т. 7. №. 1. PP. 135-140.

46. Unger N. 2007. Foreign Assistance Reform: Then, Now, and Around the Bend. Monday Developments Magazine. Washington, InterAction. PP. 4-6.

47. Van Meerhaeghe M. A. 2013. International economic institutions. Springer Science & Business Media. 427 p.

48. Wiese S. J. 2009. US foreign aid reform: changing institutional problems in order to meet modern day needs. Wash. U. Global Stud. L. Rev. Т. 8. P. 747.

49. Williams W. A. 1988. The tragedy of American diplomacy. WW Norton & Company. 121 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх