Китайский аспект торгово-экономических противоречий США и ЕС

 
Код статьиS268667300012343-7-1
DOI10.31857/S268667300012343-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 11
Страницы80-96
Аннотация

Протекционистский курс внешнеэкономической политики республиканской администрации Д. Трампа, получившее в последние годы крайне острую форму торгово-экономическое соперничество США с КНР, введение Вашингтоном всё новых санкций и заградительных таможенных барьеров во внешней торговле со значительным числом стран, в том числе с государствами – союзниками по Североатлантическому альянсу, имеют своим закономерным следствием масштабное нарастание противоречий между Соединёнными Штатами и Евросоюзом. В условиях перманентно обостряющейся «торговой войны» США с Китаем, ЕС оказался в положении третьей стороны, на которой весьма негативным образом сказалось наложение комплекса крайне неблагоприятных факторов, усугубленных пандемией коронавируса и обусловленного ею глобального кризиса мировой экономики. Д. Трамп последовательно реализует во внешнеэкономической сфере политику жёсткого экономического доминирования по всем азимутам под предлогом защиты национальной безопасности США, исходя из заявленного приоритета его администрации «Америка прежде всего» (America First).

Введённые Белым домом экстерриториальные санкции нарушают международное право, несовместимы с правилами Всемирной торговой организации, нарушают законодательство стран Евросоюза. Свыше 120 европейских компаний уже поставлены Вашингтоном перед абсурдным выбором: стать объектом односторонних нелегитимных с очки зрения международного права санкций США или, следуя им, самим нарушать европейское законодательство. В рассматриваемых Д. Трампом в качестве стратегических экономических сферах, таких как энергетика и информационные технологии, республиканская администрация исключает практически любую возможность допуска конкуренции как со стороны кампаний из Китая, так и из ЕС, Японии, Канады, Южной Кореи. В правящих элитах стран – членов ЕС всё отчётливее прослеживается понимание недопустимости следования курсу Д. Трампа на эскалацию торговых войн и санкционных режимов. Растёт понимание того факта, что Европа всё более рассматривается Вашингтоном, в том числе в контексте доктрины стратегического сдерживания Китая уже не как союзник, а как вассал.

Ключевые словапротекционизм, торговая война, экономика, внешнеэкономическая политика, США, Китай, Евросоюз, пандемия коронавируса, кризис ЕС, декаплинг
Получено11.08.2020
Дата публикации10.11.2020
Кол-во символов36382
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 15 января 2020 г. президент США Д. Трамп в присутствии 200 гостей, среди которых были руководители концернов «Боинг» и «Дженерал электрик», подписал с премьер-министром Китая Лю Хэ 96-страничный документ, так называемую «фазу номер один» на пути урегулирования торгово-экономических противоречий между США и КНР. Китай обязался закупить у американских производителей товары на сумму не менее 200 млрд долл. в течение следующих двух лет, вернувшись к уровню 2017 г., когда разразился торговый конфликт между этими двумя странами. В эту сумму входят закупки промышленных товаров на 77,8 млрд, углеводороды – сырая нефть, СПГ, продукты нефтепереработки – почти на 52,4 млрд, услуги на 37,9 млрд (включая патенты и туризм) и столь важная для Д.Трампа группа товаров, как сельскохозяйственная продукция, объёмом в 32 млрд долл. В свою очередь, США заявили об отказе от введения дополнительных штрафных пошлин на китайские товары народного потребления на сумму 150 млрд долл., декларировали сокращение вдвое 15%-ных тарифов на китайские товары на сумму 120 млрд долл. при сохранении уже введённых республиканской администрацией ранее 25%-ных таможенных барьеров на импорт из КНР на сумму около 250 млрд долл. Американо-китайская договорённость напрямую затронула интересы большого числа фирм из стран Евросоюза, для которых китайский рынок является стратегически важным экспортным направлением.
3 Оценивая негативные последствия для компаний из ЕС, комиссар Евросоюза по торговле Фил Хоган, проводивший в Вашингтоне переговоры по торговле и тарифам с торговым представителем Соединённых Штатов Робертом Лайтхайзером по вопросам, в том числе пошлин на европейские автомобили, заявил о необходимости тщательной проверки сделки США с Китаем на соответствие мировым торговым правилам [1]. Йорг Вуттке, президент Европейской торговой палаты в Китае, прямо предупредил о побочных эффектах сделки, заявив, что указанные объёмы импорта для Китая представляют собой своего рода управляемую из США торговлю за счёт поставок из стран ЕС [2]. До последнего времени в Пекине скурпулёзно соблюдали баланс в закупке, в частности «боингов» в США и «эрбусов» в ЕС. Оценивая перспективу включения в согласованные 200 млрд долл. приобретения Китаем дополнительного числа американских самолётов, «Эрбус» выступил с заявлением, подчеркнув, что европейский концерн и его китайские партнёры установили очень прочные, долгосрочные отношения, и есть уверенность, что китайские клиенты будут продолжать ценить эффективность, универсальность и гибкость современных продуктов «Эрбус», тем более, что правительство КНР заранее сообщило, что при сделке с США будут соблюдаться правила ВТО и соглашение не повлияет на интересы других торговых партнёров Китая [3].
4 Руководитель Института мировой экономики Габриэль Фелбермайр (Gabriel Felbermayr, President of the Institute for the World Economy) акцентировал ещё одну опасность для Европы: после сделки с Китаем Д. Трамп может снова обратить свой взор на Европу и ввести загардительные таможенные пошлины на продукцию автопрома из ЕС, если европейцы не будут следовать его требованиям в отношении политики с Ираном [4]. Главный исполнительный директор Германской торгово-промышленной палаты (DIHK) Мартин Ванслебен подвёл нелицеприятный для ЕС итог – по международным цепочкам поставок немецкие компании являются непосредственными постардавшими торгового конфликта США с Китаем – экспортными рынками номер один и три для экономики еврозоны [5]. Вызванный пандемией коронавируса кризис мировой экономики в совокупности с очередными витками эскалации напряжённости во взаимоотношениях между США и Китаем летом 2020 г. оказали дополнительное негативное влияние на экономику стран Евросоюза.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 592

Оценка читателей: голосов 0

1. Heide D., Münchrath J., Hanke T. 16.01.2020 - 18:48 Uhr Jetzt teilenWarum Europa zu den Verlierern des Deals zwischen den USA und China gehören könnte. Handelsblatt. 16.01.2020. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/international/handelskonflikt-warum-europa-zu-den-verlierern-des-deals-zwischen-den-usa-und-china-gehoeren-koennte/25440120.html?ticket=ST-2843118-ONuVYvfnpuN6VqtFcP5S-ap1 (accessed 12.08.2020).

2. Wuttke J. Die Amerikaner sitzen im Handelsdisput am längeren Hebel. 22.05.2020. The Market NZZ. Available at: https://themarket.ch/interview/donald-trump-sitzt-im-handelsdisput-mit-china-am-laengeren-hebel-ld.367 (accessed 10.06.2020).

3. Wirtschaft. Ein Abkommen zwischen den USA und China auf Kosten der EU. www.nach-welt.com. January 16, 2020. Available at: https://www.nach-welt.com/ein-abkommen-zwischen-den-usa-und-china-auf-kosten-der-eu/ (accessed 11.05.2020).

4. Hua S., Münchrath J. Was der Waffenstillstand zwischen den USA und China wirklich bedeutet. Handelsblatt. 16.01.2020. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/international/handelsstreit-was-der-waffenstillstand-zwischen-den-usa-und-china-wirklich-bedeutet/25438806.html (ac-cessed 17.04.2020).

5. Lawder D., Andrea Shalal A.USA und China wollen Handelsstreit entschärfen. Reuters. 15.01.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/deutschland-handel-usa-idDEKBN1ZE173 (accessed 11.05.2020).

6. Soboczynski A. Die Zeiten, in denen wir uns auf andere völlig verlassen konnten, die sind ein Stück vorbei. Die Zeit. 31.05.2017. Available at: https://www.zeit.de/2017/23/angela-merkel-rhetorik-deutschland-usa (accessed 17.04.2020).

7. Ischinger W. Europe must become more independent, yet cannot forgo its alliance with the US. The German Times. Octoder 2018. Available at: http://www.german-times.com/europe-must-become-more-independent-yet-cannot-forgo-its-alliance-with-the-us/ (accessed 15.05.2020).

8. Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council EU-China – A strategic outlook. Strasbourg, 12.3.2019 JOIN (2019) 5 final. Available at: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed 11.05.2020).

9. Dorloff A. Chinas Mega-Projekt Seidenstraße als Einbahnstraße. Tagesschau.de. 16.01.2020. Available at: https://www.tagesschau.de/wirtschaft/china-seidenstrasse-kritik-101.html (accessed 11.05.2020).

10. US Economy and News. National Debt. ho Owns the US National Debt? The Balance. 08.08.2020. Available at: https://www.thebalance.com/who-owns-the-u-s-national-debt-3306124 (accessed 10.08.2020).

11. European Council Council of the European Union. International Summit. EU-China summit via video conference, 22 June 2020. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-summit/2020/06/22/ (accessed 05.07.2020).

12. Statement by President von der Leyen at the joint press conference with President Michel, following the EU-China Summit videoconference. Statement. 22.06.2020. Brussels. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_20_1162 (accessed 05.07.2020).

13. Ambassador Zhang Ming Gives an Exclusive Interview to CGTN. Mission of the People's Republic of China to the European Union. 20.06.2020. Available at: http://www.chinamission.be/eng/mh/t1790688.htm (accessed 06.07.2020).

14. Airbus takes final step to end long-standing WTO dispute and U.S. tariffs. www.airbus.com. 24.07.2020. Available at: https://www.airbus.com/newsroom/press-releases/en/2020/07/airbus-takes-final-step-to-end-longstanding-wto-dispute-and-us-tariffs.html (accessed 26.07.2020).

15. Evenett S.J., Fritz J. The 25th Global Trade Alert Report. Going It Alone? Trade policy after Three Years of Populism. The Global Trade Alert (GTA). 22.12.2019. Available at: https://www.globaltradealert.org/reports/48 (accessed 26.07.2020).

16. Von Imitation zu Innovation: Chinas Patentstrategie bedroht deutschen Mittelstand. www.wordup.de. Available at: https://www.wordup.de/von-imitation-zu-innovation-chinas-patentstrategie-bedroht-deutschen-mittelstand/ (accessed 11.05.2020).

17. Меньшикова А.М. Пандемия коронавируса как инструмент торгово-экономического соперничества США с Китаем. Россия и Америка в ХХI веке. 2020. Выпуск № 2. DOI: 10.18254/S207054760010418-6

18. Меньшикова А.М. Актуальные аспекты торгово-экономических отношений США и ЕС. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 9 (597). С.53-62. DOI: 10.31857/S032120680006297-0

19. Меньшикова А.М. Приоритеты внешнеэкономической политики Д. Трампа: цели и результаты. Россия и Америка в ХХI веке. 2019. Специальный выпуск. DOI: 10.18254/S207054760005323-2

Система Orphus

Загрузка...
Вверх